Размышления одного непутевого православного в начале поста.
Моя сестра на днях задала очень справедливый вопрос: «Ты можешь объяснить, зачем мы постимся?». Ситуация усложняется еще тем фактом, что она – певчая на клиросе, то есть в каком-то смысле «профессиональная православная». Только если такие люди подчас утомляются от ежедневного соприкосновения с храмом и начинают охладевать в вере, она, наоборот, пытается не потерять живую связь с Богом. А я не могу не согласиться, что ежегодный богослужебный круг этому способствует…
У меня у самого случился первый и пока что единственный церковный кризис прямо накануне Великого поста три года назад. Не было абсолютно никакого желания налагать на себя «бремена неудобоносимые», принимать постное выражение лица и далее по списку. Наверное, я выбрал самый неправильный вариант, быть может, стоило стиснуть зубы и все равно ходить на все постовые службы, но ваш покорный слуга поступил иначе и появился в храме только в Пасхальную ночь. А до того пытался разобраться со своей душой…
А подумать было над чем. В православии есть две четко оформившиеся устные народные традиции, которые, если откровенно, противоречат друг другу. Если упростить, то: одни говорят, что нельзя молиться в трусах у себя дома, дескать, как же так, ты ведь с Богом разговариваешь, другие уверяют, что Он – это Любовь, и ты вправе строить с Ним отношения так, как тебе больше нравится. Кто прав? Мне лично ближе вторая точка зрения. Просто потому, что она больше опирается на Священное Писание. На ум, например, сразу приходят слова: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:6). Разве здесь Христом ставятся какие-то еще условия для того, чтобы человек был услышан Богом, кроме как установление с Ним доверительных отношений?
Сестру удручают многочисленные поклоны и вставания на колени во время Великого поста. Что это за Бог, перед которым нужно дрожать на коленях? Чем же мы так перед Ним провинились? Словно рефреном к ее словам я вспоминаю седого мужчину, который вчера слонялся по электричке с карманной Библией и пугал нас вторым пришествием Христа. Он не выглядел неадекватным, и он говорил, с точки зрения Писания, правильные вещи. Но есть одно «но». Христос четко сказал, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:56). И Его пришествие будет страшным в том смысле, что сама совесть людей будет их обличать, и она же определит их посмертную участь. Многочисленные свидетельства людей, переживших клиническую смерть, подтверждают, что встречающий их Ангел (или Христос, кому как видится) не гневается на них и не осуждает, а вместе с ними просматривает жизнь и сопереживает всему, что с ними происходило. Поэтому я стал, по наводке одной подруги, называть Бога Шефом. С одной стороны, Господь для меня – Небесный Босс, начальник, который руководит моей жизнью. С другой – добрый и ласковый шефствующий Друг, который помогает в моем непутевом бытии.
Кстати, о непутевости… Мне перед многими и за многое в этой жизни надо бы попросить прощения. Но, право, странно, почему для этого нужно устанавливать специальный чин, да еще и извиняться перед совершенно незнакомыми людьми, которые ни мне ничего плохого не сделали, ни я им. Возникает некоторый диссонанс. Примерно такой же, как и в Великий Четверг, когда епископы умывают священникам ноги, а потом мы узнаем, что кого-то из этих «счастливцев» отправили за штат по совершенно невинному поводу. И вот только представьте на минуточку, каково на это все смотреть Богу? На эту… театральщину. На службы, которые, словно спектакли, расписаны на год вперед, а премьер не ожидается, потому что артисты боятся отойти хоть на миллиметр от заданного сценария. Где любая реприза неприемлема, где малейшая импровизация рассматривается, как ересь… Может, не так уж и была неправа одна актриса, которая сказала, что в церкви она Бога не встретила, но церковные службы – это гениально поставленные и срежиссированные спектакли?
Выше я привел только пару противоречий со словами Христа, которые можно заметить, если почитать богослужебные тексты. Думая, что «в многословии своем будут услышаны» (Мф 6:7), нам предлагают молиться чужими словами, которые в нас порой не то что не откликаются, а напрямую противоречат сегодняшнему настрою. А как вам это? «Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый» (Мф 6:17). Иными словами, умойся, намажь лицо косметикой (если ты женщина), укрась себя – ничем не выдавай, что ты сейчас наложил на себя ограничения. Пусть это видит только Отец твой, тайно. Скажите, мы так делаем? Разве не кричит каждый православный сайт по весне, что у верующих начинается пост, а сами православные не воротят нос от скоромной пищи в гостях, да еще с трудом удерживаясь (а кто-то и нет) от того, чтобы не осудить тех, кто поста не придерживается?
Так что в результате получается, пост не нужен, ни в чем себя ограничивать не надо, все это отжившие традиции? Тоже нет. Еда – всего лишь частный случай жертвы Богу, коим и является любой пост. Ведь пост всегда был, грубо говоря, демонстрацией Богу того, что человек понял: ага, я что-то делаю не так. На мой взгляд, в древние времена иначе как ограничением в гастрономических пристрастиях выразить это было невозможно. Ну а сейчас-то возможностей гораздо больше. Кто-то зависим от компьютерных игрушек, кто-то от бесконечных и бессмысленных хождений по магазинам. Да и не стоит забывать, что если в то время еда являлась самой главной роскошью, сегодня это не всегда так. Поэтому показать Господу, что ты работаешь над собой, можно не только ограничив свой рацион.
Христос не оставил нам ответов на очень многие вопросы. Когда Его спрашивали, почему страдает тот или иной человек, Он просто говорил, что это может прославить Бога. Когда умер Лазарь, Иисус пришел и воскресил Его, но ведь Бог мог и не допустить его смерти. А почему страдают невинные младенцы? И почему Господь отвечает на молитвы одних, причем довольно скоро, но глух к просьбам других? В рамках этой жизни мы не поймем этого. Но важно понять другое. Бог – это Личность, по образу и подобию Которой мы созданы. И как у любой личности, у Него есть Свои желания и воля. Поэтому и отношения с Шефом должны строиться, как с Живым Богом. Постясь, нужно делать упор не на «ой, я сегодня скоромное съел, какой ужас, дачтожтакое!», а на то, почему я опять не позвонил близкому человеку, почему обидел любимую, почему не сделал такую милостыню, какую бы смог. И далее по списку.
Сейчас, на первой неделе Великого поста, в храмах будет читаться канон Андрея Критского. Мне он дорог тем, что этот канон (независимо от того, при каких на самом деле обстоятельствах он был написан и кто его настоящий автор) показывает: на протяжении всей истории человечества и люди, и Бог остаются прежними. Как грешили мы, а Бог нас прощал две тысячи лет назад, так это происходит и сегодня. Моисей убил египтянина в пылу драки, царь Давид порешил мужа любовницы, чтобы ничто не отвлекало. Скажите, разве это не актуально для нас? Увы, да. И именно осознание того, что я ничуть не лучше людей Ветхого Завета, дает мне основание не по традиции, а добровольно и с осознанием того, что Бог простит меня, если я об этом попрошу, встать на колени в дни Великого поста…