С 6 по 14 (по новому стилю с 19 по 27) января православные христиане празднуют Крещение Господне. Откуда пришел сам праздник и кто написал самую древнюю из дошедших до нас икону праздника?
Молодой человек стоит нагим и что-то попирает под ногами (догадываюсь по логике картины, что это змея, а возможно, это просто волны реки), на голове у него — рука (скорее всего Иоанна Крестителя), а сверху птичка — видимо, голубь (правда, нарисован как целый орел), от коего исходит на Крещаемого свет (линии). Ученые справедливо видят в этом изображении «древнейшую икону Крещения Иисуса».
Но есть одна существенная деталь! Согласно свидетельствам древнецерковных писателей, ортодоксы долгое время праздновали только Рождество. Посетившая в конце IV в. Иерусалим и Вифлеем Сильвия Этерия в своих «Записках паломницы» упоминает 6 января только как праздник Рождества, совершаемый в Иерусалиме и в Вифлееме, и ни слова про Крещение. Со слов Климента Александрийского мы знаем, что праздник Крещения установили первыми гностики-василидиане:
Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11-й день указанного месяца.
Климент Александрийский. «Строматы»
Факты твердо свидетельствуют, что у ортодоксальных христиан долгое время не было праздника Крещения, и, скорее всего, из «антигностических» соображений:
Василидиане ранее православных стали праздновать Крещение Господа, называя его Богоявлением, т. к. по мысли этих еретиков Христос стал Сыном Божьим в момент Крещения и сошествия на Него Духа <…> Только к V в. праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (с моей точки зрения следует говорить об обратном — Крещение как Богоявление выделилось из Рождества. — Прим. автора). И хотя Богоявление вводится по всем уголкам империи, не везде с этим праздником соединены одинаковые воспоминания. Только по составленным в Сирии Апостольским постановлениям (V:13; VIII:33(6) и по древнейшему коптскому календарю этот праздник посвящен Крещению Господа.
Августин в своих шести Словах на этот праздник говорит только о поклонении волхвов [так обстоят дела в Западной традиции и по сей день, за исключением только сщмч. Ипполита Римского, который в своем «Слове на Богоявление» говорит о Крещении Христа, но не сообщает никаких богослужебных подробностей. — Архим. Феогност]. Для всего же остального христианского мира до самого конца IV в. этот праздник был праздником Рождества.
Очевидно, что православные не сразу и не повсюду приняли этот праздник (снова подчеркнем, что ἐπιφάνεια у православных, как мы видим, носила подчеркнуто христорождественский, а не крещенский характер). Об этом же свидетельствуют и упоминаемые нами «Записки паломницы» Сильвии Этерии (посетившей Палестину в 390-х гг.).
То есть, если бы речь шла о дискурсе ортодоксов, то скорее бы перед нами была икона Рождества. Но ее нет. И тут — второй нюанс. В VIII веке иконоборцы справедливо подчеркивали, что первыми изображать Христа и священные события Евангелия стали… те же самые гностики. О Карпократе и его последователях сщмч. Ириней Лионский пишет: Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.
Ириней Лионский. «Против ересей»
Последователи Карпократа и Епифана основали в 160 году н. э. в Риме особую христианско-гностическую секту карпократиан. Также сщмч. Ириней сообщает о наличии икон в секте последователей Симона волхва, при этом говорится, что адепты «молятся на иконы» (Ириней Лионский. «Против ересей»).
Итак, у нас есть все основания предполагать, что перед нами — артефакты катакомб гностиков-карпократиан, которые (вместе с валентинианами и василидианами) в III веке составляли внушительный противовес Ортодоксии. Все три направления «гнозиса» (последователи Василида, Карпократа и Валентина) имели в Риме большое влияние.
Очевидно, что сделанное открытие может шокировать церковную общественность. Ведь чаще всего мы слышим нарративы про «прямую линию церковного развития», а тут получается, что православные многое заимствовали у тех, кого сами же осудили. Как это понимать? Не нарушена ли тут внутренняя самоидентичность Церкви?
С моей точки зрения, не нарушена. Живой организм Церкви постоянно растет и развивается. И он способен принять в себя на поздних этапах то, что отвергал на ранних. Ведь и ребенок не способен в раннем возрасте принимать твердую пищу и понимать сложные истины.
Церковь исторически так же развивается, как и отдельная личность. «Кирпичики» церковной традиции не падают с неба! Принадлежащие к Церкви люди вносят в нее свой культурный, исторический и философский опыт и тем самым «меняют ее внешний вид». Но неизменной остается внутренний стержень — причастность к Жизни, смерти и Воскресению Господа Иисуса Христа.