Как вы относитесь к наслаждениям? А к удовольствиям?
Насколько позволяете их себе?
Вижу по вашему серьезному взору, что они не для вас – ведь говорят, что это неспасительно для души.
А зря. Вы созданы, чтобы наслаждаться и жить в удовольствии.
Неожиданно?
Для многих, воспитанных в особой версии «скорбного православия», неожиданно. Однако реальность в том, что человек не может избежать удовольствия и наслаждения.
Убегая от удовольствия в пище непостной, постящийся находит удовольствие в пище постной. Картошечка вареная с укропчиком – ах! Постная пища в монастырях – отнюдь не пытка!
Уходя в уединение от общества, отшельник находит радость и наслаждение в одиночестве.
Если бы удовольствие и наслаждение мешали спасению, то по монастырскому уставу монахи ели бы тухлое мясо. Хотя уверен, что скоро и в нем они нашли бы своё удовольствие. Ведь удовольствие можно найти даже в насилии и в страхе!
И вот вопрос – надо ли бегать от этой “сладкой парочки”?
Прп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры»:
«С другой стороны, одни удовольствия — истинные, другие — ложные.
Те удовольствия, которые принадлежат одному разуму, проистекают от познания и созерцания; те же удовольствия, в которых участвует тело, имеют свой источник в чувстве.
При этом, из удовольствий, в которых участвует тело, одни естественные и в то же время необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища и необходимая одежда;
другие — естественные, но лишенные свойства необходимости, каковы: половые сношения, естественные или законные, ибо хотя половые сношения и способствуют продолжению человеческого рода в целом, однако можно жить и без них – в девстве;
третьи удовольствия — ни необходимые, ни естественные, каковы: пьянство, сладострастие, пресыщение. Эти удовольствия не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода и даже наоборот — вредят.Поэтому тот, кто живет в согласии с волей Божией, должен искать удовольствий необходимых и, вместе, естественных; а на втором месте полагать удовольствия естественные, но необходимые, допуская их в приличное время, приличным образом и в приличной мере. Прочих же удовольствий следует всячески избегать».
При чтении Иоанна Дамаскина пришло озарение.
Удовольствие и наслаждение – это не что-то внешнее. Это просто внутренний психологический и биохимический механизм, дающий возможность нам «усвоить» внешнее.
Мы так устроены, что живём и растём только тогда, когда чувствуем удовлетворённость и радость внутри. Ребёнок, который ест мороженое. Студент, увлечённый предметом. Влюблённый юноша. Родители, пьющие чай с детьми. Все они наслаждаются удовольствием быть в полноте жизни. Они «включены» в жизнь. Наслаждаются моментом. И нет, они не грешат.
Проблема не в удовольствиях или наслаждениях, а в том, какую роль они играют для нас.
Если внутри глубокая «дыра», всепожирающая, как ад, дыра неблагодарности и недовольства, то мы будем «лить» туда все больше и больше наслаждений. Жажда, возрастающая по мере питья.
Если же внутри успокоенность и наполненность, то удовольствия и наслаждения, найденные в малейшем событии – даже в тяжелейших ситуациях жизни, – будут поводом славословить и благодарить Творца.
«Кто будет пить воду, которую Я дам, не будет жаждать вовек» (Ин 4:13).
А вот несколько простых советов получать удовольствие в «здесь и сейчас»:
– Поднесите руки к струе воды из крана. Почувствуйте, как приятно она обтекает вашу ладонь.
– Погладьте деревянный стол. Чувствуете фактуру? Наслаждение проводить по ней рукой.
– Посмотрите с любовью на цветок. Как это красиво!
– Послушайте шелест ветра перед дождём.
Каждый день находите такие маленькие удовольствия. Вы не грешите. Вам не нужен «Бентли».
Будьте довольны всегда. Наслаждайтесь малым мгновением. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10).
Не думайте, что удовольствие – грех. Грех – это неудовольствие. Вся жизнь – благословение Божие, и каждый момент наполнен Им.
Источник: страница автора в “Фейсбуке”