Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Митинг в Евангелии один: «Распни Его!»

Ответ на интервью с Алексеем Миняйло про митинг 26 марта. По-евангельски ли – ходить на митинги или евангельский образ действий другой?

1

Распни Его! Петр Горбань, 1990-е. Из серии «Библия»

Митинг в Евангелии описан один: «распни-распни». Ленивое судопроизводство закончилось бы помилованием, но собрался митинг – настоящий, со скандированием, с готовностью «идти до конца» («кровь его на нас и детях наших!», Мф 27:25), с громкими и действенными обвинениями в адрес власти («тогда ты не друг кесарю!» Ин 19:12). Это пример успешного митинга – власть выполнила требования демонстрантов…

Митинг – это крик возмущения, это легко объединяет людей. Митингующие исходят из того, что на «них», про «них» – можно только наорать, ОНИ ИНАЧЕ НЕ ПОНИМАЮТ. Это, действительно, может приносить какие-то результаты – только после скандала с N, после митинга по поводу X администрация удосужилась…

Но так же думали в свое время и про негров, и про детей, в разных обществах были социальные категории, которых можно можно было только бить, в лучшем случае наорать, надавить, «они иначе не понимают».

Христос жил вопреки этому. Он верил во всех и разговаривал со всеми. В том числе с мытарями, с «продажной властью».

2

Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря

И так может каждый. Если тебе не все равно, если тебя возмутило какое-то решение, если ты страдаешь от какого-то действия властей – можно просто поговорить напрямую с чиновником, который имеет отношение к твоей проблеме. Это очень просто – надо только изначально видеть в нем не врага, не «часть бесчеловечной системы», но человека, такого же, как ты, уважать и прислушиваться к его совету, потому что у него есть опыт и знания, которых у тебя нет. Даже если это полицейский или судебный пристав – он не враг a priori, спроси у него сразу, что делать, объяснись – и он, скорее всего, сразу поможет.

Разговаривать с чиновниками, обращаться напрямую к начальству, к людям, которые имеют реальное отношение к проблеме – это более действенный путь, чем митинг. И гораздо более ответственный. Потому что митингующие могут ошибаться, и, при самых возвышенных целях, повторять и множить клевету, требовать отставки, которая разрушит работу правительства, и т. д. Многие войны были оправданы народными волнениями. Сам Христос погиб в результате митинга – его обвинили в государственной измене, и народ выразил свое возмущение.

Вместо того чтобы устраивать шумиху, где все слышат только одно мнение, можно поговорить с представителем власти и сразу получить ответ, узнать, что на самом деле стоит за тем или иным возмутившим тебя решением. И это гораздо более рискованный и сложный путь, чем жаловаться в прессе или на митинге. Потому ты один на один с чуждым тебе человеком, а не с компанией своих. Потому что власть говорит на другом языке, и придется убеждать, находить новые аргументы, вникать в смысл слов, которые с ходу кажутся дичью и официозом. Это сложнее, чем кричать готовые лозунги. И, в отличие от митинга, никакой награды, никакой похвалы от общества тебе не будет, никакого наслаждения собственным героизмом – наоборот, ты чувствуешь себя маленьким и беспомощным, в этот момент, перед этими кабинетами. А главное – можно обломаться и отчаяться.

Но Христос сам прошел через это. Он был Бог – как же ему было обломно, что ученики бесконечно тупят, соблазняют, не понимают его слов. У него не выдерживают нервы. «О, доколе буду терпеть вас!» (Мф 17:17) Особенно его огорчает Петр. «Маловер, что ты усомнился» (Мф 14:31), – говорит он то и дело с усталой горечью. Возмущение, как мы привычно возмущаемся властью, «опять они», желание поставить крест – он знал это искушение, но преодолевал. «Симон, Симон, сатана просил меня сеять вас, как пшеницу, – но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк 22:31).

3

Христос и апостол Петр. Хождение по водам. Греческая икона

Собственно, Евангелие все об этом – не о том, чтобы «терпеть и смиряться», но о том, чтобы всегда верить в человека, давать ему шанс. И тогда результат чудесен и непредсказуем. Тебя попросили пройти поприще? Пройди два, может, вы подружитесь по дороге! Тебя ударили? Подставь другую щеку, может, он ахнет и раскается (Мф 5:39, 41).

Точно так же непредсказуем результат разговора с чиновником, архиереем и т. д. Он может тебе объяснить, какие тут сложности в законодательстве, к каким последствиям может привести твое требование. Но он может услышать твою просьбу и задумается. Он может посоветовать обратиться к кому-то еще – можно обидеться и решить, что «они все такие», а можно прислушаться – и тот действительно что-то придумает! Чиновник может отказать, а потом вечерком подумать (раньше все работало и работало, ему и в голову не приходило, что кому-то плохо, пока ты в нему не пришел), посоветоваться с другим чиновником, и все сдвинется. Это равенство и сотворчество. И только так властная машина  перестанет быть машиной – если она придет в движение. От смены одних чиновников на других она ею быть не перестанет.