Кондак Пятидесятницы: о том, кто правит народами, и при чем тут Вавилон

Стефан Парахин

Старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Всем известны слова кондака Пятидесятницы: «Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся́ призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». Попутно приведем русский перевод: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа». О том, почему Господь то разделяет, то объединяет людей, рассказывает Стефан Парахин.

Вавилонское столпотворение и Пятидесятница

Несложно в первой части кондака («Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы») увидеть отсылку к событиям Вавилонского столпотворения. Люди захотели построить башню высотою до небес и принялись за дело (Быт 11:4–5). И дальше:

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

Быт 11:6–8

Нетрудно увидеть параллель между Вавилонским столпотворением, когда люди, говорившие на одном языке, перестали понимать друг друга, и это привело к разделению, и Пятидесятницей, когда люди, говорившие разными языками, начали понимать проповедь апостолов, и это привело к объединению.

Но едва ли языками исчерпывается значимость того, что во время Пятидесятницы, так сказать, были аннулированы последствия Вавилонского столпотворения. Важнее другое: Господь отдал народы под власть представителей духовного мира.

Во Второзаконии Бог, зная неверность Своего народа, повелевает Моисею написать песню и научить ей сынов Израилевых, чтобы «она была свидетельством против последних» (Втор 31:19). В этой песни есть слова о Вавилонском столпотворении:

Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.

Втор 32:8

Обратим внимание, что в Септуагинте (древний греческий перевод Священного Писания) вместо «сыновей Израилевых» написано «ангелов Божиих». Благодаря найденным свиткам Мертвого моря данное разночтение легко объяснить. Дело в том, что в данных рукописях также встречается этот текст Священного Писания, и там речь идет о том, что Господь отдал народы под власть «сыновей Божьих». Выражение «сыны Божьи» — это устойчивый термин для обозначения представителей духовного мира  (1). Иными словами, в этом выражении речь может идти и об ангелах.

Синодальный перевод в данном случае следует масоретскому тексту — еврейскому оригиналу Священного Писания, окончательная фиксация которого произошла лишь к X веку после Рождества Христова. Для сравнения: свитки Мертвого моря датируются примерно II веком до Рождества Христова — I веком после Рождества Христова. Иными словами, очевидно, что текст свитков Мертвого моря обладает преимуществом в вопросе оригинальности, тем более что он в данном случае подтверждается Септуагинтой.

Как и почему вместо представителей духовного мира в масоретском тексте появились «сыны Израилевы» — это отдельный вопрос, выходящий за рамки нашей темы.

После Вавилона народы оказались под властью падших духов

Митрополит Митрофан (Баданин) в книге «Тайны ангельского мира» тоже доказывает, что в данном отрывке Писания (Втор 32:8) речь идет об ангелах  (2).

«Почему Моисею было важно упомянуть этих «ангелов», которые на долгие тысячелетия станут языческими «богами», — князьями этих народов? Потому что далее пророк подчеркивает особое избранничество евреев. В отличие от иных племен, оказавшихся приписанными к «аггелам», или «богам», «которые в существе не боги», иудейский народ был избран в наследие, «в часть», — Самим Богом: «ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Втор 32:9)».

В святоотеческом наследии мы встречаем мысль о том, что Господь отдал народы под власть ангелов. При этом некоторые святые отцы считали, что речь идет о хороших ангелах (см. напр.: свт. Григорий Двоеслов. Беседа 34, говоренная к народу в храме блаженных Иоанна и Павла в третий воскресный день по Пятидесятнице; сщмч. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии). Свидетельства других святых отцов не так однозначны (см. напр.: блаженный Феодорит Кирский. Толкование на Книгу Бытия. Вопрос 3). Блаженный Иероним пишет о том, что на Страшном суде ангелы будут держать ответ о том, как они совершали порученное им правление. И «если они не сделали всего, что́ относится к их обязанности, то на суде Божием вина будет взыскана с них» (Толкование на Книгу пророка Михея).

Но некоторые свидетельства Священного Писания об этих духовных правителях народов дают основания полагать, что они не были на стороне Бога. В Книге пророка Даниила мы читаем о князьях Персидского и Греческого царств, под которыми явно имеются в виду представители духовного мира (cм. Дан 10). И пророк Даниил рассказывает, как однажды ему явился муж (Дан 10:4–7. Его описание свидетельствует в пользу того, что это был представитель духовного мира), который сказал ему следующее:

«Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день»

Дан 10:12–13

Мы видим, что представитель духовного мира царства Персидского задерживал получение ответа на молитву пророка Даниила. Если бы он был добрым ангелом, он скорее занимался бы обратным.

Также мы встречаем свидетельства о том, что духовные правители народов участвовали в войнах против богоизбранного народа. Митрополит Митрофан пишет:

«После борьбы с “князем царства Персидского” было возвещено, что далее “придет князь Греции” (Дан 10:20). Из этого повествования видно, что языческие народы имеют своих духовных князей-«богов», которые противостоят народу иудейскому. Но за народ богоизбранный воюет Архангел Михаил, являясь его князем. “И нет никого, — возвещает далее Даниилу тот Муж, — кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего” (Дан 10:21). Нет сомнений, что “князем царства Персидского” и “князем Греции”, языческих стран, воюющих против Архистратига Михаила, выступают падшие архангелы» (3).

Отметим еще один текст из Книги Второзакония. Запрещая делать изображения для поклонения, Господь указывает причину:

Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.

Втор 4:19

Мы видим, что, согласно Писанию, Господь назначил поклонение различным объектам для народов. Притом Господь не обличает народы за идолопоклонство, а обличает именно Свой народ. Эти наблюдения подтверждают идею, что Господь отдал народы под власть падших представителей духовного мира. И, по сути, различные боги, которым кланялись язычники (например, Зевс, Аид, Марс и т. д.), — это и были эти падшие представители духовного.

Примечательны и слова апостола Павла: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам» (1 Кор 10:20). В контексте приведенных наблюдений мы понимаем: язычники действительно служили падшим представителям духовного мира, а не просто совершали жертвоприношения камню, дереву или каким-то выдуманным, несуществующим объектам.

Зачем Господь сделал это?

 В чем же суть грехопадения людей во время Вавилонского строительства?

«Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11:4). Более правильный перевод с еврейского оригинала такой: «Сделаем себе имя, чтобы (פֶּן) не рассеяться по лицу всей земли».

Здесь виден мятеж против Бога. Бог заповедовал наполнять землю (Быт 1:28; 9:1), а человек предпринимает строительство башни, чтобы не рассеиваться по лицу земли. С другой стороны, вероятно, что за идеей «построить город с башней до неба» стояло желание стать богами. И когда Господь в ответ на это отдает людей под правление падших представителей духовного мира, Он отдает человека последствиям его же желаний.

Человечество захотело жить согласно стремлениям падших духов, вне Божьего правления, и Господь, по сути, сказал: «Хорошо, пусть будет по-вашему».

Разделил, чтобы объединить

Каким же образом в Пятидесятницу были аннулированы последствия Вавилонского грехопадения? Отметим лексические переклички в рассказе об этих событиях. Это наименование Бога «Всевышним» (Ὕψιστος), которое мы встречаем в кондаке праздника, а также в песни Моисея (Втор 32:8). Использование греческого глагола συγχέω. Когда Святой Дух сошел на апостолов, евангелист Лука повествует: «Собрался народ и пришел в смятение (συγχέω), ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян 2:6). В повествовании о Вавилонском столпотворении мы читаем, как Бог говорит: «сойдем же и смутим (συγχέω) там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:7). И еще. Евангелист Лука пишет, что при схождении Святого Духа на апостолов «явились им разделяющиеся (διαμεριζόμεναι) языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян 2:3). В песни Моисея используется этот же глагол для обозначения разделения народов во время Вавилонского столпотворения: «Егда разделяше (διεμέριζεν) Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, поставил пределы языков по числу ангел Божиих» (Втор 32:8).

Эти лингвистические переклички помогают лучше увидеть параллели между Пятидесятницей и Вавилонским столпотворением. «Смятение языков» в Вавилоне привело к тому, что люди перестали понимать друг друга. А «смятение народа» при сошествии Святого Духа связано с тем, что обитатели разных мест Земли слышали проповедь апостолов на своих родных языках. Если «разделенные огненные языки» при сошествии Святого Духа привели к объединению людей вокруг апостолов, то при Вавилонском столпотворении «разделение» связанно с рассеянием людей.

Пятидесятница возвращает народы под Божье правление

Но Своими крестными страданиями и воскресением Иисус Христос изгнал князя мира сего вон (Ин 12:31). Явившись Своим ученикам после воскресения, Спаситель сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28:18). Учитывая вышесказанное, мы понимаем, почему Христос говорит о власти не только на земле, но и на небе: Своим искупительным подвигом Он лишил падших представителей власти над народами. Вернув народы под Божье, Свое владычество.

И затем Спаситель велит апостолом идти и возвестить всем об их Истинном Правителе и Его повелениях, научая их принять Его правление:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.

Мф 28:19–20

Собственно говоря, на Пятидесятницу, когда Святой Дух сошел на апостолов, они и начали служение. И как отмечает Майкл Хайзер, «лишенные Божьего удела народы будут возвращены в семью Яхве»  (4).

Таким образом, слова кондака праздника «раздавая огненные языки, Всевышний к единению всех призвал» можно понимать и в том смысле, что на Пятидесятницу Господь начал долгожданное возвращение народов в одну Божью семью. Посредством проповеди апостолов и других христиан Господь возвестил, что наступило время, когда падшие духовные правители лишены своей власти и теперь все призваны вернуться обратно под Божье правление.


(1) Наверное, самый спорный текст относительно того, являются ли «сыны Божьи» представителями духовного мира — это Быт. 6:1–4. Здесь можно порекомендовать две книги митрополита Митрофана (Баданина), где он подробно доказывает, что речь идет именно о представителях духовного мира. См.: 106. Митрофан (Баданин), митр. До и после. Апология Книги Еноха. Мурманск: Издательство Мурманской епархии, 2019; Митрофан (Баданин), митр. Тайны ангельского мира. Санкт-Петербург; Мурманск: Изд. Мурманской епархии, 2023. Также можно порекомендовать исследование Доеденса, посвященное Быт. 6:1–4, где он уделяет отдельный параграф тому, является ли «сыны Божьи» устойчивым выражением, которое используется в Ветхом Завете для обозначения представителей духовного мира, и дает аргументированный положительный ответ. См.: Doedens J. J. T. The Sons of God in Genesis 6:1–4. Analysis and History of Exegesis / J. J. T. Doedens. — Leiden; Boston: Brill, 2019.
(2) Митрофан (Баданин), митр. Тайны ангельского мира. Санкт-Петербург; Мурманск, 2023. С. 120–121.
(3) Митрофан (Баданин), митр. Тайны ангельского мира. С. 122.
(4) Heiser М. S. The unseen realm: recovering the supernatural worldview of the Bible. Bellingham (WA), 2015. P. 306.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle