Миропомазание – самое важное после Крещения таинство, определяющее всю дальнейшую жизнь христианина. Но сегодня не только смысл, но и сам факт существования этого таинства остается неизвестным для большинства из тех, над кем оно совершается. А между тем в этот момент новорожденному христианину дается величайший из даров Церкви – дар Святого Духа.
Свершившееся в крещальной купели умирание и воскресение вместе со Христом положило печать на всю дальнейшую жизнь ученика Иисуса. Эта смерть, и это воскресение, Фавор и Голгофа будут повторяться, будут все глубже входить в личность и жизнь верующего – если, конечно, он сохранит верность тому обету, который только что дал своему Господу: «Сочетаюсь с Тобой… верю Тебе, как Царю и Богу… я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел».
Но такая верность и мужество – идти за Ним – требуют в буквальном смысле сверхчеловеческих сил: «человекам это невозможно» (Мф 10:27). Невозможно не только из-за сопротивления врага – сатаны, который стремится «украсть, убить и погубить» наше спасение и саму нашу личность; и не только из-за поврежденной грехом человеческой природы, а прежде всего потому, что следовать за Господом можно, только полюбив Его. Получив от Него же Самого в подарок отношения с Ним – реальные, близкие и доверительные. Евангелие открывает нам, что жить вечной, неумирающей жизнью – означает «знать Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин 17:3).
Знать Тебя. В этом все. Христианство – не религия, а новые, никогда прежде не бывалые и нигде более невозможные отношения с Богом, в Троице познаваемом. Библия на разные лады повторяет нам: «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс 33:9). Именно это таинственное познание, видение, вкушение, начинающееся через Миропомазание, но продолжающееся и углубляющееся в течение всей жизни, и приносит в наше сердце Дух Святой – Третья Ипостась Пресвятой Божественной Троицы.
О нем Господь Иисус Христос, накануне Своего видимого ухода из мира, говорит ученикам: «Я пошлю вам Другого Утешителя… Он научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам… (Ин 14:26). Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15:26-27). По-гречески «Параклетос» – так называет Святого Духа Иисус – очень многозначное слово: это и Наставник, Учитель, и Тот, Кто укрепляет, и Тот, Кто вдохновляет – одним словом, делает то самое, что до сих пор делал Сам Иисус. Перед Своим вознесением Христос говорит: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49) – силой, которая навсегда изменит вас.
Первые ученики послушались слов Христа – и благодаря этому существует Церковь. Книга Деяний святых апостолов рассказывает о том, как дар Святого Духа впервые получили около 120 учеников – это событие Церковь отмечает как праздник Троицы-Пятидесятницы (Деян 2:1-21). Читая Евангелие и Деяния, мы видим, как дар Святого Духа преобразил Апостолов, превратив их из малодушных, несовершенных и во многом ограниченных людей в смелых, наполненных Божьей любовью и силой свидетелей Евангелия.
И затем тот же дар, без которого нельзя быть христианином, получали новые и новые ученики, присоединявшиеся к Церкви – получали все без исключения. И не заметить этого было невозможно (напр. Деян 10:44-46). Вдохновляемые Святым Духом, новообращенные начинали пророчествовать, славить Бога, говорить на иных языках и проявлять многие другие Божьи дары, через которые Дух хотел проявиться в конкретном верующем (1 Кор 12) и которые Он давал для служения всей общине, всем другим людям. Дух Святой учил их и напоминал все то, чему учил апостолов Иисус («Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27).
Чаще всего дар Духа получали через молитву Апостолов (в Деяниях мы читаем о том, как это делали двенадцать «прижизненных» учеников Иисуса и апостол Павел), сопровождавшуюся возложением рук на каждого новообращенного христианина. Затем то же самое стали делать преемники апостолов – епископы, пастыри христианских общин-церквей и их предстоятели на Евхаристическом собрании. Впоследствии, когда число христиан резко увеличилось (возможно, с прекращением гонений в III веке), епископы уже не могли молиться за каждого новокрещеного верующего*, и тогда форма Таинства была изменена: оно стало совершаться пресвитерами-священниками через помазание миром – благовонным маслом, которое специальным образом освящает епископ данного города**.
Об этом трудно не пожалеть. Ибо, хотя смысл и содержание Таинства осталось прежним, но уловить их и воспринять всем своим сердцем и верой стало гораздо труднее. Ведь Миропомазание происходит, так сказать, «экспрессом», сразу после Крещения, и воспринимается чаще всего как часть последнего. Каждый, кто наблюдал крещение детей, без труда вспомнит эту картину: кричащие младенцы, суетящиеся родные и сами батюшки, быстро помазывающие чем-то ребенка, чтобы его можно было наконец одеть… Редко кто из них в полной мере осознает: Миропомазание – единственное, что делает вообще возможной христианскую жизнь! Это наша личная Пятидесятница, «печать дара Духа Святого», в которой каждому из нас дается Дух «не боязни, но силы, и любви, и целомудрия». И в этом смысле роль Духа Святого в жизни христианина невозможно ни переоценить, ни описать.
*Хотя в Католической Церкви этот обычай сохранился: там до сих пор «конфирмацию» – Миропомазание и молитву с возложением рук совершает епископ, правда, не сразу после Крещения (если речь идет о младенце), а по достижении им сознательного возраста, 11-13 лет.
**Так, в Москве и других столичных для той или иной Поместной Церкви городах миро освящает Патриарх данной Церкви.