Между Wi-Fi и молитвой: жизнь в потоке новостей

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Телефон рядом с подушкой. Новости с утра. Лента без конца. Эмоции притупляются, внимание рассеивается, время утекает. А рядом — подросток, который тоже не выпускает телефон из рук. О том, как не потеряться в онлайне, сохранить правильные ориентиры, не подменить живое — цифровым, мы говорим со священником Альвианом Тхелидзе, членом Совета священников-блогеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Мы не черствеем, мы просто люди

— Отец Альвиан, вы замечали такое? Читаешь ленту новостей — там ужас на ужасе. А ты ничего не чувствуешь. Будто все эмоции выключили. Это нормально вообще?

— Слава Богу, что это так. Мы не можем — и не должны — сердцем проживать каждую мировую трагедию. Если бы мы действительно переживали каждую новость, наша психика просто не выдержала бы. Когда беда рядом, с близкими — сердце откликается. А когда где-то далеко — остается сочувствие, понимание, но уже без остроты. И это нормально.

Христос не говорил: «Возлюби весь мир». Он сказал: «Возлюби ближнего твоего». Не нужно спасать вселенную. Спаси того, кто рядом.

Вот почему мне близка история святой блаженной Ксении Петербургской. Когда погиб ее муж, она молилась именно за него — не стремясь к подвигу. А потом Господь уже дал ей возможность помогать другим.

Так и у нас: если не пройдем мимо, если подадим стакан воды, утешим, поддержим — этого достаточно. А от того, что мы не чувствуем в сердце боль всего человечества — мы не черствеем. Мы просто остаемся людьми.

— То есть дело не в равнодушии, а в перегрузе. А если шире — как вообще жить в этом цифровом потоке? Где границы?

— Ограничения нужны — всегда. Это как с едой: важно уметь держать меру. Не все, что доступно, — полезно. То же самое и с информацией. Мы не можем очистить интернет от всего вредного, но можем ограничить свое присутствие в нем — с умом и без фанатизма.

Информационная умеренность каждый день

— Как понять, что ты уже не просто в интернете — а завис? Что это не отдых, не работа, а шум, от которого душа устает? И главное — как из этого выйти?

— Если нужен пример — вот он я. Провожу в сети много времени. Да, по церковному делу — но даже это не всегда оправданно. Задаю себе вопросы, особенно в пост: где теряю время? Где просто бегу от реальности?

Но важно не ждать поста. Информационная умеренность нужна каждый день. Не обязательно отключать Wi-Fi и исчезать из всех чатов. У многих работа — онлайн, и это нормально. Главное — не количество, а осознанность.

Жесткие обеты — «все, больше никогда!» — редко работают. Да и мы — существа социальные, и интернет порой единственный мост к близким. Лучше спокойно, с рассуждением. А если есть духовник — посоветоваться.

Сейчас в интернете избыток: юмор, шоу, видео «на фоне» — все мелькает, а душа остается голодной. Привыкли к фоновому контенту? Попробуйте заменить. Не обязательно — тишина. Пусть это будет добрый эфир, аудиокнига, чтение. У нас есть сокровищница — этим надо пользоваться — святые Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник. Главное — настрой, не формат.

А какой у вас Wi-Fi?

— У многих — как у меня: просыпаешься утром и сразу за телефон. Новости, лента, мессенджеры… Понимаешь, что это лишнее — а все равно не можешь остановиться. Как с этим то быть?

— Универсального рецепта нет. Здесь нужна внутренняя работа — спокойная, регулярная, без рывков и истерик. Раньше перед едой молились — теперь фотографируют тарелку. Раньше спрашивали: «Где красный угол?» — теперь: «А Wi-Fi у вас есть?»

Поэтому важно ввести для себя простые правила. Например: за семейной трапезой телефоны молчат. Если начальник звонит — понятно, исключения бывают. Но просто так залипать — не стоит. Лучше пообщаться по-настоящему.

Утром тоже: пока не умылся, не помолился — телефон пусть подождет. Вообще полезно расставить временные «маячки»: вот здесь я с телефоном, а вот тут — без. Это время для тишины, молитвы, для живого присутствия.

Я и сам этим грешу. И в храме бывает, и на службе: заглянешь в телефон — «а вдруг что-то важное?» Но работаю над собой. В духовной жизни главное — не быть идеальным, а быть в пути.

Правила, которые работают

— Сейчас многие практикуют цифровой детокс — полностью отключаются от телефона. А вы когда-нибудь пробовали?

— Пробовал, еще в студенчестве — выходил из всех соцсетей, полностью отключался. Но сейчас уже не могу себе этого позволить. Я веду блог, публикую толкования, делюсь мыслями о духовной жизни — особенно в пост. Это часть моего служения.

Кроме того, я веду страницы нашего собора, курирую молодежный клуб, организую встречи. Часть проходит вживую, но многое — в онлайне: объявления, переписка, обсуждения.

— А какие у вас лично есть практики цифровой гигиены — те, что реально работают в повседневной жизни?

— Минимум, который стараюсь соблюдать:

— утром сначала молитва, потом — телефон,
— во время общения с людьми — быть по-настоящему рядом, без экрана,
— и, конечно, в момент молитвы — быть с Богом, а не с гаджетом.

Очень неприятно, когда человек приходит поговорить о важном, делится чем-то сокровенным — а собеседник в это время сидит в телефоне. К сожалению, такое бывает.

Подростки — наш ресурс

— Как быть с подростками? Мы-то, взрослые, еще можем как-то себя ограничить. А их ведь не заставишь отказаться от интернета. Что делать?

— У нас очень толковые подростки. Я постоянно бываю в школах, колледжах, вузах — и вижу: ребята живо интересуются верой, задают серьезные вопросы, приходят в молодежные клубы при храмах. Многие начинают воцерковляться именно через общение и личный пример.

Иногда они даже строже к себе, чем взрослые. Да, в этом есть юношеский максимализм, но он искренний. Главное — не ломать, а поддержать, направить.

Вот, например, Кира — девочка из невоцерковленной семьи. Сама нашла наш Telegram-канал, стала приходить на встречи. Узнала, что такое пост — и решила поститься. Бабушка ей готовит что-то вкусное, уговаривает, а она спокойно говорит: «Нет, бабушка, у меня пост». Никто ее не заставлял — сама выбрала.

Поэтому не стоит недооценивать молодежь. И не нужно воевать с телефоном как с врагом. Если подросток не понимает, зачем запрет, — он легко найдет, как его обойти. А если есть доверие, он сам начнет выбирать, что смотреть, чем заполнять экран.

Можно предложить, например, на время поста удалить игры. Парни чаще играют, девочки — смотрят что-то «душевное». Но главное — не запрет, а разговор. Живое участие. Иногда — просто взять джойстик и поиграть вместе с ребенком, чтобы понять, чем он живет.

Подросткам не нужен контроль — им нужно быть услышанными. Чтобы хотели делиться. И не боялись этого.

Территория иллюзий

— Но согласитесь — для многих интернет уже стал настоящей зависимостью. Почему мы так легко в это втягиваемся? По сути, добровольно отдаем власть над собой — алгоритмам, сетям, платформам…

— Да. И один из самых ярких примеров — компьютерные игры. В жизни человек может не состояться: не получилось с профессией, в семье, в общении. А в игре он — король империи, герой, победитель. Там он значим. И, конечно, приятнее быть императором в виртуальном мире, чем чувствовать себя неудачником в реальности.

Или другой случай. Мужчина занимается резьбой по дереву. Дома — никому не интересно. А в интернете он находит единомышленников, которые ценят его труд, понимают, поддерживают. И он чувствует себя «своим».

Интернет дает признание, которого может не хватать в реальной жизни. Дает ощущение нужности, которое мы иногда теряем. Именно этим он и притягивает.

Но здесь важно понимать: это лишь отражение. Иллюзия реальности. И если мы не сохраняем трезвость, очень легко потерять контакт с настоящей жизнью. Подменить ее экраном. Уйти в бегство от себя.

Поэтому не столько важно бороться с интернетом, сколько возвращать себя в живое присутствие. К ближним. К реальности. К Богу.

Как не стать жертвой манипуляции?

— То, о чем вы говорите, — это одна сторона. А с другой — человек часто даже не задумывается, что он читает, что смотрит. Как не стать жертвой манипуляции? Все ведь устроено так, чтобы на нас повлиять: что-то продать, подтолкнуть, изменить мнение…

— Это действительно серьезная тема. Манипуляции в интернете сегодня очень тонкие, многослойные — и действуют с разных сторон. Тут нужен не просто разговор, а целый курс от специалистов по информационной безопасности.

Пожилые люди особенно уязвимы. Они выросли в другой медиасреде, где печатное слово вызывало автоматическое доверие. Сейчас — совсем другие правила. Отсюда и знаменитые «рассылки из WhatsApp» с якобы церковными предсказаниями, чудесами, метеоритами и «опасными вирусами». Особенно если все это обрамлено псевдорелигиозной лексикой — включается доверие, начинается паника.

Но и молодежь подвержена манипуляциям — просто в другой форме. Их не обманешь в лоб, но легко втянуть через «игру»: на слабо, на квест. Это видно по историям с «группами смерти». Сейчас, слава Богу, они почти исчезли, но принцип остался: сначала безобидное задание, потом новое — и так по нарастающей, вплоть до трагедии.

И это не всегда дети из сложных семей. Внешне все может быть благополучно — но если нет доверия, если ребенок не может рассказать, чем живет, — он остается один на один с внешним миром. Важно — быть рядом. Не с допросами. С интересом.

Грешно не быть в интернете?

— Если говорить не только о рисках, но и о возможностях — что хорошего, по-вашему, может дать интернет православному человеку? Есть ли в этом пространстве место для настоящей веры?

— Православное медиапространство сейчас активно развивается. Все больше молодых людей — и священников, и мирян, и матушек — начинают вести каналы, говорить о вере. Это здорово. Потому что, как и в любой блогерской среде, здесь появляется конкуренция — а вместе с ней и энергия, и мотивация.

Я помню, как один батюшка, еще в начале интернет-миссии, сказал: «Священнику сейчас даже грешно не быть в интернете». Почему? Потому что апостолы шли туда, где были люди. А где сегодня люди? В интернете.

Если мы, православные, не присутствуем в сети, туда придут другие: сектанты, псевдодуховные гуру, идеологически чуждые фигуры. Пустота, как известно, не бывает пустой — она всегда кем-то заполняется.

И не надо стесняться говорить о своих убеждениях. Вот, например, есть одна девушка, я с ней лично знаком. Еще в школьные годы она вела блог в TikTok — просто о своей жизни. Но при этом не стеснялась сказать: «Сегодня воскресенье — я причастилась» или «Сейчас пост — я ем постную еду».

Это не богословская проповедь, но это искренне, честно. Сейчас она уже студентка, продолжает вести блог — и точно так же спокойно говорит о своей вере. Без пафоса, без нажима. Просто — свидетельствует.

И это вдохновляет. Даже если человек не ведет «церковный канал», но не боится сказать «я православный» — это уже важно. Христос ведь предупреждал: «Кто постыдится Меня перед людьми — того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным».

Поэтому не бойтесь. Говорите. Свидетельствуйте. Пусть каждый в той мере, как может. Это нужно. И это — действительно здорово.

А Евангелие осталось бумажным

— Технологии уже вошли в церковное пространство. Как понять, что уместно, а что нет?

— Рассказывали, как один батюшка в 70-х повесил в храме электрическую люстру — и староста с половиной прихода объявила ему бойкот: «Это антихрист! Благодать ушла!» А сегодня электричество — норма. В 90-е один архимандрит говорил, что по мобильному телефону говорить нельзя — дьявол, мол, по волнам шепчет. Сейчас он сам в WhatsApp активно общается. Все постепенно входит в обиход.

Сегодня в некоторых храмах с ограниченным бюджетом певчие и чтецы используют планшеты — и это нормально: удобно, практично, не нарушает сути богослужения. Но Евангелие, которое торжественно выносится на литургии, — остается бумажным. Потому что это святыня, знаковый предмет, часть живой традиции. И тут важна форма.

А в Волгограде, например, есть собор, где в колонны встроены лифты, а в алтаре — планшет с 3D-моделью храма. И подсветка меняется по праздникам. Это красиво, современно и не мешает молиться.

Технологии будут входить в церковную жизнь и дальше. Вопрос не в том, можно или нельзя. Вопрос в том — как. Где это уместно, а где — нет. И тут нужно не бояться, а рассуждать. И доверять живому Преданию — тому, что складывается не за день, а веками.

Не ради лайков

— Вы не только ведете блог, но и входите в Совет священников-блогеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Расскажите, как все устроено.

— Мы общаемся очень плотно. Встречаемся очно — на Рождественских чтениях, на фестивале «Вера и Слово» или просто собираемся онлайн. У нас есть общий чат, который работает круглосуточно.

Кто-то столкнулся с новой ситуацией — сразу пишет: «Братья, посмотрите». Обсуждаем, советуемся, иногда просто поддерживаем друг друга — шуткой, репостом, добрым словом.

Атмосфера теплая, живая. Даже если находимся в разных концах страны — все равно остаемся в диалоге. И, кстати, именно через интернет.

Блог для священника — это не про самопрезентацию. Это про присутствие. Про возможность быть рядом — даже на расстоянии. Чтобы кто-то однажды услышал и понял: «Мне тоже это близко. Мне тоже туда — к свету, к правде, к Богу». И если хотя бы один человек откликнется — значит, все было не зря.

Текст подготовлен по стриму «Пост в сети: как спастись от цифрового шума»

Священник Альвиан Тхелидзе — клирик кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери в Ставрополе, член Совета священников-блогеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с Обществом и СМИ, участник программ на телеканалах «Спас», «Союз», «Радость моя», «Звезда», а также на Радио России и радио «Вера». Ведет Telegram-канал «Священник Альвиан» и блог «ВКонтакте».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания