В воспоминаниях Анатолия Наймана об Анне Ахматовой есть характерный эпизод. Молодой Найман, развернув газету, задает риторический вопрос: и за что такому-то дали Ленинскую премию по литературе? Ахматова, вспоминает Найман, довольно резко его оборвала: «Стыдитесь — их премия, сами себе и дают».
Я не знаю, как это назвать одним словом, — то, чего нам всем сегодня очень не хватает. Аристократизм? Дистанция? Сдержанность?
В церковной среде, мне кажется, эта проблема стоит особенно остро. Непременно выносить суждение по каждому поводу (читай, лезть в чужие дела) — у нас не просто норма жизни, а почти что священная обязанность. Как будто религия к этому предрасполагает (на самом деле не всегда; но сегодня это так).
Светское общество склоняется к тому, что все относительно, что нужно уважать границы другого человека. Но мы-то верим, что есть Истина. И мы, естественно, хотим, чтобы все вокруг нас соответствовало Истине. Чтобы все «не-истинное», плохое, растворилось, рассосалось, самоликвидировалось. Пожалуй, это нормальный религиозный инстинкт. Но вот то, как человек с ним управляется, — уже вопрос культуры. С которой у нас «все сложно».
Конфликты последних дней в околоцерковном пространстве — наглядная тому иллюстрация. Они вполне однотипные. Разной является лишь расстановка фигур на доске.
Первый акт коллективной истерики случился, когда Владимир Легойда, главный церковный чиновник «по информации», разместил в фейсбуке анонс очередного выпуска своей авторской программы «Парсуна» на патриархийном телеканале «Спас». Здесь, что называется, «либералы нападают, государственники защищаются».
Героиней программы Легойды стала журналистка и общественница Мария Бутина, несколько лет назад отсидевшая в американской тюрьме из-за обвинения в шпионаже в пользу России. По словам Легойды, он позвал Бутину в студию, чтобы обсудить с ней ее свежую книгу «Тюремный дневник». Естественно, такой мотив ведущего публика поспешила оспорить. Ведь Бутина — символ «кровавого режима».
«Ты взял интервью у Бутиной после ее поездки к Навальному и репортажа о том, какой на зоне санаторий? Как же ты низко пал!» (журналист Константин Эггерт);
«Вы втягиваете церковь в очередное гражданское противостояние. Сотни людей уже отвернулись от церкви, и все благодаря вашей неуклюжей пропаганде» (Mitya Gips);
«С собой у Вас, видно, дискуссии нет» (поэт Ольга Седакова).
Сам выпуск программы до сих пор не вышел в эфир. Но железное правило «Пастернака не читал, но осуждаю» уже сработало четко и предсказуемо. За сутки страница Владимира Легойды собрала коллекцию оскорблений самого разного толка, от откровенно грубых до самых изощренно-рафинированных (интеллигентское хамство, по сравнению с рабоче-крестьянским, может быть удивительно изощренным). Увы, содержание программы никому из критиков было вообще не важно. А важны были лишь маркеры: все-таки Вы, товарищ Легойда, «за режим» или «против режима»?
Зеркальная, по сути, ситуация развернулась на страницах маргинального сетевого издания сталинистского толка «Русская народная линия». Оно просто забило тревогу: «В петербургском храме открылась первая в истории «православная порновыставка». Местом провокации стал Феодоровский собор, возглавляемый видным неообновленцем протоиереем Александром Сорокиным»!
Как сообщил ресурс, на выставке побывала петербургский преподаватель, кандидат философских наук Надежда Ильинична Шелепова, она и выступила в роли корреспондента «Русской народной линии».
На поверку публикация оказалась фейком. Фотографии «порнографических» картин, опубликованных «Русской линией», не имели отношения к выставке, а, видимо, были скачаны Шелеповой или кем-то из редакции сайта в сети. Но существом вопроса никто из комментаторов РНЛ не интересовался. Выставки в соборе никто из обвинителей не видел, и это ничуть не мешало им «заявлять о своей позиции» и вешать самые фантастические ярлыки на настоятеля собора. Потому что «православным патриотам» про него все и так «давно уже известно»: «либерал», «западник», «филокатолик». Порновыставка логично встраивается в этот ряд, не так ли?
«Если не остановить сорокинские эксперименты, как бы дело не дошло до создания при соборе, к примеру, ночного гей-клуба. А что? Это как раз в духе «передовых веяний» «братьев-христиан» на Западе, столь любимом протоиереем Александром. Может, все-таки священноначалие остановит экспериментатора от Православия?!» (редакция РНЛ).
«Православно-патриотическая» пропаганда буквально за сутки перещеголяла «либеральную». Если критики Легойды просто обвиняли в аморализме и несоответствии занимаемой должности, то настоятеля Феодоровского собора сетевой «духовный суд» заочно приговорил к лишению священного сана.
Как всякий фейк, статья про «порнографическую выставку в храме» разошлась по сетям с космической скоростью. Но и не только по сетям. В тот же день ее цитировали в качестве «документального свидетельства» на телеканале «Спас». В программе Романа Голованова «Стрим» политолог, экс-сотрудник МВД и доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов, которого ведущий отрекомендовал как «человека глубоко верующего», с возмущением зачитал (не потрудившись проверить информацию хотя бы на сайте Санкт-Петербургской митрополии) текст РНЛ. Спикер призвал общество и государство к решительным действиям в отношении «таких священников», как настоятель Феодоровского собора (как часто бывает у людей, незнакомых с церковным контекстом, Карнаухов перепутал ударение и назвал собор ФеодОровским).
Сам эфир на «Спасе», в который пригласили Сергея Карнаухова, вообще оказался на редкость скандальным. Заявленная тема программы — «Кто втягивает Церковь в политику?» — едва не обернулась для канала чередой судов. Помимо отповеди на тему «порнографической выставки» в петербургском храме, Сергей Карнаухов выступил с заявлением о московском священнике Алексии Уминском, которого, по его мнению, следует привлечь к уголовной ответственности за экстремизм.
В эфире «Спаса» было показано видеообращение, ранее записанное отцом Алексием и распространенное в сети, в том числе в твиттере Алексея Навального. В нем священник призывает власти оказывать своевременную медицинскую помощь заключенным, в том числе находящемуся в колонии оппозиционеру. Комментируя ролик, Карнаухов заявил, что поддержка Навального священником, по его мнению, недопустима, и что за подобную позицию священник должен быть лишен сана.
«Вот перед нами преступник, только в рясе, который занимается экстремизмом, — заявил Карнаухов, — почему к нему не принимать уголовно-правовых мер? Если Русская Православная Церковь — моя Церковь — не начнет заниматься совершенно трезво и хладнокровно борьбой с цветными технологиями внутри православных приходов, то мы очень много в ближайшее время претерпим от священников, которые будут становиться основными игроками против даже не Церкви, а конституционного строя России».
О том, что протоиерей Алексий много лет занимается поддержкой заключенных, и помогает не только Навальному, о том, что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви не предписывают священнослужителям каких-либо определенных политических взглядов, равно как и о правилах хорошего тона — политолог Карнаухов, видимо, просто не знал.
Как часто бывает, «ложечки нашли, а осадочек остался». Сведения о «порновыставке», изложенные в публикации РНЛ, были публично опровергнуты настоятелем собора. Оказалось, что и порнографических изображений не было, и сами картины были размещены не «в храме, среди икон», а в отдельной галерее для выставок. И даже политолог Карнаухов вынужден был признать, что ошибался. «Оказалось, что это ошибочная новость, распространенная петербургским СМИ. В реальности прекрасный художник и дизайнер облачений для священнослужителей организовал просветительский арт-проект. Но нашлись недоброжелатели, которые сделали эту провокацию. Не было в храме никаких порнокартин. Я сделал даже контрольную съемку в храме. Ничего не обнаружено!» — написал Карнаухов на своей странице в фейсбуке.
Телеканал «Спас» в лице ведущего Романа Голованова принес публичные извинения протоиерею Александру Сорокину и его приходу за распространение непроверенной информации, а также прокомментировал выпады Карнаухова в адрес протоиерея Алексия Уминского. Впрочем, извинения как такового в данном случае не было — было скорее сожаление о неудачном эфире. «Разница во взглядах не должна отменять благоговейного отношения к священному сану и уважения к пастырю. Грубый тон в разговоре про священников недопустим», — сказал Голованов. Ведущий также признал, что выступление Карнаухова в эфире «вызвало смущение» среди зрителей канала, впрочем, не упомянул ни откровенного хамства, ни явной некомпетентности спикера.
«Русская народная линия» и вовсе никаких извинений за ошибку и оскорбления в адрес прихода Феодоровского собора и его настоятеля так и не принесла. Да и зачем им. Недаром говорят, что в России понятия репутации не существует. Видимо, в сознании «православных патриотов» цель оправдывает средства, а ради «великой идеи» можно и соврать иногда?
Удивительно, как много в нашей современной церковности советского. Причем в равной степени и у поклонников советского строя, и у тех, кто заявляет себя «антисоветчиками». Мы как будто живем не Богом и не Истиной, а «борьбой за Бога и Истину».
Что тут сказать? Никакие вы не либералы, никакие вы не консерваторы. И никакие вы не журналисты. «Господа, вы звери! Господа, вы будете прокляты своею страной».