Однажды знакомая по экосообществу разместила у себя в соцсетях статью о том, как можно сделать экологичной деятельность компании. Разобрала тему на примере РЖД, пройдясь по всяким вроде бы мелочам, которые становятся не-мелочами в силу их массовости. А на самом деле их можно безболезненно исправить или вовсе убрать. Например, одноразовые наборы (щетка-паста-тапки) в фирменных поездах.
Тема бережного отношения к природе близка мне… хотела написать, что с 2012 года — когда организовала первый субботник в нашем поселке, но на самом деле гораздо раньше. В детстве мы с родителями ходили на субботники, сдавали макулатуру и бутылки от молока, а про сбор металлолома я знала из рассказов и фильмов. С одноклассниками во время школьной практики мы разбирали свалку на Коневце. А потом я к тому же училась на биологическом факультете в СПбГУ.
И прочитав статью этой знакомой, я задумалась: что можно предложить такого экологически полезного в большой и милой моему сердцу организации — Православной Церкви?
Сегодня есть ставшая даже модной тенденция — осознанное (или ответственное) потребление. Не бездумно хватать все с полок, пока не кончатся деньги, а прежде подумать: что, как, зачем мы приобретаем, как и из чего вещь произведена, как используем, куда утилизируем, когда она станет непригодна.
Сторонники экологичного образа жизни предлагают пять ступеней разумного потребления. На английском языке каждая ступень начинается на R, поэтому этот подход назвали “Правилами 5R”. Они расположены последовательно — от первого шага к пятому:
- Refuse — откажись. Если не нужно — значит не нужно.
- Reduce — сокращай. Если невозможно отказаться, то лучше пользоваться необходимым минимумом.
- Reuse — используй повторно. Если у вещи есть многоразовая альтернатива, то лучше использовать ее.
- Recycle — сдавай в переработку то, что подлежит переработке.
- Rot — компостируй органические остатки.
Мои размышления вылились на электронную бумагу целым циклом статей: подробно по каждому шагу.
Мои размышления, думается, встретят разный отклик. Но для меня бережное отношение к созданной Господом природе и к природному здоровью человека — ценность. Исходя из этого, я и пишу заметки, которые, возможно, станут поводом для конструктивной дискуссии.
Сразу оговорюсь: я живу за городом, но рядом с мегаполисом, поэтому могу не знать особенностей жизни в глубинке. Однако летом мы с детьми отдыхали в маленьком южном городке, в котором, конечно, нет никакого раздельного сбора отходов, и в эти 10 дней мне вполне удалось следовать всем пяти правилам без особого ущерба для отдыха.
Главные вещи — не вещи
Экологическая тема все чаще поднимается в информационном пространстве. И отношение к ней очень разное — от полного игнора до фанатизма. Как найти баланс? И какие экологические инициативы можно привнести в церковную и приходскую жизнь?
Мы уже говорили о пяти шагах ответственного потребления — стиле жизни, бережной к природным ресурсам. Первый шаг осознанного потребления — «откажись» (refuse): лучше приобретать только то, что действительно нужно. И второй шаг близок к нему — «сократи» (reduce) — если отказаться невозможно, то пользоваться необходимым минимумом.
Оба пункта — вполне христианская рекомендация про скромность запросов и благодарность за то, что есть.
А что есть избыточного в домашнем хозяйстве православной семьи — стала думать я. И заметила, как много продается, привозится в подарок, дарится… бумажных маленьких иконок.
Вспоминаю дефицит 90-х: тогда мой еще будущий муж из журналов «Наука и религия» вырезал изображения святых, вставлял в рамочку и освящал в храме. Пара-тройка таких икон есть у нас до сих пор в память о времени нашего воцерковления. Но сейчас, как мне кажется, печать бумажных изображений избыточна, превышает спрос и даже снижает уважение к святым образам. А икона в подарок — и вовсе деликатный момент, который важно прежде согласовывать. Либо дарить только при полной уверенности в необходимости такого подарка.
Потому что если вдруг икона окажется не нужна, то ее дальнейшее «пристраивание» потребует дополнительного времени, сил и разговоров с совестью.
Похоже обстоят дела и с детскими православными книгами. Яркие, они так и просятся в руки, чтобы стать подарком знакомому отроку. Уважение к книгам сохранилось в нас с советских времен, однако нынешние возможности производства позволяют печатать их в гораздо больших масштабах, чем необходимо. К сожалению, не так много среди детской православной литературы книг, которые хочется перечитывать и держать дома, так что и тут важен осмысленный подход. Я как мама придирчиво отношусь к содержанию любой книги, у нас дома их не очень много: всего один шкаф, но зато самые любимые и в качественном издании. Остальные книги берем в библиотеке либо читаем или слушаем в электронном виде.
Термоусадочные наклейки для пасхальных яиц — считаю, что их не стоит продавать, а уже тем более покупать. Тут я встречаю поддержку и с другой стороны вопроса: на таких наклейках печатают изображения святых, а после очистки скорлупы люди несведущие могут отнестись к этим изображениям небрежно. Но даже если на наклейке цветочки-бабочки-цыплята, все равно есть масса других, причем более творческих способов украсить пасхальную трапезу.
Получается, что соблюдение первых двух шагов осознанного потребления — «откажись» и «сократи» — это во многом ответственность покупателей-прихожан. А церковная лавка сориентируется на спрос.
Но ведь чем меньше в наших квартирах вещей, тем более они ценятся. Пусть будет лишь несколько особенно почитаемых икон в качественном исполнении. Любимые книги и вещи, которые вызывают радость, а не раздражение.
В этом смысле я вижу пользу и для хозяйки дома. При минимуме вещей и проще делать уборку, и больше останется времени на общение с семьей, чтение, полезные дела. Возможно, и не придется каждый вечер делать выбор: помолиться перед сном или упасть в кровать от усталости после уборки массы игрушек и прочих «очень нужных» вещей.
Иметь достаточный минимум — получается, это забота и о природе, и о себе.
Продолжение цикла читайте через неделю.