Как полюбить богослужение: 8 советов

Андрей Зайцев

Руководитель благотворительного фонда «Счастливый мир».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«Как можем мы в Литургии видеть только прекрасную службу, богослужение, которое так много нам говорит и так бесконечно много нам дает?! Разве мы не умеем насквозь, через эту красоту видеть жуткую, трагическую реальность того, что она изображает? Смерть красивой не бывает; она может быть величественна, но она не красива. Мученическая смерть может быть грандиозно величественна — но она красивой не может быть; и мы должны вырваться из привычных образов, которые нам представляет церковное богослужение, в реальность самих событий».

погребение Христа

Беседы о литургии митрополита Сурожского Антония  — один из немногих примеров,  когда византийский богослужебный чин объясняется не через символику, а через возвращение назад, к евангельским событиям, к Страстям Христовым.

Разумеется, остро переживать и проживать события Тайной вечери, смерти и воскресения Спасителя  получается далеко не у каждого.  Но очевидно, что Литургию в любом случае нельзя рассматривать как красивый спектакль.

Что же можно сделать, чтобы посещение храма стало более осмысленным?

Во-первых, избавиться от чувство вины. Насильно в церковь никто не тащит. Не все могут  любить богослужение. В конце концов, жизнь христианина — это не только молитва в храме и участие в таинствах.  

В течение жизни христианин может ходить в храм и причащаться с разной периодичностью. До 1917 года каждый христианин обязан был один раз в год (чаще всего Великим постом) исповедаться и причаститься. На практике люди не причащались годами.

В конце XIX века Святейший Синод просил благочинных докладывать о людях, не причащавшихся более пяти лет. Так что разговоры о поголовной религиозности наших предков — это миф.

Каждый человек и тогда и сейчас может самостоятельно решать, как часто ему быть в храме, и в какое время приходить на Литургию.

Во-вторых, нужно быть честным. Если вы хотите найти храм, где есть община, вы его обязательно найдете. В крупных городах быстрее, в маленьких дольше, но найдете. Люди ищут себе  хороших докторов, мастеров, учителей.  Точно так же нужно искать храм или священника.

В-третьих, жизнь в общине — не обязательное требование для христианина. Если вам удобно причащаться раз в месяц (в полгода, год) в ближайшем к дому храме, вы спокойно туда идете, исповедуетесь и причащаетесь. Если у вас возникнет потребность к более регулярному участию в таинствах, вы  также сможете найти храм, который вам подходит.

В-четвертых, никто не может вас заставить петь на клиросе, чистить подсвечники, соблюдать пост или причащаться каждую неделю. Вам могут посоветовать бывать чаще в храме, попросить помочь в украшении храма или в других вещах, но окончательное решение принимаете вы сами, наедине со своей совестью.

В-пятых, вы можете молиться дома. Своими словами, в удобное для вас время, на церковнославянском или русском языке, с молитвословом или без него.

В-шестых, читайте хорошие книги об истории богослужения, истории Церкви, найдите русский перевод текста Литургии со священническими молитвами, берите его с собой в храм и читайте его, если вам это помогает сосредоточиться.

В-седьмых, нет единственно правильного понимания символов Литургии. Если вы не считаете богослужение «пиром», «праздником» или «общим делом», это не значит, что вы – «неправильный христианин». Это значит, что Христос вам может открыться в каких-то других формах и занятиях вашей жизни. Будьте готовы ко встрече с Ним.

В-восьмых и в последних. Все-таки на Литургию без уважительной причины лучше не опаздывать и после «Отче наш» не уходить. Это уважение к тем, кто вместе с вами находится в храме. Лучше быть в храме не позднее чтения Евангелия, а уходить после отпуста или выноса чаши, если причастников слишком много, а вы, например, опаздываете на автобус.

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle