Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Грех, отойди от меня, или О свободе

Размышление над Евангельским чтением об исцелении гергесинских бесноватых и подходе «я самый грешный человек на Земле».

бесноваты

Когда-то я писала, что церковная жизнь с постоянным самообвинением и переживанием своего бессилия и греховности крайне способствует депрессии. И обещала написать, что делать. Кажется, евангельское чтение 5-й недели по Пятидесятнице поможет мне это сделать.

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город.

Грех — свойство личности или внешнее зло?

Мы видим тут двух человек, которые как бы не имеют своего голоса. За них говорят бесы. Бесы говорят Христу: «Зачем Ты пришел мучить нас». Именно так действует в нас грех — он лишает нас своего голоса, своей воли, он разговаривает с Богом за нас и прогоняет Его, потому что присутствие Бога мучительно для греха. Но не для нас, для нас Его Присутствие — освобождение.

Еще в самом начале Священного Писания, в книге Бытия, грех описывается как нечто внешнее по отношению к человеку: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:7)», — говорит Бог Каину. Так и видишь грех — темную бесформенную массу, которая лежит и зовет Каина. А он покорно идет на зов, как змея на звук дудочки, как кролик к удаву — и совершает первое убийство.

О том же говорит и апостол Павел — это уже Новый Завет. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7:19-20).

Как отделить себя от греха

Грех лишает нас нашего «я», лишает нас выбора, лишает нас воли. А Христос возвращает нам нас самих.

Поэтому важно различать в себе свой голос — и не свой голос, голос греха. Действительно ли это я завидую, злюсь — или это грех завидует и злится во мне, а я мучаюсь? Как я отношусь к своей зависти? Нравится ли она мне? Жажду ли я освобождения? А этот голос, который говорит, что святыми рождаются, а я не святой и не мать Тереза, — это действительно я так думаю? Или это просто неверие в себя и Бога, который дает нам силы?

Приведу пример: зависть, связанная с комплексом неполноценности.
Как увидеть ее отдельно от себя? Задать себе вопрос — на какое существо она похожа? В моем случае это маленький скулящий зверек, который сидит с закрытыми глазами и ноет — меня вот тут не погладили, а того погладили, и этот человек меня не погладил, это мне не дали, а вот тому дали — уууу…
Как эти слова зверька влияют на мою жизнь и на мое состояние? Они не дают мне увидеть то, что у меня хорошо. И просто понижают мне настроение, ухудшают его, а с пониженным настроением труднее работать и общаться с людьми.
Когда этот зверек впервые появился в моей жизни? Примерно в детстве, когда меня сравнивали с другими девочками и говорили мне, что я бы тоже должна была получить золотую медаль.

Как я отношусь к наличию этого зверька в моей жизни? Нравится ли мне это?
С одной стороны, зверек вроде пушистый и милый, но лучше бы ему держаться на расстоянии и меньше ныть. А то он требует слишком много внимания и отвлекает от более важных вещей. В общем, присутствие зверька мне не очень нравится.

Почему для меня важно, чтобы его не было в моей жизни? Потому что это даст мне силы делать что-то хорошее, что я хочу сделать в этой жизни, силы общаться с людьми и вкладываться в это. Зверек меня ослабляет.
Были ли уже в моей жизни моменты, когда я делала что-то хорошее? Что это были за моменты? Например, в подростковом лагере я утешала девочку, которую не любит отчим. Где в этот момент был зверек? Его не было рядом. Когда еще его не бывает рядом? В моменты увлеченности чем-либо или кем-либо. В такие моменты он исчезает.
Есть ли кто-то, кто может мне помочь вытеснить зверька зависть из моей жизни? Да, во-первых, это Бог, который ставит передо мной жизненные задачи и дает мне что-то хорошее в этой жизни, и во-вторых, это люди, которые дают мне положительную обратную связь.

Мысленное отделение от греха дает силы

Когда мы нащупываем себя и свое собственное отношение к тому, что происходит, в нас появляется внутренний стержень. Да, мы можем быть бессильны справиться со грехом или с какими-то обстоятельствами сами. Всегда есть что-то, что от нас не зависит. Но если мы понимаем, что мы этот грех не хотим, если у нас есть собственное отношение к происходящему, есть желание жить определенным образом — мы уже не никто, мы не бессильны, мы можем делать выбор.

Мы можем расширять пространство праведности в себе и своей жизни. Можем размышлять над тем, почему нам важно жить не так, как говорит нам жить грех. Можем вспоминать ситуации, когда нам все-таки удалось не сорваться и складывать в копилочку те умения, которые мы при этом проявили. Это может быть умение обратиться к Богу за помощью, а может быть умение переключиться на другие мысли.

Да, конечно, грех делает нас бессильными. Но мы верим в то — Церковь верит — что в крещении Христос освобождает нас от рабства греху. Он дает нам свободу, но от нас зависит, как мы ею распорядимся. От нас вообще довольно много зависит, хоть и не все. И именно ощущение того, что от нас хоть что-то зависит, может вытащить нас из депрессии.

Очень важно слышать себя и поворачиваться к Богу своей настоящей частью, той, которая личность. Бог нам помощник в этом, Он хочет не поработить нашу волю, а освободить ее. Это наглядно видно по ситуации с гергесинскими бесноватыми.

Понимание внешней природы греха помогает прощать ближних

Но можно еще помнить, что грех поражает и мучает не только нас, но и других, и точно так же от других он отделен, и представлять его как отдельную сущность. Может показаться, что мы снимаем этим подходом с себя и с других ответственность. В каком-то смысле это так и есть. Но когда мы думаем, что другой человек не злодей, а им овладела злость и мучает его — это может пробудить в нас сочувствие и милость. Тут очень важны слова, которые мы используем.

Часто задаешься вопросом — как же, как же любить грех и ненавидеть грешника? А вот так. Называть грех как отдельную сущность, размышлять о нем, как об отдельном живом существе, которое влечет и нас, и ближних. И будет легче относиться к ближним, как к жертвам греха, а не как к тем, кто активно желает нам зла.

Приведу еще один пример. Я человек, в силу воспитания не слишком сильно склонный к порядку. И в какой-то момент у меня появилась соседка, склонная к порядку уже болезненно. У нас с ней начались конфликты, вплоть до криков с ее стороны, после которых мне стало с ней весьма тяжело общаться и даже находиться в одной квартире. Я не могла ее простить, боялась и злилась. В том числе на ее любовь к порядку. А потом я вспомнила, как она заселялась и какое хорошее впечатление произвела, и сказала себе — ну да, есть у нее такая черта, которая вышибает ее из душевного равновесия, но ведь это не вся она. И ей самой от этого явно тяжело, потому когда человек не может перенести каплю жира на плите, жить ему нелегко. И вдруг весь мой гнев прошел и какое-то время мы с ней нормально общались. Потом, правда, все снова куда-то съехало, но это был очень положительный опыт.

Выбор побеждает безысходность

Возвращаясь к тому, как быть верующим человеком и при этом не быть раздавленным ощущением своей безысходной греховности. Главное — осознать, что грех — это не мы, это нечто внешнее по отношению к нам, и мы можем принять решение, как к греху относиться. Как только мы принимаем решение, безысходность отступает, а Бог — на нашей стороне, Он не над нами, как Судья, а рядом с нами, как наш Помощник и Освободитель.

Вопросы для размышления
Важно ли для вас владеть собой? Почему?
Был ли у вас опыт не владения собой (гнев, отчаяние, что-то другое)?
На какое существо или предмет было похоже это состояние?
Как давно вы с ним знакомы?
Чего оно от вас хочет?
Как оно на вас влияет?
Согласны ли вы с тем, что с вами происходит в этот момент, нравится ли вам это?
Если вы не согласны — почему?
Почему для вас было бы важно поступить совсем не так, как призывает вас грех?
Что бы вы сказали Христу, если бы верили, что Он может вам помочь в такой ситуации?
Запишите это и прочтите как молитву.