Исключительно церковный композитор. К 340-летию со дня рождения Генделя

Георгий Ковалевский

Музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

18 ноября 1741 года в гавань города Дублина пришвартовался корабль с композитором Георгом Фридрихом Генделем, отправившимся из Лондона. Ноябрь в Северном море — время штормов, путь проходил с двумя остановками и занял примерно две недели. На следующий день в местной газете появилась заметка, гласившая, что «в прошлую среду сюда прибыл на пакетботе из Холихеда прославленный доктор Гендель — Джентльмен, повсеместно известный своими превосходными композициями во всех родах музыки, а именно своими Te Deum, Jubilate, Антемами и другими сочинениями церковной музыки… Он намерен исполнить здесь свои оратории…»

Представляя маэстро ирландской публике, газета ни словом не упомянула о достижениях Генделя на оперном поприще (за всю свою жизнь композитор создал свыше четырех десятков сочинений в этом жанре), обозначив его исключительно как церковного композитора. И на это были свои причины.

Оратория vs опера

Премьера последней генделевской оперы «Деидамия» прошла 10 января 1741 года в лондонском театре Линкольнс-Инн-Филдс. 10 февраля того же года композитор сопровождал третий премьерный спектакль игрой на клавесине в полупустом зале, окончательно осознав, что перспектив как у оперного композитора у него больше нет. Посетовав на изменчивые вкусы лондонской публики, когда-то с восторгом рукоплескавшей его операм, Гендель принимает предложение ирландского генерал-губернатора лорда Уильяма Кавендиша на серию из шести концертов в Дублине, на одном из которых должно было прозвучать новое сочинение.

В августе мастер принимается за работу, и к 12 сентября 1741 года произведение вчерне было готово, им стала оратория «Мессия», одна из самых известных ораторий в творчестве Генделя, звучащая сегодня в разных уголках Земли.

Лондонский Театр Его Величества, где 1711–1739 годах было впервые поставлено более 25 опер Генделя. Современный вид

Оратория, как мы ее сегодня представляем — сочинение для хора, оркестра и солистов, — жанр, возникший практически одновременно с оперой. Но эволюция оперы сразу пошла в сторону театрального волшебства, пышных декораций, активного сценического действия, выражения сильных страстей. А оратория частично сохранила свое «церковное прошлое», и вместе с ним частое обращение к библейским и околорелигиозным сюжетам (в отличие от любимой оперой античной мифологии), назидательность, аллегоричность, бòльшую строгость, а также монументальность, выраженную в том числе в значительном участии хора. А еще оратория, в отличие от оперы, требующей специально оборудованного театра, могла звучать и на концертной сцене, и в храмовом пространстве.

Оратория «Мессия» не была первым генделевским опытом в этом жанре. Еще обучаясь в Италии в 1706–1710 годах, композитор написал две оратории — «Триумф времени и правды» и «Воскресение». Долгое время приписываемые Генделю «Страсти по Иоанну», согласно последним исследованиям, ему не принадлежат. В 1718 году Гендель пишет ораторию «Эсфирь», а чуть ранее — «Страсти по Брокесу» на либретто немецкого поэта Бартольда Генриха Брокеса, изложившего в стихах историю страданий и распятия Иисуса Христа по текстам четырех Евангелий. В 30-е годы Гендель, в связи с неудачами в оперном театре, все чаще принимается за создание ораторий, проявив себя к концу жизни как мастер именно этого жанра и обессмертив свое имя.

Главный герой — Иисус Христос

«Мессия» на фоне остальных ораторий Генделя смотрится несколько необычно. В этой оратории среди солистов нет персонифицированных действующих лиц, нет привычного линейного сюжета, почти отсутствуют речитативы, а само либретто представляет собой компиляцию цитат из Ветхого и Нового Завета.

Фрагменты из Писания выбирал друг Генделя и его меценат Чарльз Дженненс, задумавший ораторию как «духовную оперу» в трех частях. Главный герой оратории — Господь Иисус Христос, названный древним словом «Мессия» (др. евр. — «Машиах»), что переводится как «Помазанник Божий».

Назвать ораторию «Христос» в XVIII веке в Англии было невозможно по ряду причин. В английском обществе того времени царили пуританские обычаи, исключающие даже какой-либо намек на «фамильярность» в обращении с Богом. Этим Британия коренным образом отличалась от Германии, где был распространен пиетизм и обращение к Богу как «дражайшему Иисусу», «возлюбленному Иисусу» довольно часто встречается в церковных кантатах и хоралах. Англиканская Церковь сразу создавалась как «королевская», и часть обрядов сохранили от Католической Церкви свою торжественность и пышность. В обрядовой музыке приветствовалась сдержанность и почтительная строгость. Бог воспринимался как высший Господин (Lord), Искупитель (Redeemer). В оратории «Мессия» Генделя, соответственно, главенствует возвышенный и торжественный тон, не исключающий при этом искренности и теплоты.

Увертюры, арии, менуэты, фуги: разбираем ораторию по частям

Три части оратории — три образа времени в воплощении Господа Иисуса на Земле. Первая — пророчества, Рождество и земные чудеса Христа. Вторая — Его предание на смерть, распятие, воскресение, вознесение на небеса, начало проповеди учеников, отказ земных царей принять Евангелие, их поражение и торжество христианства на Земле. Третья — обетование искупления грехопадения Адама, судный день и всеобщее воскресение; окончательная победа над грехом и смертью.

После торжественной увертюры с медленным вступлением и быстрым разделом первая часть открывается речитативом и арией тенора, который провозглашает пророчество пророка Исайи (текст взят из 40-й главы): «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими».

Сцена Рождества Христа (№ с 13 по 17) открывается «Пасторальной симфонией». Гендель изображает в ней наигрыши итальянских пастухов, спускавшихся с гор накануне Рождества и музицирующих на волынках и рожках перед празднично украшенными вертепами. После этой райской музыки следует единственный в оратории речитативный диалог между пастухами и явившимся к ним Ангелом, несущим благую весть. Заканчивается первая часть хором (№ 21), воспевающим мудрость и милосердие Господа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко».

Партитура фрагмента оратории «Мессия»

Вторая часть оратории посвящена искупительной жертве Христа и открывается печально-торжественным хором «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Интересно, что в первом номере «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха цитируется хорал с этими же словами. У Баха вступительная часть — грандиозная хоровая сцена, которую можно уподобить величественной, многофигурной фреске. У Генделя эмоции не столь остры и чувства не столь откровенны, однако именно такая манера пришлась по сердцу ирландским слушателям, присутствовавшим на премьере. Публика особенно оценила следующую за трагическим хором арию альта «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни». Слова этой арии взяты из Книги пророка Исайи, равно как и последующая драматическая сцена полностью соткана их ветхозаветных цитат. Из текстов Нового Завета цитируются апостольские послания, а также Книга Апокалипсис, фрагмент из которой был положен в основу самого знаменитого номера «Мессии», завершающего вторую часть хора «Аллилуия» (№ 44):

Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. Царь царей и Господь господствующих.

Своей торжественностью и искренней радостью этот хор может восприниматься как финальный, однако за ним следует еще одна часть, в которой слышны ожидание смерти и Страшного суда. В отличие от более поздних «реквиемов», где эмоционально остро выражался страх перед смертью, в «Мессии» царит покой и надежда на лучшую жизнь.

Ария сопрано «А я знаю, Искупитель мой жив», открывающая третью часть, — цитата из Книги Иова, которую часто любила повторять мать и старшая сестра Генделя. Написав этот номер в жанре спокойного медленного менуэта, возможно, композитор вспоминал о своих любимых и уже ушедших из жизни родственниках. Эти слова были выгравированы на надгробном памятнике Генделю в Вестминстерском аббатстве.

Надгробный памятник Генделю в Вестминстерском аббатстве

Скульптор Луи Франсуа Рубийяк изобразил композитора в полный рост, придерживающим нотный лист с записанной на нем мелодией арии из «Мессии». В арии баса «Труба вострубит» (№ 48) картина Страшного суда представляется в торжественно-ликующем ключе, это упование на окончательное торжество Царствия Божия. Это же светлое упование чувствуется и в финальном хоре «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство», которое завершается грандиозной фугой.

Никто до Генделя…

Оратория «Мессия» стала уникальным образцом своего жанра. Никто до Генделя не ставил задачу в одном сочинении рассказать о жизни и великой миссии Спасителя мира. Но, как верно замечает Лариса Кириллина, исследовательница творчества Генделя, — «“Мессия” — не история жизни Христа, а история человечества, судьба которого связана с жертвой Спасителя. Человечество и есть главный «герой» произведения. Поэтому «Мессию» можно определить как музыкально-философскую концепцию всемирной истории — концепцию вполне оптимистическую и соответствующую внутреннему убеждению художника эпохи Просвещения в прекрасной и разумной устроенности бытия».

Здание мюзик-холла в Дублине, где состоялась премьера оратории «Мессия»

Премьера «Мессии» состоялась в Дублине 13 апреля 1742 года и прошла с невероятным успехом, хотя при подготовке к концерту возникали и сложности. Одна из них — поиск нужного числа профессиональных хористов. Настоятель кафедрального Дублинского собора святого Патрика писатель Джонатан Свифт первоначально запретил певчим собора участвовать в концерте. Впоследствии декан сменил гнев на милость, дав музыкантам разрешение, в свою очередь Гендель перед отплытием из Дублина нанес визит вежливости уже больному Свифту.

Согласно свидетельству мемуаристки, Свифт сначала долго не мог понять, кто пришел к нему с визитом, а потом произнес: «О! Немец! И гений! Это чудо! Пусть войдет!» Дублинские газеты анонсировали «Мессию» как ораторию, которая «по мнению искушенных знатоков, намного превосходит все, что когда-либо исполнялось в этом роде в нашем королевстве, равно как и в любых прочих». А в день премьеры те же газеты писали настоятельную просьбу к дамам явиться без фижм, а джентльменам без шпаг, поскольку количество желающих услышать шедевр Генделя превосходило количество мест в зале.

Оратория «Мессия» была исполнена в Дублине дважды и принесла композитору сладкие часы подлинного триумфа.

И короли слушали стоя

В Лондоне первое исполнение «Мессии» прошло 23, 25 и 29 марта 1743 года в помещении королевского театра «Ковент-Гарден». Прием оказался более сдержанным, нежели в Ирландии.

Интерьер театра «Ковент-Гарден» в 1720–1730-х гг.

Радость композитора также была омрачена анонимными письмом в газету «Всеобщий обозреватель», где некий блюститель религиозных норм возмущался, что сочинение об Иисусе Христе прозвучит в месте развлечений. Тем не менее, премьеру посетил английский король Георг II, вставший во время хора «Аллилуия». Вслед за королем встал и весь зрительный зал, с той поры в Англии существует традиция слушать этот номер исключительно стоя.

Оратория «Мессия» стала последним сочинением, которое Гендель услышал при жизни. 6 апреля 1759 года оратория прозвучала в дни Великого поста. Во время концерта композитору стало плохо, и друзья доставили его домой. Ровно через неделю, в Страстную пятницу, Гендель простился с друзьями и близкими, а утром Великой субботы, 14 апреля 1759 года, мирно почил в своем доме.

В истории музыки Гендель — одна из важнейших фигур. Его гений был понятен уже современникам, а с течением времени его слава только возрастала. Известно, что именно Гендель был одним из самых любимых композиторов Бетховена, которому был очень близок героический дух музыки великого саксонца. Музыка Генделя до сих пор приносит утешение и вдохновение, в ней есть витальная сила, оптимизм, непоколебимая надежда и упование на Господа. То, что так необходимо современному человеку.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle