Как помочь нуждающимся? Потратить время, а не деньги

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Священник Антоний Заровский с волонтерами Центра милосердия имени св. Иоанна Кронштадтского

Как проверить тех, кому нужен «билет до дома»? Давать ли деньги, когда у тебя просят? И как отличить мошенника? «Если у тебя просят помощи, сначала вникни в ситуацию», — считает священник Антоний Заровский, руководитель Координационного центра помощи людям в трудной жизненной ситуации отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. Об этом он рассказал в онлайн-беседе нашему корреспонденту.

Лучше сделать добро, чем не сделать зла

Расскажу одну историю. Услышал ее в Псково-Печерском монастыре.

Был там активный священнослужитель, насельник монастыря, который много добрых дел совершил. Когда он состарился и уже не вставал с постели, его спросили:

 — Вот вы сейчас не можете двигаться. Можно ли расценивать это время как время спасения? Ведь человек в таком положении не делает зла. Значит, он спасается?

На что священник ответил:

— Не делать зло — не значит спастись. Не делать добра — вот что значит не спастись.

Если все совсем плохо, куда идти?

Любой человек может попасть в ситуацию, когда ему нужна помощь. Но есть люди, которые находятся в особо бедственном положении. Для них два с половиной года назад в Санкт-Петербурге был создан Центр милосердия имени святого Иоанна Кронштадтского. Мы работаем с пенсионерами, бездомными, с самыми разными категориями социально незащищенных граждан нашего города и области.

Помощь стараемся оказать человеку комплексную. Но сначала надо закрыть базовые потребности. Какие?

1. Выслушать

Человек, который впервые приходит к нам, попадает в консультационный пункт. Мы выслушаем его, поймем, в чем проблема, подскажем, что делать дальше. Проконсультируем по юридическим вопросам, поможем восстановить документы.

2. Одеть

У нас есть вещевой склад. Одежду приносят добрые люди, плюс мы поставили контейнер для сбора вещей в спальном районе.

3. Накормить

У кого есть прописка — ставим на регулярное довольствие. Раз в два месяца наши пенсионеры и нуждающиеся получают по продуктовому набору. Крупа, тушенка, подсолнечное масло, чай — все самое необходимое. Таких подопечных у нас 500 человек.

Для бездомных, которым негде приготовить горячую еду, наборы другие. В них консервы, продукты, которые не требуют приготовления, предметы гигиены.

Кормление нуждающихся силами сотрудников Центра милосердия имени св. Иоанна Кронштадтского

Кормим каждый день горячими обедами 50–60 человек. Многие бабушки-дедушки из окрестных районов предпочитают пообедать у нас и сэкономить немного денег для оплаты коммуналки или покупки лекарств.

4. Социализировать

Идея нашего нового проекта «Мастерская трудолюбия» в том, чтобы не просто оказать людям услугу, а научить их основам профессии. Мы работаем по трем направлениям: парикмахерское дело, швейная и сапожная мастерские.

Оказалось, что парикмахерское направление очень востребовано среди многодетных мам. Дешевле приобрести самую простую машинку и самим обновлять стрижки своим детям. А если в семье трое-четверо детей — получается существенная экономия.

Все оказалось сложнее, чем мы думали

Мы столкнулись с такими трудностями, о которых даже не подозревали. Сознание человека, который провел на улице больше года, меняется. Он не в состоянии организовать себя. Сегодня он ходит на занятия, а завтра пропадает. И таких случаев много.

Участникам проекта полагается небольшое вознаграждение. Но чтобы его получить, нужен паспорт, регистрация на портале «Госуслуги», оформление самозанятости, банковская карта. А у наших подопечных много долгов. С их карт деньги сразу списываются в счет погашения или они просто заблокированы. Приходится всем этим заниматься.

Но опыт мы получили за время работы бесценный.

Стать волонтером просто

Наши волонтеры — разные люди. У всех своя степень вовлеченности. Кто-то приходит помогать несколько раз в неделю, а кто-то раз в месяц. Много студентов и людей помогающих профессий — врачей, учителей, юристов. Есть и наши бывшие подопечные, которые встали на ноги и тоже захотели помогать. Это радует.

Стрижка в «Мастерской трудолюбия» Центра милосердия имени св. Иоанна Кронштадтского

А еще радует, что неверующие люди, участвуя в делах милосердия, становятся ближе к Церкви. Начинают участвовать в таинствах, причащаться.

Волонтером может стать любой. Можно написать нам в соцсетях, позвонить, а можно просто прийти на улицу Крупской, 5.

За помощью приходят люди разные

К нам обращаются не только православные христиане, но и из других конфессий и религий — баптисты, пятидесятники, мусульмане. Особенно многодетные мамы, которые волею случая оказались в тяжелой ситуации. Мы следуем завету праведного Иоанна Кронштадтского, который помогал не только христианам, но и иноверцам.

Помогаем даже если человек пришел в состоянии алкогольного опьянения. Для многих бездомных алкоголь — способ выжить. И тут возникает дилемма: помочь или нет. Если человек ведет себя прилично, помогаем. А если начинает буянить, обижать наших волонтеров, просим уйти.

Неадекватно может себя повести и совершенно трезвый человек. Начнет вредничать, хулиганить — это плохой пример другим подопечным, что здесь так можно. К сожалению, в мире бездомных правит физическая сила. Но если начинаешь общаться спокойно, люди постепенно приходят в состояние умиротворения.

Помогая, не навреди

Иногда приходится отказывать в помощи. Это трудно. Ведь мы не знаем внутреннего мира человека, видим лишь внешнее проявление.

Часто за продуктовыми наборами приходят трудоспособные люди, которые не имеют статуса пенсионера/инвалида/многодетного. И получается, что если мы дадим ему такой набор, то обделяем кого-то из этой категории. 

Если бездумно помогать всем подряд, можно человеку навредить. Сделать его несамостоятельным, зависимым от помощи.

Здесь работает правило: «дай человеку удочку, а не рыбу». И это, пожалуй, основная причина возможного отказа.

Бывают и мошенники

Мой телефон в открытом доступе на горячей линии службы милосердия. Обращается много людей. Бывает, что сталкиваюсь с мошенниками.

Недавно был такой случай. Позвонила женщина. Стала рассказывать, что у нее сложная ситуация — трое маленьких детей, а за съемную квартиру платить нечем. И их завтра выселяют.

Она была очень настойчива, психологически давила, закидывала вопросами, как же ей быть. Такая манера разговора характерна для мошенников. Я эту женщину разговорил, и оказалось, что мы почти соседи. Я живу в Мурине — это густонаселенный многоэтажный пригород Санкт-Петербурга. Сошлись на том, что я куплю продукты и принесу ей.  Зайдя в квартиру, увидел, что там живет несколько цыганских семей. И никто эту женщину никуда не выгоняет. Просто такой вид заработка у людей. И здесь уже ничего не изменишь.

Когда звонят и просят срочно помочь деньгами, всегда спрашиваю, где человек находится. Если в Санкт-Петербурге, предлагаю приехать. И если человеку действительно нужна помощь, он приезжает.

Часто обращаются с просьбой приобрести билет домой. Молодые люди, приехавшие якобы на заработки, которых обманул работодатель. Среди этих ребят есть действительно те, кого надо отправить домой к родителям. Мы помогаем им.

Однажды столкнулся с такой схемой. Пришел молодой парень с просьбой купить ему билет до Орши. Рассказал историю, что приехал к своему духовному отцу, но не нашел его. Мы вместе оформили электронный билет. После чего он попросил денег на дорогу до вокзала. Но Спасо-Преображенский собор, где это происходило, всего в 20 минутах ходьбы от Московского вокзала. О чем я молодому человеку и сказал. Тогда он попросил деньги на еду. Я вынес продукты. Он помялся еще немного и ушел.

А потом, заглянув в этот электронный билет, я понял, что ошибся. Купил билет не из Санкт-Петербурга в Москву и потом до Орши, а сразу из Москвы в Оршу. Но самое интересное, что парень не позвонил и не сказал об ошибке. Хотя до этого названивал много раз, договариваясь о встрече.

То есть вся история с покупкой недешевого билета была придумана ради какой-то суммы «живых» денег.

Помогите в том, в чем человек нуждается

Если к вам обратились с просьбой о помощи, узнайте, что нужно человеку. Не помогайте деньгами, помогите тем, что ему нужно. Это сразу отсечет часть мошенников.

Часто с просьбами обращаются через социальные сети. Но и в этом случае можно купить вещи, продукты, заказать доставку в любой самый отдаленный уголок страны. Да, это хлопотнее. Но так появляется гарантия, что тебя не обманут.

Человек выбирает сам — благодарить Бога или быть в претензии

Каждый человек по-разному ведет себя, когда попадает в трудное положение. Некоторые, несмотря ни на что, находятся в радости и благодарении Бога. Пусть имеют совсем малое, они настраивают себя, что все у них хорошо. О помощи такие люди просят скромно или вообще не просят, хотя нуждаются в ней.

Другие же ожесточаются, начинают сетовать на государство, Церковь, Бога. Такие люди находятся в постоянной претензии к миру. Им всего всегда недостаточно. И помощь они не просят, а требуют — давят, атакуют психологически.

И тут возникает вопрос — кому помощь нужна больше: тем, кто находится в более плачевном состоянии?

С христианской точки зрения, невзгоды и болезни даны человеку для его же блага. Он имеет возможность проявить свою любовь, задуматься о смыслах, переоценить ход своей жизни.

Наблюдаю бабушек — наших прихожанок. Одни, находясь в немощи и болезни, как Божии творения расцветают духовно. И в этом цветении, в своей любви, разливающейся на мир, радуются сами и радуют других.

Другие же полностью теряют душевный мир, изливая желчь и раздражение на окружающих. Грустно на них смотреть. Лукавый воздействует на людей, заставляя их цепляться за этот мир, за материальные блага и не думать о веке будущем.

Господи, пошли дождичка

Главная помощь всегда приходит от Бога. И мы не устаем потребительски просить — Господи, дай мне здоровья, благополучия, радости, того, сего. Есть такая притча на эту тему.

Два монаха посадили по дереву. Первый монах молится: «Господи, пошли дождичка, чтобы семечко напиталось силой и выросло». Господь посылает ему дождь. Затем он просит: «Господи, пошли солнышко, чтобы плоды созрели». Господь посылает солнышко. Плоды зреют. Монах просит: «Господи, пошли морозца, чтобы укрепились корни». Господь посылает мороз, и дерево погибает.

Монах приходит ко второму монаху. И видит, что у того вырос цветущий сад. Он спрашивает: «Как ты молился?»

И тот отвечает: «Молюсь очень просто: Господь, дай дереву то, что ему нужно. Ты всеведущий. Ты Творец этого создания. Ты, как никто другой, знаешь, что полезно ко спасению, что нужно этому дереву».

Поэтому будем соизмерять наши просьбы только с волей Божией и завершать наши прошения словами: «…если будет на то воля Твоя, благослови меня, Господи».

И в деле помощи другим Господь открывает, кому и какую помощь оказывать, если браться за нее с молитвой и уповать на Его волю.

По беседе «Милосердие в XXI веке. Помогая, помоги», прошедшей на портале «Предание»

Священник Антоний Заровский — клирик Спасо-Преображенского собора, руководитель Координационного центра помощи людям в трудной жизненной ситуации отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

Адрес Центра милосердия имени праведного Иоанна Кронштадтского прихода Успения Пресвятой Богородицы: Санкт-Петербург, ул. Крупской, 5Б (станция метро «Елизаровская»)

Телефон для связи +7-981-822-10-75

Группа ВК https://vk.com/cmioannakronshtadskogo

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle