Кино нашего детства: слишком прямолинейно и немного наивно?

Ольга Лебединская

Кинопродюсер, сценарист, организатор производства.

Начался новый учебный год, и свободного времени сразу стало меньше. А свободные вечера хочется проводить дома, вместе с семьей. Хорошие фильмы из нашего детства — то, что нужно для совместного просмотра осенними вечерами. Да, они местами наивные, но в них столько искренности, любви и доброты. Они ставят взрослые вопросы перед юными зрителями.

«Внимание, черепаха!»

«Мосфильм», 1970, режиссер Ролан Быков

«В левой колее черепаха! Внимание, черепаха, внимание, черепаха».

Добрая эксцентрическая комедия для детей и их родителей. Сюжет весьма необычен. Фантазия Ролана Быкова — режиссера фильма безгранична.

Жила себе спокойно черепашка в живом уголке обычной московской школы. Ухаживал за ней мальчик Володя. И все было хорошо. Но вот мальчик на время уехал. Тут-то и начинаются черепашьи приключения. Два пацана, которым доверено следить за черепашкой, решают проверить ее на прочность.

Милые детки могут быть иногда настоящими монстрами. Что они только не вытворяли с бедным животным — учебники сверху клали, даже стол положили. Интересно им было, что может выдержать черепаший панцирь. А если, к примеру, по нему проедет танк? Можно организовать и это.

Но добро и любовь побеждают. К спасению черепахи подключаются все: сам Вова, его одноклассники, классная руководительница и другие взрослые.

Фильм придется по душе и детям, и взрослым. Правда, придется объяснять юным зрителям, почему семилетние школьники так свободно и самостоятельно передвигаются по городу. Хулиганят, ездят в электричках, сбегают из больницы. Что-то они слишком смелые. Так и правда было в прошлом веке?

Да, так и было. Мы гуляли одни во дворе, ездили в общественном транспорте без родителей, и обед себе сами разогревали, и уроки тоже делали сами. Вот вы и посмотрели на нас в вашем возрасте.

«Приключения желтого чемоданчика»

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1970, режиссер Илья Фрэз

«Секрета нету в этом и это знает каждый:

Без помощи конфеты ты можешь стать отважным!

Чтоб весело смеяться, не нужен порошок,

А нужно, чтобы сказка кончалась хорошо».

Фильм снят по книге любимой многими сказочницы Софьи Прокофьевой, рассказывающей о добром докторе. Доктор делает волшебные лекарства — от глупости, трусости, вранья, злости. И вот к этому доктору приходит папа девочки Томы, которая не умеет улыбаться. И мама мальчика Пети, который всего боится. Доктор может помочь ребятам с помощью чудесных конфет из желтого чемоданчика.

Но так получается, что чемоданчик попадает не в те руки. И может произойти много всего ужасного, если его не вернуть…

В фильме мы видим: если рядом с тобой друзья, то волшебные конфеты не нужны. От собственных недостатков можно избавиться самому. Ну а чудо? Чудо тоже никто не отменял!

Да, немного наивно. Но как же уютно и по-доброму.

Атмосферу беззаботного детства создают замечательная музыка Яна Френкеля, песни в исполнении Олега Анофриева.

Настоящее семейное кино, которое можно посмотреть вместе с детьми и вспомнить свое детство.

«По секрету всему свету»

«Беларусьфильм», 1976, по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского

«— Как поживаете?
— По устному хорошо поживаю, по письменному — похуже… Хорошо поживаю после уроков и по воскресеньям».

Интересно, а читают сегодня дети рассказы Драгунского? По крайней мере, они есть в списке для летнего чтения. Мне они казались грустными в детстве. И фильм казался грустным.

А став взрослой, я поняла, что он не грустный, а светлый. И на самом деле искрометно веселый! Вот такие метаморфозы восприятия.

А еще он очень правдивый. Ведь все ситуации в рассказах не выдуманы. Писатель Виктор Драгунский запечатлел детство своего сына Дениса. С огромной отцовской любовью.

Фильм снимали целых пять режиссеров. И структура у него необычная. Он разбит на четыре «секрета». Уже интригует, правда?

В каждом секрете несколько рассказов, несколько сюжетов. С каждым таким секретом герой фильма Денис становится немного взрослее. И вместе с ним взрослеют зрители.

Секрет первый — про дружбу и про нравственный выбор. Секрет второй и третий — о честности, умении держать слово, порядочности. Четвертый секрет — просто о хороших людях, которых вокруг гораздо больше, чем плохих.

Неповторимая атмосфера того времени в музыке Владимира Шаинского и стихах Михаила Танича. Все песни стали народными хитами и давно живут своей жизнью.

После такого фильма становишься чуть-чуть лучше. А может, и не чуть-чуть.

«Ох уж эта Настя»

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1971, режиссер Юрий Победоносцев

«…Давайте разберемся спокойно и справедливо.

Это же надо, черная пантера Настькина подруга!

  Ну и что? Один мальчик вот так выдумывал-выдумывал, и стал писателем! Нечаянно…»

Где заканчивается фантазия и начинается вранье? А может, фантазия — это просто параллельная реальность? И насколько вообще реально то, что мы считаем реальностью?

О таких вещах девочка Настя — героиня лирической комедии — явно не задумывалась. Она просто жила одновременно в двух мирах. В одном мире — школа, мама, строгая сестра, одноклассники. В другом — подруга, черная пантера, прекрасный город ЭОЛИС, неопознанные пришельцы.

И девочка Настя уверено и громко заявляет об этом своем втором мире. Это, конечно, вызывает неприятие и осуждение одноклассников, строгой сестры и классной руководительницы. Настю даже не принимают в пионеры. Ведь настоящий пионер не может врать.

Только мама считает, что дочка не обманывает, а просто фантазирует. Со временем и взрослые, и дети проникаются искренностью Настиного воображения. Настя становится пионеркой. Но это уже совсем другая история.

Хочется надеяться, что девочку с такой богатой фантазией ждет интересное будущее. Она станет писательницей, а может быть, актрисой или художницей.

Фильм получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале в 1973 году. В нем звучит замечательная песня «Лесной олень» композитора Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина.

Мамы и папы, посмотрите этот фильм. Он ненавязчиво учит принимать и любить детей такими, какие они есть. И видеть в каждом творческую индивидуальность.

«Сказка о потерянном времени»

«Мосфильм», 1964, режиссер Александр Птушко

«Пойдешь налево — просто лес, пойдешь направо — тоже лес. Но если ты в дупло полез, перед тобой — волшебный лес…»

Фильм снят по мотивам одноименной книги Евгения Шварца. Его герои — четверо школьников, которые проводили свое время очень легкомысленно. Прогуливали уроки, не делали ничего полезного, занимались всякой ерундой.

За ними следили злые волшебники. Они собрали их пустое время в мешок, перемололи его в муку и испекли лепешки. Съели их и сами превратились в детей, немного переборщив с пропорциями.

А наши герои стали старичками… И им пришлось пережить немало приключений, чтобы вернуть себе свою жизнь.

Вот ремейк какого фильма я хотела бы посмотреть! Представим, что сюжет перенесен в наше время. Герои могут быть и постарше. Ведь ученики начальной школы сейчас загружены школьными и внешкольными занятиями по максимуму, а подростки и даже взрослые вполне вписываются в такой фантасмагорический сценарий. Любопытный мог бы получиться фильм, а может, и сериал! Очень советую к просмотру эту веселую динамичную сказку, мораль которой может показаться современному зрителю слишком прямолинейной. Но, как ни крути, авторы фильма совершенно правы. Свое время надо ценить!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle