Христос ставит многоточие

Протоиерей Владимир Хулап

Доктор теологии, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
А. Н. Миронов. Притча о злых виноградарях. 2013

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Мф 21:33–42 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ученики, которые слушали Христа, — люди давно прошедшей эпохи, — воспринимали притчу о злых виноградарях как ссылку на Книгу пророка Исайи. Если мы откроем ее пятую главу, то увидим, что в ней изложена очень похожая история. Правда, у Исайи эта история развивается по-другому: плоды оказываются горькими, кислыми и непригодными для еды. Бог разрушает ограду виноградника, чтобы предать его терниям, тем самым предвозвещая судьбу ветхозаветного народа перед лицом многочисленных невзгод той эпохи.

В евангельской же притче мы видим, что после очень знакомого для иудеев начала появляются другие действующие лица. Появляется человек, которому вверен этот виноградник. И проблема уже не в самих плодах, проблема в том, что, в связи с появлением нового промежуточного звена — работников виноградника — плоды не могут дойти до хозяина. Это еще одна аллюзия, в этот раз — на начало Книги Бытия, где первые люди, Адам и Ева, по толкованию Святых Отцов становятся «священниками» всего творения, которые в храме природы должны приносить ее дары Богу.

Человеческий грех заключается не просто в нарушении заповеди о невкушении плода, он является результатом внутренней закрытости, результатом попытки человека создать, укрепить и возвысить стены, которые отделяют его от Бога и ближнего, результатом попытки создать свой собственный мир без Создателя, результатом желания сказать: «Это — мое, это — мой мир, это — моя жизнь, которую я возделываю и культивирую. Поэтому никто, в том числе Бог, в этот мир вмешиваться не может».

Божьи вестники — слуги и сын — в этой притче уничтожаются, изгоняются, побиваются. Речь идет о попытке создать «счастье», которую мы видим в жизни очень многих людей. Они просто не обращают внимания на какие-то внешние, мешающие факторы, на ту информацию или какие-то события в нашей жизни, которые постоянно напоминают нам о нашей несамодостаточности. Это своего рода детская позиция, когда ребенок закрывает ладошками лицо и считает, что он спрятался от родителей. На самом деле он остается на том же самом месте и родители, как и наш Небесный Отец, улыбаются, а может быть и печалятся, видя, что мы — взрослые, называющие себя христианами — нередко ведем себя безответственно и даже глупо.

Христос не завершает эту притчу, Он задает вопрос, на который сами слушатели дают ответ. Этот ответ совершенно правильный, совершенно справедливый в рамках той ветхозаветной логики, которая действовала по принципу «око за око, зуб за зуб», смерть за смерть — соответственно. В рамках человеческой логики, в рамках «уголовного кодекса» все правильно: те, кто нанесли увечья, те, кто стали убийцами, сами подлежат смерти. Но Христос здесь не ставит точку, Он ставит своего рода многоточие…

Если мы посмотрим, в каком месте Священного Писания притча произносится, то увидим, что это происходит между входом Господним в Иерусалим и событиями, произошедшими на Голгофе. Тем самым Христос показывает, что на самом деле Бог завершает притчу совершенно иначе: Он не уничтожает этих виноградарей, а воскрешает Своего Сына. Так Господь показывает, что те камни, которые мы считаем краеугольными в своей жизни, на которых строим свое человеческое бытие — будь то здоровье, карьера, финансы, — не просто «нужно выкинуть», но на самом деле каждый из этих камней может быть преобразован.

Каждый из этих камней может быть преображен через смерть и воскресение в том самом новом качестве, в котором Бог предает на смерть и воскрешает Своего Сына — в том числе и для того, чтобы жили вот эти злые, безумные и бездумные работники виноградника. Тогда мы становимся свидетелями чуда, того чуда, свидетелями которого мы являемся здесь и сейчас, когда приносим Богу хлеб и вино. Не просто пшеницу и виноград, но плоды природы, которые одновременно являются результатом творческой деятельности человека, мы приносим Ему, говоря: «Твоя от Твоих». Мы благодарим Его за те явленные и неявленные дары, которые мы не всегда осознаем в нашей жизни. Происходит чудо Преображения, когда в материальных элементах, хлебе и вине, мы встречаемся с Телом и Кровью, то есть живым, воскресшим и живущим вместе с нами Христом.

Действительно, сегодняшняя притча в таком прочтении предлагает каждому из нас подумать — что же это за камни, на которых мы основываемся? Как их можно преобразить? Как сделать так, чтобы и в них воссиял свет Христов и произошло то чудо, которое описывается в завершающих словах Псалма (Пс 117:22)?

Все то, что мы отвергаем в нашей жизни, все то, в чем не видим Бога, на самом деле может стать местом встречи с Ним, местом преображения и воскресения.

Аминь.

19.09.2021. Неделя 13-я по Пятидесятнице

Первая публикация: https://feosobor.ru/2021/09/propoved-otec-vladimir/

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle