Как жить с Богом. Краткий путеводитель по «Духовным беседам» преподобного Макария Великого

Екатерина Смирнова

Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Как найти Бога в обычной жизни? Как строить с Ним личные отношения? Как справляться со скорбями и искушениями? Где искать истинную радость? Как научиться любить? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в «Духовных беседах» святого Макария Египетского. А чтобы облегчить вам эту задачу, мы составили краткий путеводитель по всем 50 беседам преподобного.

Преподобный Макарий и начало монашества

Святой Макарий Великий (ок. 300 — ок. 390 г.) — египетский подвижник, пустынник и аскет, ученик преподобного Антония Великого, один из основоположников христианского монашества. В начале его жизни заканчиваются трехвековые гонения на христиан, Церковь выходит из катакомб. Теперь она открыта для всего мира. Во времена гонений каждый христианин был готов стать мучеником за Христа. Но теперь больше нет внешней угрозы, в Церковь входит множество новых людей, прежний высокий уровень духовной жизни снижается.

И тогда возникает добровольное мученичество — свидетельство о Христе уже не физической смертью (с греч. мученик — это свидетель), а аскетической жизнью в уединении, трудах, молитве и борьбе со страстями. Люди уходят от мира и его соблазнов в пустыню. Теперь вся их жизнь — это путь самоотречения ради приближения к Богу и соединения с Ним. Так возникает монашество.

Этот путь избрал и святой Макарий. В 30-летнем возрасте он пришел в пустыню и прожил там в трудах и лишениях 60 лет. Отказавшись от земных благ, он полностью посвятил себя Богу, постоянно обращался к Нему в молитве, вел духовную борьбу со страстями и бесами, подражал подвигам египетских отцов-пустынников. В 40 лет принял священнический сан.

Хотя преподобный стремился к отшельнической жизни, в поисках наставления и духовной мудрости к нему приходило множество иноков и мирян, которые становились его последователями и учениками. Так образовался большой монастырь. По свидетельству прп. Иоанна Кассиана Римлянина, посетившего Скит в первой половине V века (уже после смерти святого Макария), там было четыре общины. Причем у каждой из них был свой священник и храм.

Зачем нам читать беседы святого Макария?

Может ли труд монаха IV века быть понятным современному христианину? Может ли он вдохновить на работу над собой, на осмысленную духовную жизнь? Чем аскетические беседы преподобного Макария полезны нам сейчас?

За свою долгую жизнь в пустыне преподобный Макарий стяжал многие добродетели, но главное — он научился жить с Богом, Который изменил и освятил Своей благодатью его душу. И святой Макарий передавал этот опыт своим ученикам.

Часть его наставлений была записана. Например, «Духовное послание чадам своим» и 50 «Духовных бесед». Не так важно, были они написаны лично преподобным или записаны с его слов последователями. Важнее, что в их основе лежат подлинные слова и мысли великого египетского старца, «ибо единство стиля и языка всех творений безусловно признается подавляющим большинством исследователей. Это стиль — отнюдь не стиль ученого мужа…, полемиста или догматиста, но стиль умудренного подвижническими трудами наставника, стиль увещевательный…, далекий от всяких сухих абстракций и схематических конструкций. Одновременно это — стиль тайнозрителя, воспаряющего на крыльях Духа к высотам богомыслия, стиль богодухновенного поэта и провидца, возродившего в себе глаголы священных авторов и пророков Ветхого Завета, стиль непосредственного ученика Христова и собеседника Апостолов» (А. И. Сидоров, патролог, профессор МДА).

«Духовные беседы» святого Макария Египетского открывают для их читателя мир духовной, аскетической жизни, небесной жизни с Богом на земле. Они помогают понять, как узнать Бога и общаться с Ним. Это не просто аскетическое или богословское учение — это личный, живой опыт святого, которым он делится со своими учениками, а значит, и с каждым из нас.

Беседа 1. Соединяясь с Богом, душа становится светом

Святой Макарий начинает разговор о душе с толкования видения пророка Иезекииля (Иез 1:5–28). Огненная небесная колесница, образованная четырьмя духами — существами с лицами человека, льва, орла и тельца — и херувимами, несет престол Божий. В этом видении — тайна отношений души человека с Богом.

Когда душа принимает Бога, становится Его жилищем и престолом, она наполняется Божественным светом и преображается от того, что носит в себе Христа.

Душа вся становится светом, «вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света… нет в ней ничего омраченного». Господь управляет колесницей души с помощью ее духовных сил — воли, совести, ума и любви. И тогда человек сам становится светом для других (Мф 5:14).

Чтобы вместить Бога, нужно умереть для греха

В результате грехопадения первых людей, нарушивших волю Божью, человек потерял близкую связь с Богом. Он впустил в себя грех и позволил диаволу действовать в себе. Без Бога душа постепенно умирает. В ней живут злые мысли и страсти, которые отравляют и уничтожают ее. И только обращение к Богу может исцелить и спасти душу от смерти. Обратиться к Богу — значит умереть для прежней жизни во тьме и грехах и возродиться для новой жизни с Господом, позволить Ему снова действовать в душе.

И когда Он силой Духа Святого очистит душу человека от духа греха, сделает ее здоровой для новой жизни и служения Ему, она соединяется с Богом, принадлежит телу Христову. Ведь душа принадлежит тому, с кем она находится в общении и единстве.

Истинная жизнь — от Бога

Если Бог еще не действует в человеке, в нем нет еще истинной жизни, он находится в греховном обнищании и умирает. Душа как сотворенная по образу Божьему берет силы и жизнь не из своей природы, но только от Бога — единственного источника жизни и радости.

Если колесницей души управляет Святой Дух, никакие страсти не могут помешать ей быть с Богом. Она живет в мире и спокойствии. Но чтобы получить истинную жизнь, нужно просить Бога об этом.

Беседа 2. Только Бог освобождает от царства тьмы

После грехопадения лукавый поработил и осквернил всего человека, его душу и тело, мысли, чувства, действия. Душа находится во власти тьмы, она вся пострадала от немощей порока и греха. Это и есть «ветхий человек», о котором пишет апостол Павел (Кол 3:9), — нечистый, непокорный Богу и Его Закону. Чтобы избавиться от власти греха и дьявола, недостаточно желания и своих усилий. Только Бог может освободить человека и искоренить в нем грех.

Божественный ветер Святого Духа проникает во все существо души, во все члены тела и наполняет их жизнью и покоем. Чтобы это стало возможным, на землю приходит Христос. Он совлекает с нас ветхого, земного человека и облекает в нового, небесного — чистого, соединенного с Богом. Христос вводит нас в Свое Небесное Царство — царство жизни и света, радости, мира, милосердия, надежды, любви, веры. Но, как и царство тьмы, царство света скрыто до дня воскресения и видимо только духовными очами.

Беседа 4. Внимательная жизнь: рассуждение и помощь Божия

Чтобы по-настоящему быть христианином, необходимо вести внимательную духовную жизнь, то есть различать доброе и злое и выбирать доброе. Грех несвойственен человеку по природе, он вошел в нас вследствие грехопадения. Поэтому важно следить за тем, чтобы душа не «входила в согласие» с порочными помыслами, а была в согласии с Богом и устремлена только к Нему. Для этого у человека есть рассудок.

Как глаза служат телу источником света и помогают человеку пройти любой, даже самый трудный, путь невредимым, если, конечно, человек внимателен и осторожен, так и рассудок направляет душу на путях жизни, оберегая человека от соблазнов мира.

Если человек ведет беспечную и невнимательную жизнь, не уклоняется от дурных желаний, ищет не Бога, а удовольствий мира, его ум живет на земле, он чадо мира. Такой человек не может сохранить свое тело и душу в чистоте и не войдет в Царство Божие. А кто живет внимательно, тот старается не следовать греховным желаниям, но устремляет свою мысль и сердце к Господу, ищет Его и надеется на Его помощь. Его душа силой воли, насколько может, удерживает и тело от греха. И Господь, видя ее усилия, помогает ей Своей благодатью и Сам заботится о ней. Это святой Макарий называет возрождением от Духа свыше.

Причастность Богу открывает Царство Небесное

Принявший в себя благодать Святого Духа становится христианином не только внешне. Он действительно меняется. Благодать Божия проникает во все его естество. Он соединяется с Господом, с Ним живет, жаждет Его любви, постоянно держит Его в мыслях и обращается к Нему. И только благодаря этому единению с Богом, причастности Божественной жизни человек может войти в Его Царство.

Снисхождение Христа к человеку

Как невидимый, беспредельный Бог может соединиться с видимым, телесным Творением? Это соединение стало возможно благодаря боговоплощению. В лице Иисуса Христа Бог умалился до Своего творения. По Своей любви Он сошел на землю и стал человеком, воспринял его телесную природу, стал подобным ему. С этого момента Бог стал настолько близок, что и для человека стало возможно воспринять Бога по благодати, воспринять от Него вечную жизнь (Ин 6:51). Итак, Бог делается видимым для любящих Его, являясь достойным, насколько они могут выдержать Его присутствие, чтобы они приняли «небесную любовь Духа», «небесный огонь бессмертной жизни».

Бог ждет идущих к Нему: нельзя отчаиваться в своем спасении

Отказаться от мира, от всего, что в нем дорого, и посвятить свою жизнь поиску и желанию только одного Бога требует самоотверженности и многих трудов. На пути к Богу может быть много падений, но пока человек жив, он может покаяться и идти дальше.

Господь по Своему долготерпению ждет, когда человек, обратившись от жизни в грехе, придет к Нему, чтобы с великой радостью и любовью принять его. Потому что для Бога душа человека дороже всего мира. Настолько, что Он претерпел смерть на кресте, чтобы дать нам жизнь. Поэтому никогда не нужно отчаиваться в своем спасении. Если только человек не начинает идти путем греха, видя, что Бог не наказывает его за каждый грех и ждет его покаяния. В таком человеке уже нет Бога, а значит, нет и жизни. Он погибает, как это произошло с человечеством во времена Ноя, содомлянами и египтянами при Моисее.

Беседа 5. Чада Божии: об истинных христианах

Согрешив, человек дал власть над собой диаволу, который, подобно жестокому ветру, кружит род человеческий в «непрестанном волнении земных дел», желаний, страхов и тревог, смущает души, нерожденные свыше, различными помыслами, обольщает их плотскими удовольствиями, сталкивает между собой. Сатана наполняет всякую душу, нерожденную свыше, не наполненную Святым Духом, тьмой греха и смерти.

Истинные христиане — чада Божии — совсем другие, чем люди мира сего. У них — свой мир — Христов, свой образ жизни. Христиане пребывают в общении с Духом Святым, внутри у них любовь, мир и покой. Их ум занят мыслями о Боге и о небесном. Они не колеблются и не смущаются помыслами и страхами, потому что настоящий христианин — уже новая тварь. Полюбив Христа, он уже не принадлежит этому миру и диаволу, а только Господу.

Трудно оставить мир и отдать Богу всего себя

Истинных христиан немного, потому что личные отношения с Богом и все духовные блага — хоть и дар Божий, но приобретаются многими трудами, испытаниями и подвигами. А человеку очень трудно отказаться жить по своим желаниям, отказаться от того, что он любит в этом мире, и всем сердцем любить только Бога. Он никак не может собраться с силами, чтобы отдать Господу всего себя, а не только часть. Мир не отпускает человека. В его душе все время происходит борьба между любовью к Богу и любовью к миру.

Именно поэтому, чтобы войти в Царство Небесное, так важны три момента.

  • 1. Терпение и решимость трудиться, бороться и не отступать. Царство нельзя взять без трудов и подвигов.
  • 2. Крепкая вера и любовь к Господу. Только если мы действительно ищем и желаем Самого Бога, а не дары, которые можем получить от Него, возможно освободиться от уз мира.
  • 3. Трезвение и внимательность к своей жизни, чтобы выбирать верный путь.

Войти в Царство Небесное значит соединиться с Богом, стяжать благодать Духа Святого, чтобы она жила в душе человека. Это возможно сделать, только пока душа не разлучилась с телом. Благодать, которую мы соберем в душе, — это истинная, вечная жизнь. В день всеобщего воскресения ее получит и наше тело.

Беседа 7. Молитва и действие Божией благодати в душе

Молитву нужно совершать в безмолвии и покое, быть внимательным к помыслам, отсекая лукавые. Безмолвная молитва назидает других. А молитва с бурными проявлениями чувств и «воплями» смущает тех, кто рядом (Беседа 6). Молитва может быть и словесной, главное, чтобы человек молился не по привычке, но внимательно, ожидая, когда Бог придет и посетит его душу. Он должен всецело посвятить себя молитве и любви к Богу, не отвлекаясь на посторонние мысли. И Господь придет и просветит его душу, научит истинной молитве, чистой и духовной, и украсит ее добродетелями (Беседа 33).

Преподобный описывает высшее состояние молитвы. В это время в человеке действует благодать Божия. Его душа парит в небесах, забывая обо всем земном и пребывая только с Богом, она «веселится с Господом, как невеста с женихом». Это состояние счастья, упоения Божьей любовью, настолько чудное, что его нельзя описать словами. Чтобы достигнуть совершенной меры благодати, нужны время и терпение.

Благодать непрестанно пребывает в человеке с юного возраста, но действует в нем по-разному, как ему полезно в данный момент. Иногда сильнее, и тогда человек созерцает Божественные видения и свет. Иногда слабее, почти незаметно.

Благодать не принадлежит человеку. Это Божие сокровище. Человек только хранит его в своем сердце. Если он начнет превозноситься, что обладает духовными дарами, Господь заберет Свою благодать. Только тот, кто считает себя духовно нищим, — настоящий христианин, потому что имеет смирение (Беседа 15).

Беседа 9. Бога нужно искать: о духовном возрастании

На то, чтобы стяжать благодать Божию, могут уйти годы трудов и борьбы. Нужно сделать это целью своей жизни — искать Бога, стремиться быть Его учеником и Его одного иметь в уме. Для этого нужны опыт, терпение, мудрость и внимательность к своей духовной жизни.

Пройдя многие испытания, человек по благодати начинает сам свободно выбирать угодное Богу. Его воля уже не противится Господу, а становится послушной Ему. И тогда Бог может исполнять Свою волю об этом человеке. Так было с Ноем, Авраамом, Иосифом Прекрасным, царем Давидом, Моисеем. Они прошли через многие испытания, показав свою верность Богу, прежде чем исполнились обетования и воля Божия о них.

Кто находит Бога, принимает Его в свое сердце, тот освобождается от страстей. Огонь Божественной любви вытесняет из него любовь к миру и его благам.

Беседа 10. Стать жилищем Святого Духа

Познав радость общения с Богом, человек все больше любит Его, жаждет быть с Ним. И чем ближе человек к Богу, тем сильнее становится это желание.

Чем больше благодати Божией в сердце, тем больше в нем смирения и тем больше человек полагается на Бога, а не на себя. Все духовные совершенные им подвиги и праведные дела он не считает своей заслугой, а чувствует себя так, будто еще ничего не сделал и не приобрел. Единственное, чего хочет его душа, — соединиться со Христом. И тогда уже на земле он становится жилищем Святого Духа. Но, получив духовные дары или откровения, нельзя успокаиваться, останавливаться и переставать трудиться над собой или превозноситься. Иначе полученные дары легко потерять.

Беседа 11. Христос приходит освободить человека и вернуть ему утраченный образ

Адам был создан чистым, чтобы служить Богу. Ему дана была власть над всеми тварями. Но, обманув Адама, дьявол пленил его душу, а с ним и все творение, потому что чрез него воцарилась смерть. Чтобы освободить душу человека от власти дьявола и смерти, пришел Христос. Воплотившись и претерпев смерть на Кресте, Он сошел во ад и освободил заключенные во тьме души.

А теперь «Господь приходит в души, Его взыскавшие, во глубину сердечного ада» и освобождает их от власти смерти. Он побеждает живущий там грех и Духом Святым обновляет в человеке небесный образ, утраченный в грехопадении. Христос близок и готов прийти в сердце каждого верующего, чтобы спасти его. Нужно только позволить Ему это сделать и вместе с Ним потрудиться.

Божественный огонь в сердце человека

Благодать Святого Духа, которую христиане принимают в свое сердце, — небесный огонь, просвещающий душу. Этот огонь очищает и обновляет человека. Он дает возможность вечной жизни в будущем веке. Насколько в человеке есть огонь благодати, настолько он жив. Даже если его тело на время разрушится, Господь снова воскресит его во славе.

Души тех, в ком нет Божественной жизни, мертвы для Бога. Их по природе чистые помыслы осквернены дьяволом, погребены в «греховной тине». Чтобы найти их, нужен светильник, Дух Святой, Который воссияет в сердце и просветит его.

Беседа 12. Состояние Адама до и после грехопадения. Суд Божий

Пока Адам придерживался заповеди Божией в раю, он имел все. «Само пребывающее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением». Дух, когда хотел, пребывал с ним и учил его всему, например, какие дать имена творению. Адам был другом Божиим. Но он по своей собственной воле послушал лукавого и преступил заповедь. И тогда Адам утратил образ Божий, по которому был создан, и дары, которые имел по природе. С этого момента человек умер для Бога. Он стал жить сам по себе.

И теперь целый мир живет без Бога, занимается своими делами на земле. Ум и мысли людей далеки от Господа. И поэтому Бог не находит с ними ничего общего и не входит в общение с ними. Но в тех, кто любит Бога, живет Его Словом и собирает в сердце дары Духа Святого, начинает сиять слава Божия. «Сама Истина являет Себя в душах верных». По ней в день общего суда Господь узнает Своих.

Необходимо подражать Христу в смирении и страданиях

Когда человек достигает праведности, сама благодать учит его иметь смиренномудрие и сокрушенное сердце и не считать себя тем, кто чего-либо достиг. Все праведники, апостолы и пророки шли узким путем, страдали, терпели скорби и лишения, были гонимы, их убивали. Сам Христос, как бы забыв Божественную славу, сделавшись для нас образом, претерпел унижение, страдания и крест. Чтобы стать наследниками Христа в Его Царстве, мы должны стать его подражателями. Как Господь, придя на землю, пострадал и был распят, так и человеку необходимо пострадать с Ним.

Беседа 14. Что делать, чтобы произошла встреча с Богом?

Тот, кто хочет быть рожденным от Небесного Отца, стать Его чадом и наследником, старается проводить жизнь в молитве и чистоте. Он всегда помнит о Боге, устремляет к Нему свой ум, призывает Его, сдерживает свои желания, живет в вере, любви и страхе Божием. Видя его усилия, Господь придет, очистит и просветит его сердце и будет обитать в нем. Он дарует ему жизнь, свет, радость и тишину, отдаст ему Самого Себя в Причастии Святых Таин и введет в Свое Небесное Царство.

Беседа 15. Личные отношения с Богом. Как сохранить благодать?

Когда человек встречается с Богом, он постепенно узнает Его, между ними возникают личные отношения. Они приносят радость и другие духовные плоды. Но над отношениями нужно работать, укреплять их и развивать.

Чтобы не потерять общение с Богом, человек должен стараться жить по Божьему закону, исполнять заповеди, хранить чистоту, целомудрие и любовь ко Христу, быть Ему верным. Он должен хранить себя от греха, иметь чистое сердце, благую совесть, полезные речи, честные и добрые мысли (Беседа 13).

Даже тот, кто полюбил Господа и принял благодать Святого Духа, может пасть и согрешить. Если он успокоится и расслабится, не будет все время помнить о Господе и искать общения с Ним, то, когда придут злые и лукавые помыслы, человек позволит им войти в свое сердце и согрешит. Потому что, хотя зло и грех не свойственны человеческой природе, они входят в сердце человека, если он это позволяет. И тогда душа, нарушив волю Божию, теряет связь с Богом, а с ней Божественную благодать, небесные дары и вечную жизнь. Вот почему так важно быть внимательным к себе, чтобы даже в малом не оскорбить Святого Духа.

Победить злые помыслы помогают молитва и внимательность к своему сердцу и уму, чтобы они были заняты Господом. Но если человек все-таки пал, он может покаяться и восстановить связь с Богом. И Господь снова введет человека в жизнь.

Как правильно служить Богу?

Отношения с Богом — это не только духовное общение, но и служение, которое «втайне совершается внутренним человеком». Христианин должен изменить свой образ мыслей, полностью обратившись к Богу. В этом и заключается его служение. Он должен стараться угождать Господу, собрать все рассеянные грехом помыслы и направить их только на Бога, с надеждой ожидая пришествия Господа.

Чем больше человек стремится к Богу и любит Его, тем Он ближе. Господь придет и возродит к жизни его душу, сделает его помыслы добрыми, «божественными», «небесными», научит истинной любви и нерассеянной молитве (Беседа 31).

Служа Богу, необходимо проявлять рассудительность и благоразумие, чтобы воля человека была в согласии с волей Божией. Это возможно, если полагаться не только на себя, а больше прислушиваться к Богу. Если Его об этом попросить, Господь действием Своей благодати подскажет, в каком направлении двигаться, поможет победить страсти и не согрешать. «Будем молить Бога, чтобы всем нам, приявшим благодать Божию… проходить духовное служение согласно с волею Его… а таким образом, пожив благоугодно пред Богом и, согласно с волею Его, послужив Ему духовным служением, наследовать вечную жизнь».

Человек очищается от зла не сразу. Поэтому христиане должны стараться никого не осуждать и не уничижать, даже явных грешников, никем не гнушаться и не делать различия между людьми.

В том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным.

Как жить по Духу?

Если сердце человека наполнено благодатью Божией, он в своей жизни руководствуется уже не только Священным Писанием, но сама благодать «пишет законы Духа» у него на сердце. Она учит его, как жить по Духу. Когда благодать овладеет сердцем, она проникает во все тело. Все хорошее, что человек приносит Богу, — любовь, веру, молитву, Господь приумножает и освящает. И наоборот, у тех, в ком царствует тьма, грех, как вода по трубам, проникает во все части души и тела и омрачает их.

Достоинство человека и свобода воли

Благодать только побуждает человека жить по Божьему Закону, но не принуждает его к этому. «Ибо высоко достоинство человека». Он драгоценнее всего остального творения, даже ангелов. «Видимая тварь связана каким-то неподвижным естеством», не имеет воли и не может выйти из своего состояния. А человек — венец творения. Он создан по образу и подобию Божию и получил от Него величайший дар — свободу. Как Бог свободен и творит, что хочет, так и человек по природе свободен. Он может выбрать путь греха и погибели или путь правды и послушания Богу.

Приготовить свое сердце для Господа

С кем человек общается, тому и послушна его воля. Одни люди пребывают в общении со Христом и ангелами, а другие — с сатаной и демонами. В сердце человека «есть какая-то беспредельная глубина»: в нем есть место для правды и неправды, жизни и смерти, добра и зла. Оно должно стать чертогом для Христа, поэтому необходимо очистить и «перестроить» свое сердце, приготовить его для Господа, Который идет основать там Свое царство. В этом нам помогают ум и совесть, которые вразумляют душу. И те, кто делают свою волю послушной Богу, стараются жить по Его благодати, освящаются ею и обоживаются.

Бороться с греховными помыслами

После грехопадения дьявол постоянно нападает на человека, наполняет его сердце множеством нечистых помыслов, соблазняет и убеждает человека совершить грех. И если тот слушается его и соглашается, он согрешает. Особенно враг нападает на святых, потому что они более сильные противники, непоколебимы и уверены в своем спасении, много упражнялись в духовной жизни и Сам Бог с ними. А тем, кто только в начале пути к Богу, достаточно одной скорби, чтобы впасть в грех.

Поэтому человек призван к постоянному подвигу — борьбе с греховными помыслами. Тем более, что Сам Господь со Своим воинством ангелов встает на его защиту.

Беседа 16. Действие зла в сердце человека и духовное возрождение

Бог не творил зло. Всех разумных существ — ангелов и людей — Он сотворил чистыми. Зло появилось, когда часть ангелов отпала от Бога и света. Хотя зло явно действует в нас, внушая нечистые помыслы и желания, оно не стало частью человеческой природы. Поэтому, как бы ни пал человек, его духовное возрождение возможно, если душа обратится от греха к Богу и станет с Ним единым духом.

Духовный рост происходит постепенно и продолжается всю жизнь. Даже когда в человеке уже действует благодать Божия, его посещают злые помыслы и искушения. Важно помнить о том, что в сердце есть грех, ожидать нападения лукавых духов и всегда быть готовым к духовной брани. А когда приходят искушения, не отчаиваться, но сокрушаться и плакать о своих грехах и надеяться на помощь Божию, а не на себя. И постепенно благодать будет побеждать зло в сердце.

В то же время важно помнить и о своем достоинстве христианина. О том, что мы призваны стать сынами Божиими. Что Господь настолько любит нас, что Сам пришел спасти нас от греха и смерти и сделать наследниками вечной жизни и Царства. Это большая честь, но и ответственность. Как мы распорядимся теми благами, которые дарует нам Господь?

Беседа 17. Совершенство и духовное помазание

От христиан, достигших высокого уровня духовного совершенства, Господь ждет служения, чтобы они посвятили себя Ему и действовали согласно с благодатью. Как в Ветхом Завете пророков и царей помазывали на их служение, так и духовные люди помазываются небесным помазанием, становятся христианами по благодати, чтобы служить Христу и царствовать с Ним в вечности. Духовное помазание — это печать нетленного царства и залог Духа Святого. Оно дает внутреннюю силу, радость и утешение в скорбях.

Помазанные, находясь еще в этом мире, уже причастны вечной жизни. Благодать Божия сняла с них покрывало тьмы, и в их сердцах воссиял свет. Сделавшись чистыми, они могут предстоять перед Богом со святыми и ангелами, созерцать славу Христа и небесного мира и всегда пребывают с Господом. Но такой высоты люди достигают не сразу, а трудами, терпением скорбей и великим подвигом.

Даже если человек постится, молится, воздерживается от греховных поступков и терпит скорби, достигнуть духовной чистоты и даже просто понять, что такое быть совершенным христианином, возможно только с помощью Христа и действием благодати. И только через личный опыт. И чем больше человек насыщается благодати Божией, тем больше он ее желает, тем больше в нем жажда Святого Духа.

Есть и такие христиане, внутри которых живут и действуют и благодать, и порок, свет и тьма. Они еще не достигли совершенной чистоты. Если они мужественно борются с пороком в своем сердце, то не теряют Божию благодать.

Беседа 18. Благодать Божия — сокровище христиан

Силу Духа Святого, воссиявшего в сердце человека, святой Макарий называет сокровищем христиан, с помощью которого они приобретают добродетели и возможность легко исполнять заповеди Божии. Без этого сокровища, без общения с Духом невозможно по-настоящему приносить духовные плоды.

Распорядиться духовными дарами можно по-разному. Одни, имея благодать, заботятся только о себе. Выше них те, кто старается принести пользу душам других. Но выше всех те, кто терпит страдания за имя Божие (см. Беседа 17, 8). Нужно от всего сердца с верой просить у Бога, чтобы дал нам обрести в наших сердцах истинное сокровище Христово, чтобы сначала самим получить от Бога спасение и вечную жизнь, потом, насколько есть сил и возможности, наставлять Словом Божиим и души других.

Действие Духа Святого в сердце

Благодать невидимо действует в сердцах рожденных от Духа. Человек ощущает ее по-разному: как сильную радость, упоение, покой, легкость и окрыленность. Иногда он чувствует духовную любовь ко всему человечеству, плачет и молится о нем. Его сердце в это время может вместить в себя любого человека, не различая, добрый он или злой.

Действие благодати может проявляться и в смирении, когда христианин считает себя самым последним из всех. Бывает, Дух дает силы быть воином Христовым и бороться со злыми духами и страстями. А бывает, что душа находится в безмолвии, тишине и мире. Иногда Дух дает мудрость и разумение тайн Божиих, которые невыразимы словами. Так разнообразно благодать Божия ведет души к спасению.

Чем ближе к совершенству человек, тем больше в нем действует Дух. Когда душа совершенно очистится от всех страстей и будет в единстве с Духом Святым, она сама станет духом и светом. Станет похожей на Христа и будет иметь многие духовные дары: радость, покой, любовь, милосердие, благость и доброту.

Беседа 19. Что делать, чтобы исполниться Духа Святого?

Главная цель жизни любого христианина — стяжание Духа Святого. Кто хочет стать обителью Христовой, чтобы приносить плоды Духа и чисто исполнять заповеди Божии, тот должен крепко поверить в Бога и во всем отречься от мира, чтобы ум не был занят ничем видимым.

Так как в человеке живет грех, ему нужно понуждать себя исполнять заповеди Божии и делать добрые дела, стараться быть похожим на Христа. Например, понуждать себя к смирению перед людьми, самоуничижению (считать себя худшим из людей), ни от кого не искать чести, похвалы или славы, а желать только угодить Богу. Приучать себя к добру, любви, милосердию, молитве, терпению, не раздражаться.

При этом нужно постоянно пребывать в молитве, всегда ожидая посещения Господа и прося Его помощи. И со временем то, что сначала человек делает с принуждением, потом станет естественным для него. Господь даст ему истинную духовную молитву, любовь, кротость, доброту. Он избавит его от живущего в нем греха, исполнит Духом Святым и Сам будет творить в нем Свои заповеди. И тогда человек в чистоте будет приносить плоды Духа.

Беседа 25. Возвращение потерянной Божественной славы

Через непослушание Богу человек лишился славы, которую имел в раю, и стал рабом плотских страстей. Преодолеть соблазны греха можно только с Божией помощью.

Господь силой Своей крестной жертвы освобождает нас из греховного плена. Поэтому тот, кто хочет получить эту свободу и вернуть утраченную Божественную славу и образ Божий, должен, во-первых, отказаться от удовольствий мира сего, а во-вторых, всегда от всего сердца со слезами искать Божией помощи. И божественный огонь Духа оживит его душу, очистит ее от порока, закалит и откроет сердце для жизни с Богом.

Беседы 26–27. Достоинство человека и обожение

Человек был создан владыкой всего Творения, умел различать страсти, был чист от греха. Он был Божиим подобием, но сатана омрачил его ум. Непослушанием воли Божией человек погубил себя и был поражен грехом и смертью. Но достоинство человека так велико для Бога, что Сам Господь пришел, чтобы возвратить ему первоначальный образ чистого Адама. И теперь Дух Святой может духовно возродить человека, и тот станет даже выше первого Адама, потому что принимает в себя благодать и делается обоженным.

Господь избрал христиан для Своего Царства (1 Пет 2:9) и призвал их к святости. Поэтому человек должен стремиться к обожению. Если он позволит, Господь придет, очистит и исцелит его душу, оденет ее в небесные одежды чистоты и света, даст ей славу и введет в Свое Царство радости, мира и веселья (беседа 27).

Искушение диаволом

Одни совершают грех по произволению, то есть предают свою волю пороку, услаждаются им. Они в мире с дьяволом и не ведут с ним брани в своих помыслах. Другие грешат не по своей воле. В них есть зло, но они не соглашаются на помыслы, не услаждаются ими, не повинуются им, а борются с ними. Вторым Бог дает Свою помощь в искоренении зла.

Господь попускает дьяволу до времени искушать человека. Но дьявол не знает, послушается его человек или нет, пока душа не предаст свою волю ему в рабство. Он не знает все помыслы и желания сердца, а обладает только некоторыми из них. Начинает дьявол с того, что внушает добрые помыслы и вовлекает в предприятия «тонкие и благовидные», и душа незаметно для себя попадает в его гибельные сети. Но у человека есть своя воля, которая может противиться сатане и обращаться к Богу.

Как бороться с искушениями?

Как Христос претерпел страдания и крест, а потом прославился и воссел одесную Отца, так и христианину нужно «спострадать и сораспяться» со Христом, а потом «совоссесть», соединиться и царствовать с Ним (Беседа 27). Он должен трудиться над своим сердцем, как земледелец над своим участком.

Земледелец работает, зная, что получит плоды от земли. Так и христианин трудится и терпит скорби, чтобы получить радость и утешение. В этом проявляется его свободная воля. И если человек не теряет надежды в скорби и не оставляет Бога, а претерпевает все до конца, то освобождается от власти дьявола.

Духовная брань бывает двух видов (Беседа 21). Внешняя брань — воздержание от житейских дел, от земных удовольствий и от мирских привязанностей (богатство, слава, для монахов — даже близкие люди). Так человек сохраняет от греха свое тело. Внутренняя брань — борьба с помыслами в сердце, которые внушаются духами злобы. Она важнее для подвижника.

Совершая грех в мыслях, человек вступает в общение с сатаной и нарушает верность Богу. Дьявол занимает его помыслы, не дает правильно молиться и приближаться к Богу. Поэтому важно обращать внимание на то, с кем в общении находится ум: с ангелами, или демонами, он храм Божий или жилище дьявола? И очистить его, чтобы вместо сатаны пришел Дух Святой (Беседа 27). Только тот, кто освободился от видимых уз мира и постоянно пребывает в общении с Богом, может начинать борьбу с невидимыми помыслами в сердце.

Сатана никогда не успокаивается и нападает на человека все его жизнь. Но когда христианин пребывает в постоянном общении с Богом, ему уже не страшны искушения, потому что Господь хранит его от зла.

Сотрудничество Бога и человека в деле спасения

Человек может принести Богу духовные плоды, если Он благословляет его труды, если Его благодать делает сердце человека плодородным, как дождь и ветер делают плодородной землю. Все, что человек делает доброго, — постится, молится, пребывает в бдении, творит дела милосердия — он должен приписывать Господу, потому что без Его помощи не смог бы сделать ничего. Тогда Бог дает ему плоды Духа, и они вместе возделывают землю сердца, чтобы искоренить в нем зло и сделать его чистым.

Смирение и самонадеянность

Душа человека — невеста небесного Жениха Христа. Кто смог познать достоинство своей души, тот может познать и свое падение и смириться перед Богом. Змей вначале победил Адама гордостью и надменностью. И сейчас это его оружие против человека. Поэтому тех, кто приобрел благодать Божию, она учит смирению, что, даже преуспевая в духовной жизни, они считают себя ничего не стоящими. Имея духовное богатство, не превозносятся. И когда теряют его часть, не перестают надеяться на Бога.

Бог дает благодать в меру, насколько человек способен ее принять. Благодать может удаляться, чтобы ее сильнее искали. А самонадеянность губит, потому что человек начинает превозноситься, осуждать других, успокаивается, перестает трудиться для Бога и духовно падает. У него нет еще совершенной любви.

Беседа 28. О бедственном положении души, в которой не живет Христос

Душа, которая не наполнена благодатью Божией и которая не просветилась истинным светом, наполняется грехом и гибнет. И только истинный врач Христос исцеляет ее от язвы греха и может украсить ее «ризой благодати» (Беседа 20).

Беседа 29. Как Бог дает благодать?

Одним Господь дает благодать и дары Святого Духа быстро, как только они обратились к Нему с верой и молитвой. Это милость Божия, дарованная им без трудов и скорбей. В ответ Бог ждет, чтобы они усердно трудились и принести Ему плод своей любви, исполняя только Господню волю и удаляясь от греховных желаний.

Другим, хотя они отреклись от мира, преуспевают в добродетелях, Бог нескоро дает благодать, мир и духовную радость. Господь испытывает их верность и твердость в желании быть с Ним. Испытывает их свободную волю, чтобы обнаружились любящие Бога всем сердцем и ради Него переносящие искушения и труды. От каждого Господь ждет плодов добродетели по мере полученной им благодати и даров.

Беседа 30. Рождение свыше вводит в Царство Божие

Только рожденный свыше от Святого Духа может быть чадом Божиим и наследником Его Царства (см. беседу 23). Господь любит человека и хочет, чтобы все люди сподобились этого рождения. Для этого Он стал человеком, соединив человеческую природу со Своим Божественным Духом, и умер за всех на кресте. Он всех призвал к жизни, а без рождения от Духа Святого душа не может жить (Ин 3:3), потому что Дух Святой — жизнь души. «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для Царства, и без Духа не может делать того, что Божие».

Душа, рожденная от Духа, сама становится духом, носителем образа Божьего. Это знамение, по которому Господь узнает Своих в день суда. Оно открывает вход в Царство Небесное, потому что только живая душа может туда войти.

Беседа 32. Путь к единству с Богом

Соединившись во Христе с небесной природой, человеческая природа стала храмом и жилищем Божиим. Теперь, когда душа находится в общении с Духом, человек становится чадом и наследником Божиим. Это долгий путь, который начинается с уходом из мира для служения Богу.

Когда человек удалился от мира, он должен измениться и в уме, «плотское мудрование переменить в мудрствование небесное». Человек отдает всего себя Богу и живет с мыслью, что все, что у него есть, даже сама его жизнь, принадлежит Господу. Как только он начнет искать Бога, он должен будет бороться с самим собой, с прежними привычками, навыком греха, который он приобрел за всю жизнь, и злыми помыслами. И в этой борьбе Господь рядом, невидимо помогает и укрепляет. Он дарует человеку Свои духовные блага и Самого Себя. Бог и человек становятся едиными, становятся семьей.

Беседа 34. Ради чего христианский подвиг?

Христианам уготовано такое богатство и наследие, какого никто не в состоянии выразить, потому что это Сам Бог. Он дает Себя самого, соединяя Свое святое естество с христианскими душами. Все пришествие Христово было для того, чтобы воскресить души верующих, умерщвленные грехом и тьмой, очистить их от всякой черноты, просветить Божественным светом, облечь в небесные ризы и даровать им истинную жизнь.

Воскресение души бывает еще при жизни тела, а воскресение тела будет в последний день. Слава воскрешенных будет различной, по мере веры каждого (Беседа 36).

О славе христиан в день воскресения

В день воскресения тела тех, в ком есть Божественная жизнь и слава, так же прославятся и просветятся. Они преобразятся и сделаются сияющими, но каждый человек останется самим собой (см. беседу 15, 10–11). Также как и каждый человек, принявший Духа Святого: меняется, но не теряет свою личность и естество. Все будут едиными во Христе, богами по благодати, чадами Божиими и вместе будут созерцать Божественный свет.

Беседа 35. Новая суббота — свобода от греха и покой

Душа, избавившаяся от греховных помыслов, становится свободной от темных дел и власти дьявола. Это состояние новой субботы — истинного покоя и радости в Господе.

В Законе Моисеевом Бог заповедал день покоя, но души еще были связаны пороками. Теперь Он пришел и даровал человеку истинную и вечную субботу, упокоил душу, обремененную нечистыми помыслами и творящую дела неправды. Бог открыл человеку возможность служить Ему от чистого сердца и радоваться с Ним.

Беседа 37. О рае и о духовном законе любви

Когда Бог обитает в сердце человека, он находится в состоянии рая. Чтобы сохранить это состояние, он старается хранить себя от греха, слушает только Господа и исполняет Его заповеди. Человек живет по внутреннему духовному закону любви к Богу и ближним. Он ко всем имеет доброе расположение: и добрых не отрекается, и грешных не обвиняет, но молится о них Богу, признавая всех служителями Божьего домостроительства. Обижающие для него — благодетели, которые помогают учиться прощать. Этой любовью христианин спасается. Видя его желание, Господь подает ему Свою помощь, и человек, пребывая с Богом, любит уже без усилия.

Хотя Бог Сам действует в человеке, Он ждет от него усилия воли. Если нет воли, Бог ничего не делает, хотя и может. И то, что человек трудится, делая добро, хоть это бывает непросто, показывает Господу его желание научиться любить.

Жить в любви и мире и бороться с грехом внутри себя

Обращаясь к общине монахов, святой Макарий призывает их жить между собой в мире и единомыслии. Каким бы делом они не занимались, молитвой, чтением Писания или работой, в его основе должна быть любовь.

Как в одном теле каждый член выполняет свое дело для пользы всех членов, сорадуется и сострадает всем членам, так и братия. Все плоды и польза, которые приносит дело одного инока, — общие, они принадлежат всем братьям. Никто не осуждает другого и не превозносится, но ведет борьбу с внутренними помыслами. Такая жизнь угодна Богу (Беседа 3).

Беседа 38. Не все христиане истинные

Многие называются христианами, но не все они настоящие христиане. Только духовно опытные люди могут узнать истинного христианина. При сильном действии благодати Божией человек может подумать, что в нем уже нет места греху, что он уже имеет целомудренный и чистый ум и достиг духовного совершенства. Но как только он почувствует себя в безопасности, грех производит в нем злые помыслы, и он понимает, как обманулся. И снова благодать руководит им, просвещает, умиряет и наставляет на благое. Такой человек то думает, что он грешнее всех людей, то видит себя великим и сильным, а потом опять немощным и нищим. Это происходит оттого, что сатана пытается развратить его. Не нужно покоряться ему, но стараться быть настоящим христианином, то есть довериться Богу, быть с Ним в общении и служить Ему духом.

Беседа 39. Добродетели и страсти

У человека есть пять основных добродетелей, которые включают в себя все остальные: молитва, воздержание, милость, нищета, долготерпение. Без одной из добродетелей невозможны и другие. Человек не может молиться, если в нем не действует Дух. Воздерживающийся не может устоять без молитвы. Кто не воздерживается во всем, не будет милостивым. А кто немилосерден, тот не согласится обнищать (Беседа 37).

Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Так и страсти зависят одна от другой: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от лени, лень от уныния, уныние от нетерпения, нетерпение от сластолюбия.

Главное в духовной жизни — прилежная молитва. С ее помощью мы испрашиваем у Бога и прочие добродетели. Молитва — это общение с Богом в любви и святости. Тот, кто ежедневно принуждает себя к молитве, воспламеняется любовью к Богу и принимает от Него освящающую благодать. Когда в сердце мир Божий в избытке, он изливается на ближних через дела милосердия и служение людям.

Беседа 41. О тайниках души. Благодать и грех

После падения первых людей грех проник в природу человека и овладел душой до ее глубочайших тайников. Он возрастает в человеке с младенчества и становится привычкой. Поэтому Божественная благодать действует в душе сначала отчасти, по мере веры каждого. Внутри души еще остается место пороку, и человеку нужен великий труд и усилие, чтобы его воля была в согласии с действующей в нем благодатью.

Хотя Бог может в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным, Он начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать волю человека, сохраняет ли он любовь к Нему, ни в чем не соглашаясь с лукавым, но всецело предавая себя благодати.

Когда человек молится и пребывает в любви к Богу, огонь благодати разгорается, и помыслы делаются огнем и погружаются в любовь Божию. А если человек перестанет трудиться и расслабится, то опять приходит грех и начинает угнетать его. Душа воспоминает о прежнем покое и начинает скорбеть и чаще страдать. Тогда ум снова обращается к Богу, и к нему начинает приближаться прежний мир, снова он начинает сильнее искать Бога. Огонь благодати снова постепенно разгорается (Беседа 39). И со временем благодать полностью овладевает душой. Вся душа становится ее сосудом.

Беседа 42. О внутренних помыслах

Не что-то внешнее оскверняет человека или ведет его к совершенству, а то, что внутри него. Люди, став причастниками благодати, укрепляются силой Святого Духа. Они могут лишиться благодати и погибнуть по двум причинам: или потому, что не могут перенести скорбей, или потому, что предаются греховным удовольствиям. Поэтому, что бы с ними ни случилось, хорошее или плохое, христиане должны пребывать благими, подобно небесному Отцу. А оскверняет душу дух лукавства и тьмы, поэтому каждый должен бороться с внушаемыми им помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос.

Святой Макарий представляет сердце человека как арену борьбы души с лукавыми духами. В душе рождаются свои помыслы, и злые духи рождают помыслы против души. А ум, как всадник, управляет колесницей души, сдерживая помыслы, и устремляется на нападающую сатанинскую колесницу (Беседа 39).

Беседа 43. Стать христианином — значит стать новым человеком

Кто действительно хочет быть последователем Христа, тот приходит к Богу, чтобы измениться, стать лучше. Господь пришел, чтобы преобразить и обновить человеческую природу, вновь создать побежденную страстями душу, соединив ее со Своим Божественным Духом. Он пришел сделать верующих в Него новыми людьми, исцелив их и очистив от страстей, помазав их духовным помазанием и даровав им благодать Святого Духа.

Только тот, чью душу исцелил истинный Врач Христос, может войти в небесную Церковь святых и созерцать Бога. Потому что в непорочную и чистую Церковь могут войти только непорочные и чистые души.

Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, Божественное, и соделаться естеством новым, при содействующей силе Святого Духа; и тогда может она стать благопотребной для Небесного Царства.

Достигнуть этого могут только те, кто верит в Бога, истинно любит Его и исполняет все Его заповеди. И не сами, а с помощью Божией. Господь пошлет «легкого», «благого» и «небесного» Своего Духа, и Им погрязшую в грехе душу «облегчит», «окрылит», вознесет в небесные высоты, изменит ее естество. Он даст душе силу переплыть бурное море греха и искушений и, как кормчий, приведет корабль души к спасению.

Беседа 44. О привязанностях сердца

После рождения свыше христианин становится богом по благодати. Он призван быть светильником Божественного света, не только в храме, но всегда помнить о Боге, любить Его и быть Ему верным.

То, к чему привязано сердце человека, и есть бог для него. Если человек привязан к себе самому, к мирским вещам, к дому или к родительской любви, это становится для него богом, даже если он внешне отрекся от мира. А если сердце всегда желает Бога, то Бог — его Господин.

Беседа 45. О близости человека с Богом

Тот, кто избрал уединенную жизнь, должен отречься от мира и всего, что в нем, даже от своей души. Он должен любить только Христа, то есть предпочесть Его родителям, братьям, жене, детям, родным, друзьям, имуществу. Только во Христе искать покоя и спасения.

Не богатство, не власть, не искусство, не ум и знания, но только Господь может очистить душу и тело от греха и избавить человека от смерти. Поэтому он должен стремиться вернуться к тем близким отношениям, какие были у человека с Богом до грехопадения. Из всего творения Бог обитает только в человеке, потому что создал его по Своему образу и потому что его одного любит так сильно. «Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом, и у Бога с душою».

Беседа 46. Могут ли чада мира сего стать чадами Божиими?

Если тот, кто стал чадом Божиим, снова обратится к миру и увлечется земными вещами, он умирает и становится бесплодным для Бога. А мирской человек, если захочет слушать слово Божие, не принимает его, потому что не понимает. Но если он решится изменить себя, он отрекается от своей прежней жизни и, когда обратится к Господу и уверует в Него, получает от Него помощь.

Господь, милуя и любя человека, приходит к любящей Его душе, и они становятся единым духом. Тогда ум человека пребывает с Богом на небесах, а Бог пребывает с душой в теле. Человек становится наследником Божиим и Его обителью. «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку: так тело и душу человека создал Он в жилище Себе» (Беседа 48).

Господь снимает с души покрывало тьмы, просвещает ее небесным светом и избавляет от страстей, делая ее чистой по благодати. Он открывается человеку, и человек отдает себя служению Богу.

Беседа 47. Как Бог спасает человека. Параллели с Ветхим Заветом

Святой Макарий иносказательно толкует ветхозаветный Закон, показывая, как он исполняется в Новом Завете во Христе и в человеческой душе.

Слава, которой сияло лицо Моисея, была прообразом истинной славы. Как иудеи не могли смотреть на нее, так и бесы не могут терпеть славу Божию в душах христиан. Обрезание иудеев было знаком принадлежности к народу Божьему, а сейчас это духовное обрезание, отсекающее грех. У иудеев было крещение, освящающее плоть, у христиан есть крещение Духом Святым и огнем. Иудеям был дан закон, написанный на каменных скрижалях, а христианам даны законы духовные, написанные на плотяных скрижалях сердца. Теперь завет внутри человека.

Египетское рабство и исход израильского народа — прообраз души, избавленной пришествием Христовым. Израиль — это ум, зрящий Бога, который освобождается от рабства тьмы. Когда душа бежит от греха, приходит сила Божия и помогает, ведя ее к истине. Дьявол надеется, что душа опять возвратится к нему и преследует ее скорбями, искушениями и невидимыми бранями. И здесь проявляется любовь души к ее Освободителю и свобода человека. Господь хоть и рядом, но не избавляет его совсем от скорбей, дает ему проявить свою волю, веру и твердость. Пройдя испытания и спасшись с помощью Божией от врагов, душа прославляется Богом, получает радость и утешение и сама славит Господа. В этом ее служение.

Во всем прежнем были образы настоящего. Все, что было у израильтян, и в Законе Моисеевом, и у пророков, — было ради души, созданной по образу Божию и попавшей в рабство греху. Бог по любви захотел вступить с ней в общение, уготовал ее Себе в царскую невесту, очищает ее от скверны и делает светлой, исцеляет, оживотворяет от духовной смерти и умиротворяет. Он дает ей рождение свыше, а потом постепенно изменяет ее Своей силой, пока она не станет совершенной в любви к Нему. И тогда она навсегда воцаряется с Ним.

Беседа 48. Радость общения с Богом

Человек отрекается от всего, что в мире, от земных наслаждений и радостей и от себя самого, чтобы получить радость общения с Богом, мир и утешение благодати. Он становится чужим для мира, чтобы родиться от Духа, чтобы его душа жила в другом, небесном мире и наслаждалась духовными благами.

Христос сошел на землю и показал человеку небесную славу и красоту. Тому, кто вкусил духовных благ, принял «божественный огонь Христов», не нужны больше блага века сего (Беседа 8). А у того, кто не познал радости общения с Богом, нет причины отказываться от наслаждений мира. Ему незачем бежать от греха, потому что он не знает, что теряет. Но если он вкусит этой радости, то будет готов к трудам и духовным подвигам, будет стремиться к ней и бояться ее потерять.

Беседа 49. О совершенной вере в Бога

Господь ведет Своих учеников к совершенной вере. Вера начинается с малого — доверять Богу в повседневной жизни. Он обещал заботиться о верующих в Него и давать все, что им нужно для жизни телесной, — пищу, одежду и прочее.

Верный в малом верен и во многом (Лк 16:10). Многое — это духовные дары и сама вечная жизнь. Если человек будет надеяться на Господа и не будет заботиться о временном, а прежде всего искать Бога и Его Царство, Господь даст ему и то, и другое. Поэтому каждый должен испытывать себя, верен ли он Богу в малом — временном, и верен ли Ему во многом — вечном.

Беседа 50. Бог чудодействует во святых Своих

В тех, чей ум и сердце пребывают с Богом, действует Дух Святой. Они сами становятся святыми и могут совершать видимые чудеса и знамения. Святые делают это не своей силой, а силой Божией, обитающей в них. И когда пророки передавали людям волю Божию, через них говорил Дух. Такие дары приобретаются большими усилиями, трудом, терпением и любовью к Богу, когда душа уже научилась различать добро и зло, узнавать и предотвращать нападение лукавых духов, следовать велению благодати Божией и понимать, когда в нем действует грех, а когда благодать.

Порядок бесед указан по изданию: Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, пер. с греч. — 4-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle