Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Какие бывают литургии

Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, древние литургии апостола Иакова и апостола Марка… Рассказываем, в чем их похожесть, особенность и различие.

В апостольские времена таинство Евхаристии довольно быстро стало совершаться в разных частях огромной Римской империи — от востока до запада. Ученики Иисуса приходили с проповедью в города и селения, основывали церкви и преломляли хлеб с новыми братьями во Христе. В первые века литургия служилась по вдохновению, молитвы и порядок богослужения передавались из уст в уста. В каждом городе, где существовала епископская кафедра, литургический чин развивался по-своему.

До нас дошли некоторые древние анафоры, записанные преимущественно в IV–V веках. Напомним, что анафора — это центральная часть литургии, во время которой читаются молитвы о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. На протяжении столетий эти анафоры изменялись и дополнялись, тем не менее большинство из них, согласно Преданию, возникли во времена первых христиан, а некоторые даже носят имена апостолов.

Со временем некоторые литургии получили широкую известность и стали общеупотребительными во всей Православной Церкви. Другие же по тем или иным историческим причинам служились редко или совсем вышли из употребления.

Сегодня мы можем наблюдать возрождение интереса к древним литургическим традициям. В некоторых храмах Русской Православной Церкви, с одобрения священноначалия, служатся литургии, не предусмотренные уставом, но имеющие несомненно древнее происхождение и восходящие к апостольским временам.

Общепринятые литургии

Литургия святого Иоанна Златоуста

История

Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика собора Святой Софии в Константинополе. XI в.

Литургия святого Иоанна Златоуста зародилась во времена апостолов в городе Антиохии, расположенном на территории современной Турции. Сразу после убийства первомученика Стефана некоторые ученики, скрываясь от преследований, бежали в этот город и именно там впервые заговорили о Христе с язычниками. Проповедь была успешной. Обращенные язычники и иудеи именно в Антиохии впервые стали именоваться «христианами». Для укрепления молодой церкви в Антиохию приходили апостолы Петр, Павел и Варнава. Их труды в этом городе достаточно подробно описаны в текстах Нового Завета.

В IV веке сохранившаяся с древности антиохийская анафора была отредактирована и записана святым Иоанном Златоустом. Святитель сам был родом из Антиохии. Будучи епископом, он сначала занимал Антиохийскую кафедру, а потом был переведен в столицу Восточной Римской империи и стал архиепископом Константинополя. Предложенный Иоанном Златоустом чин совершения литургии стал использоваться в столице восточного христианства — Константинополе, а потом и повсеместно в православном мире.

Сегодня

Постепенно литургия святого Иоанна Златоуста стала самой распространенной и наиболее часто совершаемой литургией в Православной Церкви.

Литургия святого Василия Великого

История

Святитель Василий Великий. Мозаика собора Святой Софии в Киеве. XI в.

Эта литургия была составлена знаменитым святителем в IV веке. В основу ее легла древняя анафора, о происхождении которой точных сведений не сохранилось.

Святой Василий Великий занимал епископскую кафедру Кесарии Каппадокийской — большого торгового города в Малой Азии. Составление и запись литургического чина были необходимы для устройства богослужебной жизни, которой святитель уделял особое внимание. Василий Великий дополнил существовавший с древности литургический чин, лично написав молитвы и славословия. Авторство Василия Великого не подвергается сомнению, так как между молитвами анафоры и богословскими сочинениями святителя существует много вербальных и смысловых совпадений.

Особенности

Внешне литургия Василия Великого мало чем отличается от литургии Иоанна Златоуста: в обеих литургиях во время Великого входа поют «Иже херувимы», евхаристическая молитва обычно прочитывается тайно, а возгласы священника, слышимые всем храмом, во многом совпадают. Анафора литургии Василия Великого более продолжительная. Вместо гимна Пресвятой Богородице «Достойно есть», исполняемого во время литургии Иоанна Златоуста, поется гимн «О Тебе радуется».

Сегодня

Литургия Василия Великого в древнем мире пользовалась большим авторитетом и совершалась в воскресные и праздничные дни. Тем не менее постепенно она уступила место литургии святого Иоанна Златоуста. Возможно, это было связано с тем, что к XI веку установилась практика ежедневного совершения Евхаристии, и предпочтение было отдано более краткому чину.

Сейчас литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в воскресные дни Великого поста, в Великий четверг и в Великую субботу Страстной недели, накануне или во дни праздников Рождества Христова и Крещения Господня и в день памяти св. Василия Великого.

Литургия Василия Великого служится не только в Православной Церкви. В различные исторические периоды она совершалась или продолжает совершаться в армянской, коптской, эфиопской, католической и англиканской традициях.

Литургия Преждеосвященных Даров

Особенности

Это богослужение, во время которого верующие причащаются Святыми Дарами, освященными заранее — на предыдущей литургии. Анафора здесь отсутствует совершенно, так как о приложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову молятся заранее.

Вместо «Иже херувимы» на Литургии Преждеосвященных Даров поется песнопение:

«Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия» (перевод на русский язык).

История

Практика хранения и использования Святых Даров после окончания литургии известна с самой древности. Живший во II веке святой Иустин Философ сообщает о том, что обычно после окончания Евхаристии дьяконы несли Святые Дары больным христианам, для того чтобы причастить их на дому.

Одной из возможных причин появления такого богослужения является сложившаяся в III веке традиция собираться в храме не только в воскресенье, но в среду и пятницу. Это рабочие дни, и в богослужении могла участвовать не вся община. Поэтому Святые Дары во время таких служб не освящали, а использовали те, которые хранились с воскресной службы.

В IV веке во всей Православной Церкви стала обычной практика соблюдения Великого поста, во время которого христиане желали как можно чаще посещать богослужения и приобщаться Святых Тайн. В ранней Церкви особенно ясно было понимание Евхаристии как наивысшего торжества. В будние дни Великого поста литургию не совершали, но для подкрепления и утешения верующих причащали заранее освященными Дарами. Причем, для того чтобы не нарушить постного настроения среды и пятницы, Евхаристия совершалась вечером, а не утром. Поэтому литургия совершается в соединении с вечерней.

Сегодня

В Русской Православной Церкви постепенно возрождается древняя практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в будние дни Великого поста.

Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений

Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.

Литургия святого апостола Иакова

История

Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.

До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.

Сегодня

Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.

В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.

Особенности

Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».

«Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным. Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: Аллилуиа, аллилуия, аллилуия» (перевод Ольги Седаковой).

Литургия святого апостола Марка

История

Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.

Особенности

Литургия святого апостола Марка, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».

Сегодня

В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно по этому чину.

Литургия святого Амвросия Медиоланского

История

Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.

Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.

Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями, так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской культуры.

В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.

Особенности

Литургия Амвросия Медиоланского начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:

«Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Обрел Давида, служителя Моего, елеем святым Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним и сила Моя укрепит его. Слава и честь Отцу, и Сыну и Святому Духу и ныне и во веки веков, Аминь. Аллилуия, аллилуия».

Сегодня

Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.

Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Комментарии для сайта Cackle