![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/1.jpg)
Сонм святых перед нашими глазами каждый раз, когда мы приходим в храм. Но где они — и где мы! Подражать святым — это что-то не для меня, я не готов, да и какой из меня святой… Но как же тогда возрастать духовно? Чем руководствоваться? О простых системах духовного взросления и конкретных шагах на этом пути в беседе с нашим корреспондентом Ольгой Лебединской рассказывает протоиерей Владимир Хулап, доктор теологии, проректор Санкт-Петербургской духовной академии.
Простая женщина и подвижник: есть ли разница
Конечно, нужно быть благоразумными и не копировать бездумно жизнь подвижников и святых. Лучше начинать с малого — тренировать духовную мышцу постепенно, но постоянно. Другой вопрос, кто будет отслеживать прогресс тренировок. Сам человек?
Один подвижник думал, что достиг высшего совершенства. Ему явились ангелы и говорят: пойди в город и посмотри на жизнь двух женщин. Эти женщины были замужем за двумя братьями. Они просто мирно жили обычной жизнью. И для Бога их жизнь не ниже тех аскетических подвигов, которые совершил тот пустынник.
И то, сколько баллов мы получим в духовном ЕГЭ, будем определять не мы. А Бог. Мы только надеемся, что Он будет делать это не по жесткой шкале, а все-таки по любви. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, Бог «и намерения целует», то есть примет наши намерения, даже если они не воплотились в жизнь.
Пока мы живем, мы движемся
Есть хорошее выражение у апостола Павла: «Не мечтайте о себе» (Рим 12:16). Не стоит создавать больших планов и мечтать о будущем. Есть сегодняшний день, есть обстоятельства, люди, с которыми мы встречаемся. Работа, которую надо сделать. Это то, через что Бог с нами говорит. Это наше задание, которые мы можем выполнить как первоклашки, а можем как студенты вуза. Но и здесь мы не сами оцениваем свой уровень. Чтобы не впасть в состояние, которое в аскетике называется прелестью — искаженное видение реальности.
И говорить, что я чего-то достиг, неверно. Ведь в Писании мы читаем: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (Мф 5:48), и это означает, что наша цель — бесконечность. Пока мы живем, мы движемся. И этому движению можно и нужно радоваться.
Эйфория новоначалия
В начале пути Господь дает человеку особую благодать. Радость, эйфорию — в хорошем смысле этого слова. Человек летает на духовных крыльях. У него все замечательно и прекрасно — легко молиться и всех любить. А потом наступает «пустыня». Человек переживает чувство кажущейся богооставленности. Такое же, как когда-то переживал Христос, искушаемый диаволом в пустыне. Искушаемый словами из Священного Писания. Ведь и Священное Писание, голос Бога, при неправильном использовании может быть прелестью.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/24-1.jpg)
На новом этапе, когда христианин научился жить по Евангелию без ежедневной, осязаемой духовной поддержки от Бога, приходит благодать высшего порядка. Это переход в отношениях с Богом на другой уровень, даже не переход — квантовый скачок.
Налево пойдешь…
Важный критерий в выборе решений — диалог с Богом. Налево пойдешь, руководствуясь жизненным опытом и обстоятельствами? Или направо — выбирая поступить по Евангелию?
Ведь легко быть христианином, когда все вокруг хорошо и безопасно. Когда светит солнце, ты здоров, богат и счастлив. Но вдруг наступают обстоятельства, когда нужно этот комфорт нарушить, поступить не так, как предлагает мир.
А у окружающего мира четкие законы, они работают и дают результат. Но Христос предлагает решение, которое выглядит, с точки зрения этого мира, безумным. Ну не могут быть счастливы нищие духом, плачущие, алчущие, жаждущие и гонимые! Это противоречит нашему жизненному опыту и тому, что транслирует общество.
Духовный тренажер
Готов ли я совершить этот шаг, пойти за Христом, если мне будет плохо? Готов ли хотя бы в малом сделать такой выбор? Верные в малом — верные в большом. И пока я не выбрал Христа в малом, чему удивляться, что Господь не дает чего-то большего. Поэтому и крутимся на одном месте, наступаем на те же грабли, пока не найдем правильный ответ. Не сделаем работу над ошибками. Такой вот духовный тренажер.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/15.jpg)
А может быть, Господь проявляет к нам милосердие, не давая большего испытания? Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей говорит: «Если Бог не приходит к нам в молитве, может быть, это и хорошо. Бог — это огонь поядающий. И если Он придет, когда мы не готовы к встрече, огонь нас не согреет, а спалит».
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/4-1.jpg)
Страшно попасть в руки Бога Живого, оказаться перед лицом настоящей жизни. Здесь можно только замолчать и повторить молитву мытаря: «Боже, милостив буде мне грешному» (Лк 18:13).
Что же делать? Конкретные шаги?
Во всем хороша система. Каждый день Церковь предлагает нам два коротеньких отрывка — один из Апостола, другой из Евангелия. Прочитайте их утром — это займет не больше минуты. Выберите один стих и попытайтесь день прожить под его знаком. Посмотрите, что получается, что нет. Примите эти слова как голос Божий, обращенный сегодня лично к вам.
В течение дня попросите Господа о помощи, поблагодарите за законченное дело. Попросите совета и опять скажите «спасибо» за полученный ответ.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/3-1.jpg)
Вечером подарите себе пять минут тишины. Подумайте, что было хорошего за день. За что еще можно поблагодарить Бога? И что было плохого. Своими словами произнесите молитву покаяния и благодарения. Пусть она будет короткой и конкретной.
А если есть какой-то грех, который повторяется из раза в раз, опять же стоит сесть и подумать. Какой триггер его запускает? И если понять, где корень этой страсти, помолиться, почитать Святых Отцов, современную духовную литературу, православных психологов, что-то точно начнет меняться.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/11/5.jpg)
И так, приглашая Бога в каждый свой день, сверяя по Нему свою жизнь, постепенно будете нарабатывать духовную мышцу. И внешнее станет опорой внутреннему.
Протоиерей Владимир Хулап — российский богослов, педагог, религиозный публицист. Доктор теологии, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, клирик храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Автор книг «Венцы любви. Книга о таинстве Венчания» и «Евангельские притчи вчера и сегодня».