Храм для игрушечного Бога

Алексей Шкотов

Архитектор по образованию, студент СПбДА.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Проект храма при МГУ

Еще не остыла дискуссия вокруг храма Вооруженных сил и проекта храма для олимпийцев, как в сети вновь возникло бурление вокруг нового церковного проекта — храма при МГУ. На проекте мы видим странную картонную архитектуру, машинально копирующую детали московского узорочья с воткнутыми в крышу луковичными главками, украшенными позолотой. Храм выглядит настолько бутафорным и игрушечным, что кажется, что он построен для такого же бутафорного и игрушечного Бога. Можно отметить, что в главном здании МГУ мотивы того же храма Василия Блаженного выглядят во много раз убедительней и логичней, чем в этом проекте главного вузовского храма страны.

Патриарший собор во имя Воскресения Христова, или Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации

Строительство новых храмов часто подвергается нападкам со стороны различных заинтересованных групп — но я здесь не о финансовых вопросах или о разумном использовании городской земли, а лишь о том, кому нужен такой образ православного храма с нелепым подражанием древним архитектурным формам и с обилием позолоты.

Почему нам так важны эти купола и кокошники, закомары и шатры? Что они говорят о нас, о нашем Боге, о нашей Церкви? Они свидетельствуют о нашей принадлежности к исторической Церкви? Но историческая Церковь уже успела отбросить эти формы в петровскую эпоху и вспомнила о них лишь в ΧΙΧ веке, в эпоху национального романтизма, когда это стало модно. Тогда это было связано с патриотическими настроениями, затем с николаевской церковной политикой и просто с возникшим интересом к русской древности.

Церковь Спаса на Городу. Ярославль, 1695 г.

Вплоть до революции церковная архитектура искала свой язык в формах допетровского русского зодчества. Выискивались все более древние и лаконичные образцы, на которые ориентировались архитекторы. Сначала это были попытки совместить классицистическую архитектуру со средневековыми формами, затем вдохновение черпали в московско-ярославском зодчестве XVII века, в начале XX века обратили внимание на домонгольскую архитектуру Новгорода и Пскова.

Храм Святителя Петра, Митрополита Московского. Санкт-Петербург, 1911–1912 гг. Фото 1910-х гг.

Необходимо отметить, что интерес к русской старине был тогда очень широким — это было связано и с археологическими открытиями, и вообще с национальным подъемом, с широкими дискуссиями о русском пути.

После революции церковное зодчество в России прекратилось, и весь двадцатый век, вплоть до 90-х, выпал из истории русского церковного зодчества (нельзя сказать, что храмы в советское время не строили вовсе, но то, что было не до поиска нового архитектурного языка, однозначно). В остальном мире, конечно, в это время возводили храмы, и они, как и вся архитектура ΧΧ века, были, возможно, скучными или слишком «модернистскими», однако они были хорошей попыткой сказать о вере на современном языке.

В конце 80-х — 90-е годы православие стало вызывать широкий интерес, и после падения Союза на территории России строительство церквей получило небывалый размах. В то же время многие грезили возрождением Святой Руси, и конечно, хотелось, чтобы новые храмы были как старые — отсылали к былому величию Русского Православия. Интерес к историческим формам был и у архитекторов. Усталость от скупого языка советского модернизма, от которого невозможно было отступить в рамках плановой экономики, вызвала у архитекторов ненасытное желание к самовыражению — теперь ему открывались широкие возможности.

Парк развлечений «Остров мечты». Москва, 2019 г. Стиль «капиталистический романтизм»

Новое явление, захлестнувшее архитектуру на постсоветском пространстве, которое нынешние молодые архитекторы из Петербурга окрестили «капиталистическим романтизмом», очень причудливо сочетало в себе использование современных конструкций и материалов с историческими элементами из разных эпох. Здания в таком «стиле» одним людям казались вызывающими и интересными, другим — пошлыми, уродливыми, кричащими.

Сложно сказать, вызывает ли удивление, что именно это направление стало ведущим не только в светской, но и в церковной архитектуре. Архитекторы пытались переосмыслить традиционные формы и сочетать их с новыми конструкциями, снабдив здания «церковным» декором. Так по всей стране стали появляться бетонные храмы, увенчанные отштампованными на заводе позолоченными луковицами. Здания в крупных городах иногда получались удачными, а в провинции нередко представляли собой очень странную «народную архитектуру».

В 2008 году в страну пришел кризис. «Капиталистический романтизм» сменился разочарованием в декоре. Появилось новое поколение архитекторов, не пуганное убогостью советских запретов на излишества, зато успевшее налюбоваться новыми храмами и «дворцами».

И если жилые комплексы и общественные постройки в виде дворцов и замков строить практически перестали, церковь еще не наигралась в феодальную архитектуру. В смотре-конкурсе 2013 года «Современное архитектурное решение образа современного православного храма» практически все номинанты конкурса так или иначе занимались перепевом допетровской архитектуры, копировали кокошники, закомары, луковицы и шатры. Один из финалистов оказался даже уличенным в самом настоящем плагиате проекта известного дореволюционного архитектора.

Круглый стол на тему «Минимализм в церковной архитектуре», прошедший в Москве в 2017 году, казалось, наметил пути выхода из кризиса, однако уже к 2019 году основные участники круглого стола начали предлагать другой выход — «свидетельство о красоте» — переросшее в проект «Теоэстетика». Сложно сказать, что повлияло на них, однако мне первый вариант представляется более конкретным и потому более перспективным.

Презентация проекта «Теоэстетика». Российский православный университет, 12 ноября 2020 г.

Почему минимализм — это выход из кризиса?

Минимализм — это невыученные уроки XX века. Это и социальные уроки революции, и опыт архитектуры ΧΧ века, к которому русская церковная архитектура оказалась непричастной. И кажется, что этот опыт необходимо пройти, чтобы увидеть возможности минимализма в архитектуре православного храма.

К этому хочется добавить, что строительство храмов, подражающих древней архитектуре, — это либо долго и дорого, либо выглядит дешево и больше похоже на Диснейленд, чем на что-то древнее и основательное.

Минимализм — это и воспитание вкуса, который не помешает нам всем и за отсутствие которого уже давно ругают и российских чиновников, и духовенство Православной Церкви.

Скитский храм во имя Преображения Господня. Село Гверстонь, Псковская область. Конец 1990-х — начало 2000-х гг.

Минимализм — это очищение от наносного. Кажется, минимализм в архитектуре храма может помочь понять, что в церковной жизни главное, а что второстепенное. Увидеть принципиально важное в оформлении храма и избавиться от «мишуры», которая скорее мешает молитве и приходскому служению.

Кроме того, здесь можно вспомнить и давно уже возникший в обществе запрос на «бедную церковь». Проекты православных храмов в духе минимализма дадут возможность общинам самим финансово участвовать в постройке, не требующей больших материальных вложений. Строительство не будет занимать длительного времени, а облик здания будет вполне современным.

Храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Г. Пори, Финляндия. 2002 г.

И наконец, как мне кажется, минималистичный храм будет гораздо вернее свидетельствовать миру о Боге, в Которого мы верим, и о Церкви, которую мы собой представляем.

Все эти луковицы и закомары больше говорят о нашем национальном прошлом, чем о Боге, который гораздо выше национальных мечтаний. Все наше золото беднее Господа, родившегося в вонючей пещере и поселившегося среди плотников и рыбаков. Да и сами мы не настолько богатая Церковь, чтоб иметь возможность строить и содержать огромные храмы без помощи крупных благотворителей и государства.

И очень бы хотелось, чтобы храм при МГУ говорил о Боге на более простом и универсальном языке, чем язык московского узорочья. Чтобы он свидетельствовал действительно о едином добром и любящем Боге, а не о наших фальшивых псевдонациональных амбициях.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle