20 октября Русская Православная Церковь празднует память Псково-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление». Что это за икона, умиляется ли на ней Божия Матерь и почему надо молиться именно у нее?
Что мы знаем об иконе «Умиление»
Этот чудотворный список с Владимирской иконы Божией Матери был сделан в 1521 году иеромонахом Арсением (Хитрошем). В том же году псковские купцы Василий и Феодор принесли образ в Псково-Печерский монастырь. Икона прославилась многими чудесами и исцелениями, причем не только православных, но и иноверцев. Особое почитание образ приобрел после того, как в 1581 году Пресвятая Богородица защитила Псков от войск польского короля Стефана Батория. Как гласит предание, икону «Умиление» поставили в проломе стены города и совершали перед ней молебны. Литовские войска стреляли в образ из пушек, но ядра не причинили ему вреда. После пяти месяцев осады враги не смогли взять город. В память о чудесной помощи Божией Матери был установлен крестный ход с иконой «Умиление» из Псково-Печерского монастыря в Псков в седьмую неделю по Пасхе.
Во время Отечественной войны 1812 года после крестного хода с иконами Божией Матери «Успение» и «Умиление» 20 (7) октября русские войска отбили Полоцк у французов, тем самым избавив от опасности и Псков. В честь этой победы в Псково-Печерском монастыре был построен храм во имя Архангела Михаила, где в настоящее время и хранится чудотворный образ «Умиление» — у правого клироса под сенью. А в главном приделе Успенского собора монастыря находятся два чтимых списка с этого образа.
Почему «Умиление»
Псково-Печерская икона Божией Матери относится к типу Богородичных икон «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова Ελεούσα («Елеуса») — «Милостивая». Этот тип иконографии отражает личные отношения Божией Матери с Ее Сыном. Между ними нет никакой дистанции: Богородица и Младенец Христос прислонились друг к другу щеками, голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Ее рукой за шею. Они составляют единое целое, в их отношениях столько нежности, любви и доверия. Такими призваны быть и отношения каждого человека с Богом.
О чем молиться этой иконе? В чем она помогает?
Такие вопросы нередко задают в храме или в поисковых запросах. Понятно, что к Богу мы можем обратиться по любому вопросу. А вот с иконами Пресвятой Богородицы и со святыми сложнее. Составляются целые сборники, какие иконы и святые в чем помогают, есть молитвы на все случаи жизни. Казанской иконе Божией Матери молятся при болезнях глаз, «Неопалимая Купина» защищает от пожара, а «Неупиваемая Чаша» — от пьянства. Откуда взялось это распределение?
Из истории иконы. Через Псково-Печерскую икону «Умиление» Пресвятая Богородица защитила Псков от поляков, значит, ей молятся о защите от врагов. Известны случаи исцеления слепых, значит — об исцелении, особенно от глазных болезней.
Не слишком ли утилитарное отношение к святыне?
В таком утилитарном подходе к святым и иконам можно увидеть, с одной стороны, языческое мировоззрение, в котором каждый бог отвечает за свою сферу жизни, а с другой — общую тенденцию к узкой специализации во всех областях жизни и деятельности человека.
В наши дни сложно найти специалиста широкого профиля, который обладает универсальными знаниями в своей области и видит ее в полноте. Все больше и больше людей специализируются на каком-то узком направлении, зная это направление прекрасно и имея глубокие профессиональные знания и опыт. Например, если раньше хирург делал все известные операции, то сейчас хирургия делится на множество направлений: кардиохирургия, нейрохирургия, гнойная хирургия, хирургия глаза и другие. И мы стараемся попасть к специалисту именно по нашей проблеме, потому что он сделает лучше. Такое понимание переносится и на духовную жизнь.
Молитва — это прежде всего общение с личностью. А если мы ищем, какая икона Божией Матери помогает в этом случае, какая в другом, мы становимся просто потребителями, и Божья Матерь нам не нужна. Молясь перед иконой Пресвятой Богородицы, не стоит забывать, что обращаемся мы не к иконе, а к Самой Деве Марии. У Нее много образов, глядя на которые мы имеем в виду первообраз.
Поэтому мы можем перед любой иконой попросить о любой своей нужде или поблагодарить. И помогает нам не икона, а Бог по молитвам Своей Пречистой Матери.
Обязательно ли ехать к иконе в Псково-Печерский монастырь?
Чудеса от Псково-Печерского образа совершаются и сейчас. В Псково-Печерский монастырь приезжают многочисленные паломники, чтобы обратиться к Пресвятой Богородице за помощью. Почему люди едут так далеко, чтобы помолиться именно перед этой иконой? Потому что она древняя, чудотворная, и еще часто можно услышать — она намоленная. Что значит «намоленная»? Неужели Господь по молитве к этой иконе даст просимое, а по молитве к ее бумажному «софринскому» списку — нет?
Часто намоленность понимается магически. Когда люди молятся, вырабатывается духовная энергия, которая постепенно накапливается в священном предмете, и он сам становится источником этой энергии и получает возможность совершать чудеса. Это понимание не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе.
Икона не сильна сама по себе, это только образ. И свята она не потому, что перед ней молятся, а потому что свят тот, кто на ней изображен. Бог — единственный источник святости и благодати, а икона помогает нам получить эту благодать.
Точно так же, когда мы смотрим на фотографию любимого человека, мы испытываем любовь не к листу бумаги, а к самому человеку.
Почему мы стремимся молиться перед древними иконами?
Совершенно неважно, перед нами искусно написанный древний подлинник или его бумажная копия. Любая икона может быть чудотворной. Древние иконы не всегда были таковыми. Это можно сравнить с переселением в новый дом. Поначалу он всегда немного неуютный, пустой, безличный. Постепенно мы начинаем его обживать: украшаем, делаем уютным, наполняем дорогими нам вещами, фотографиями, комнатными растениями. Во всей обстановке начинает чувствоваться дух живущего в доме человека или семьи. Так же и с домом Божиим. В новом храме начинается духовная жизнь, в нем совершается молитва, люди приносят туда свою любовь, радости и скорби. Он становится местом общения с Богом, местом Его присутствия.
Но все же древние иконы, прославившиеся чудесами, не зря привлекают к себе людей и особо почитаются Церковью. Перед ними на протяжении многих лет и даже столетий молилось множество христиан, и на их молитвы был ответ. Именно через эти иконы Господь явил Свою милость. Молясь перед древним чудотворным образом, мы приобщаемся к молитвам тех, кто обращался к святым до нас и кто обращается к ним сейчас. И наша молитва соединяется с их молитвой. Поэтому перед ними легче молиться.