Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Ирония глупости

Почему бессмертная комедия Рязанова в который раз оказалась в центре скандала и при чем здесь Церковь…

Кадр из фильма «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова

Только я радовался, что высшие чины Церкви (да и просто люди, посвященные в сан и хотя бы краем рясы связанные с медиа) перестали говорить публично разные глупости и тем самым провоцировать медийные скандалы, как вот вам пожалуйста — новый повод. Причем прямо первого января. Открыл сезон митрополит Михайловский и Рязанский Марк, который обрушился на бессмертный новогодний атрибут (наравне с салатом оливье) — комедию «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова.

В этой истории водевильно все, буквально каждый элемент, начиная от гармонирования звучания сана митрополита с фамилией режиссера. Новости, подобные этой, меня уже сильно не печалят. Людям нужно прощать отсутствие художественного вкуса. Как совершенно верно заметила одна френдесса, некоторые смотрят фильмы через призму идеологии. То есть для них важно, чтобы фильм чему-то учил, соответствовал определенным культурным ценностям и мировоззрению (желательно тех, кто выступает с критикой). А ведь именно к посылу фильма придрался митрополит: мол, не тому учит. Разве порядочно поступил герой Мягкова? (Да, я надеюсь, никому не нужно пересказывать сюжет?!)

Я могу с уверенностью сказать, что до своего прихода в Церковь я бы уверенно сказал, что не согласен с аргументами выше. Но теперь, когда я уже «профессиональный православный», я не согласен с ними тем более. Потому что в жизни все сложнее, чем в учебниках по догматическому богословию. Я не имею в виду, что о Боге там говорится как-то неправильно. Я о том, что да, конечно, правильно, когда встречаются мальчик с девочкой, до самой свадьбы ходят за ручку, а первый плотский контакт у них случается только во время брачной ночи. Однако реальность вносит свои коррективы. Не всегда получается соблюсти все условия. Не всегда…

Любил ли Женя Галю? Или просто так получилось, а он и не сопротивлялся? Кому больше нужна была эта свадьба — ему или Гале? А, может, его маме? Хорошо, что за исключением обвинений Рязанова в том, что он транслирует с экранов пошлость и безответственность, митрополит не начал искать в этом фильме, где там действует Бог. Потому что лично я думаю, что не всегда Господь может выступать только на стороне тех, кто все делает правильно, сиречь строго по канонам, но без любви. Тех, кто врет самому себе, прикрываясь высокими идеалами… или банальным страхом упасть в чужих глазах или вдруг встретиться с собой настоящим.

Не может ли случиться так, что в результате измен, семейных потрясений, горьких слез Женя и Надя узнали, что они строили свою жизнь как-то не так? Как-то неправильно? Что в эту судьбоносную новогоднюю ночь они пересеклись для того, чтобы разобраться в себе и друг с другом? Эти вопросы режиссер предоставляет решать зрителям. Ответы на них опять же, на мой взгляд, довольно однозначные и лежат на поверхности.

Но еще больше вопросов вызывает неуемная реакция некоторых спикеров нашей Церкви – обязательно быть причастным к разного рода культурным феноменам, причем чаще всего со знаком минус. Я уже говорил о том, что иметь плохой вкус — не грех, но разве эти люди не видят того, что они позорят Того, Кому они вызвались служить? Что они превращают Церковь в то ведомство, от которого они же в свое время и настрадались?

Владимир Легойда уже выступил с разъяснением, что это было всего лишь частным мнением митрополита. Что ж, это правильно. Но, однако, мы слишком часто слышим такие мнения. Не пора ли задуматься, нет в ли в этом грустной иронии…


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!