Редактор «Предания» попросил написать что-то красивое про преподобного Сергия Радонежского. Арина Воскресенская вызвалась, но вышло – как вышло. Скорее – горькое.
Что мы знаем о преподобном Сергии? Сразу всплывают в голове фразы и факты из жития – «игумен всей Русской земли», «великий игумен», «основатель главной русской обители», «мальчик, который не мог научиться читать», «сын святых родителей», «благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву», «работал наравне со своими братиями», «ел мало», «подвижник», «помогает в учёбе», «мощи находятся в Лавре и там всегда очередь к ним».
Преподобный в моей жизни был, кажется, всегда, с самого детства. В школе я молилась о пятерках и о том, чтобы святой помолился о моем брате, который никак не мог полюбить учёбу. Первым приходом для меня был приход храма во имя преподобного. Лавра – родное место с детства. Мне всегда там спокойно и хорошо.
А в последнее время я замираю во время пения Блаженых на моменте «блажены миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Очень больно отзываются эти вроде бы привычные слова. Очень мало у нас миротворцев. Да и сама я вряд ли из их числа.
Конечно же, преподобный был и кротким, и милостивым, и чистым сердцем, и жаждущим и алчущим правды, и нищим духом, и плачущим, да и изгнанным за правду он был. И награда он уже получил. Он там, у Господа, и молится обо всех нас.
Но он был миротворцем. Как же, как же? А как же благословение на Куликовскую битву? Ну, знаем мы этот факт. Ничего я о нем не хочу говорить. Времена другие, нравы другие, обстоятельства другие.
Но, помимо этого, самого знаменитого исторического факта было и то, что преподобный очень активно мирил враждовавших друг с другом русских князей. Про междоусобные войны все мы знаем со средней школы. Ну что там, Средние века, дела давно минувших дней. Читала я о про них всегда без эмоций. А в последнее время думаю, как же это больно. Брат на брата, дядя на племянника и так далее, и так далее. И сколько крови… Да, другие времена. А кровь – одна и та же. Каждый человек для Господа ценен был в XIV веке не меньше, чем в XXI.
В 1360-х годах началась борьба между двумя братьями – Борисом Константиновичем и Дмитрием Константиновичем за Нижегородское княжество. Пока Дмитрий ждал ярлыка от одного хана, Борис получил его у другого, хотя по завещанию отца ему принадлежал Городец. Сыновья Дмитрия пошли на дядю войной, а сам Дмитрий обратился к Дмитрию (будущему Донскому) за помощью. Тот прислал игумена Сергия. Борис послушал преподобного и сказал: «Судить князей может только Бог». И даже крайняя мера – закрытие всех церквей Нижнего, по благословению московского митрополита, не помогла. Помогла, увы, только сила. К Нижнему пришли полки от Дмитрия Ивановича и тогда Борис вернулся в Городец. Хотя, может быть, и слова преподобного всё же дошли до сердца князя Бориса?….
В 1385 году Дмитрий Иванович опять просит помощи игумена Сергия. Москва борется с Рязанью. Князь Олег Рязанский никак не хочет прекращать кровопролитие. Преподобному уже было 70 лет и он отправляется в Рязань… пешком. Во время Рождественского поста. Не берёт никаких подарков, вообще ничего берёт. Доходит. Долго-долго он говорил с князем Олегом. И убедил! Убедил покориться московскому князю. Кровь рязанский и московский князи больше не проливали. Кстати, князь Олег тоже прославлен.
Это два самых известных диалога о примирении князей, которые вёл преподобный. Были и другие.
Я подумала, что сейчас, особенно в “Фейсбуке”, могли бы появиться такие комментарии: «Симфония! Сергий работает на Дмитрия! Никому неинтересны нужды Нижнего и Рязани, Дмитрий хочет прибрать к рукам все княжества. Как же стыдно за нашу Церковь».
Да, но нет. Да – потому что преподобный и правда представлял интересы Москвы. Нет – потому что добивался он прекращения вражды и кровопролития. А значит, в первую очередь это не интересы Москвы, это то самое «миротворчество», это Божие дело.
В нашем XXI веке, несмотря на наши гуманные нравы, очень много кровопролития. К сожалению, между родными тоже. И как нам сейчас не хватает продолжателя дела преподобного тут, на земле. Чьи бы он там интересы ни представлял, лишь бы закончила литься кровь, лишь бы у людей был дом, лишь бы не было вражды….
Блажены миротворцы. Где они сейчас?