Мистика и научный подход: Бородин — композитор, опередивший время

Георгий Ковалевский

Музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств.

13.11.2023
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Александр Бородин (1833–1887)

190 лет назад родился Александр Порфирьевич Бородин. Его не просто так называют русским Леонардо. Ученый с мировым именем, открытия которого в органической химии актуальны до сих пор, композитор-новатор, общественный деятель, основоположник женского высшего образования в России. Потомок древнего имеретинского рода. Рассеянный гений, обнимавший своей позитивной энергией всех, кто был рядом. О его творчестве и жизни рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.

Человек, обогнавший свое время

Бородин обогнал свое время — в музыке так уж точно. Ключ к его творчеству — синтез, поиск нового через комбинацию уже известного. Бородин подходил к написанию своих произведений как исследователь. Запускал одну гармонию, потом добавлял другую. Как будто соединял разные химические элементы, а потом смотрел, что из этого получается. Перепрыгивая через существующие формальности в виде тональности, лада, доминанты.

Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге, где учился А. П. Бородин

Если в химии он исследовал синтез разных химических соединений, то в музыке искал точки синтеза Востока и Запада. И это делает Бородина современным, близким нам. И очень русским, потому что Россия находится между Европой и Азией и тяготеет в обе стороны. Иногда побеждает один вектор, иногда другой.

Бородин хорошо чувствовал и знал не сусальную историю Руси, которую преподносили в гимназических учебниках, изображая русских князей всех на одно лицо — русоволосыми бородатыми богатырями. А ее настоящую историю — ту, которую можно увидеть на фресках Владимирских соборов, где изображены самые разные лица: тюркские, персидские, финно-угорские.

Лицо Востока. Опера «Князь Игорь»

Начало арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Клавир

Такими Бородин показал своих героев в опере «Князь Игорь». Они обладают сложным характером, отличающимся от характера западных королей и восточных правителей. Наши князья умеют договариваться и с теми, и с другими.

Восток в музыке Бородина — не пряно-экзотичный, как было принято его показывать в то время. Композитор пытается проникнуть в самую его суть. И здесь его музыка смыкается с мистическим христианством. Не лакированным, не приглаженным, а христианством, в котором много откровения и внутренней силы.

Половцы, с одной стороны — враги, против которых выступил князь Игорь. А с другой — представители иной культуры, с которой русским предстоит наладить диалог. И это тоже звучит очень современно в сегодняшних реалиях.

Половецкий лагерь. Эскиз декорации И. Билибина к постановке оперы А. Бородина «Князь Игорь»

Арии хана Кончака, все персидские хоры, особенно хор «Улетай на крыльях ветра» — полюбились не только в России. Они стали мировыми хитами, вошли в массовую поп-культуру. Через призму русского автора Запад разглядел другое лицо Востока.

«В монастыре». Рисует звуком

Бородин написал не так много произведений. Но каждое из его сочинений — абсолютная драгоценность. Например, «Маленькая сюита», сборник фортепианных пьес. Первая пьеса называется «В монастыре». Написана в тональности до-диез минор, ее начало очень похоже на прелюдию до-диез минор Сергея Рахманинова.

Колокольным звоном Бородин рисует образ монастыря через непосредственное образное восприятие. Так будут делать после него музыканты-импрессионисты. Мы слышим пение, но оно не похоже на партесное монастырское. Скорее, это лирическая протяжная песня, на которую накладываются еще несколько голосов. И сплетаются в общую полифоническую ткань. Ощущение, будто одна линия наслаивается на другую. Потом к этому пению снова добавляется колокольный звон. Создается многослойная яркая картина — мы находимся в пространстве монастыря. Там есть природа, молитва. Есть то, что сделано человеком, и то, что сотворено Богом.

Не просто шлягеры. Откровения

Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре

Следующие пьесы называются «Интермеццо», «Ноктюрн», «Мазурка», «Серенада». Кажется, будто «В монастыре» — лишь красивая иллюстрация в этом светском ряду. Но Бородин пытается через звуки миновать наше сознание и умозрительные заключения. Это его особый образ достижения Бога — постижение Высшего через откровение.

В сочинениях Бородина много таких откровений. Даже в простых жанрах мазурки или ноктюрна. Вспомним знаменитый Ноктюрн из Квартета № 2, который тоже стал частью массовой культуры. Или его Богатырскую симфонию.

Музыка Бородина выходит за рамки академической культуры. Она до конца не разгадана. Есть ряд произведений, которые до сих пор не изданы, есть наброски, которые хранятся в архивах. Так что впереди нас ждет еще много интересных и неожиданных открытий.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle