История Илии — это история партизанской борьбы одиночки против всех. Весь народ Израиля, во главе с царем и царицей, оставил правую веру и начал поклоняться идолам, и только Илия Фесвитянин из жителей Галаадских воспротивился этому со всей яростью Ветхого Завета.
Даже разговаривая с Авдием, своим искренним почитателем, он не может удержаться от восклицаний: «Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою!» Илия не знает меры — ему мало посрамления языческих пророков на горе Кармил. Нет, он собирает их всех вместе и своими руками убивает. А после, когда приходит первый за три года дождь, избавляющий страну от голода, и царь Ахав, потрясенный увиденным, не стал преследовать пророка и просто уехал к себе в резиденцию, — Илия всю дорогу (по «Толковой Библии» Лопухина — 46 верст, а каждая верста — это чуть больше километра, то есть больше марафонской дистанции) бежит впереди колесницы царя.
Он бежал и, чувствуется, ликовал — закончен труд, выиграна война, сокрушены идолы и убиты их жрецы! Он выполнил повеление Бога, и Господь вернул народу Израиля дождь!
Но все оказалось напрасно. Царица снова начала гонения на пророка, и царь не перестал кланяться идолам. Насилие, ярость, бескомпромиссность, кровь и огонь, отвага и лишения оказались бесполезны. Разочарование было настолько велико, что пророк был готов сдаться и начал просить у Бога смерти. Сейчас бы сказали, что Илия был на грани самоубийства от отчаяния.
И тогда Бог отвел его далеко-далеко, в пещеру на горе Хорив. И там Он явился пророку — но уже не ураганом, раздирающим скалы, и не огнем, испепеляющим камень. Бог показал себя в «гласе хлада тонка». Самому яростному, жесткому Своему служителю Бог явился как прохладный, освежающий ветер. И тем вернул Илии силы продолжать служение, поставить Израилю нового царя и нового пророка.
Мы живем в кризисное, сложное время. Мир стал очень хрупким, и все время кажется, что все висит на волоске, а то и уже сорвалось в пропасть. Отовсюду слышны призывы «сплотиться», «проявить жесткость», «ни шагу назад, никаких уступок». Все время хочется решать проблемы быстро, резко, насилием и принуждением.
Но в самое мрачное время Ветхого Завета, когда мир народа Божия разрушался, — не спасли его жестокость и ярость пророка. Только Сам Бог, приходящий в утешении и умиротворении, сохранил тех, кто не поклонился идолам.
И когда я слышу очередные предложения истреблять, уничтожать, давить как клопов и превращать в пепел даже тех, кто мне категорически противен и чьи дела мерзки перед Богом, я стараюсь вспомнить Илию Пророка на горе Хорив, вдыхающего прохладный ветер Божьего Присутствия и возрождающегося от отчаяния, в которое его привела жестокость.
Марафонский бег пророка Илии
Владимир Берхин
Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания