Частное мнение о евхаристическом разрыве Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархатом.
Иногда в жизни все бывает так, что в один день узнаешь много неприятных новостей. Сначала утром, причем прямо перед службой, узнал, что запрещен очень хороший священник за то, что просто выложил в Интернет фото того, как проходят встречи патриарха Кирилла с прихожанами, без прикрас. Потом за чаем обсуждали с подругой итоги десятилетней деятельности Патриарха, была затронута тема автокефалии – и вот вечером я узнаю из новостей, что Русская Православная Церковь разрывает общение с Константинопольским Патриархатом. Еще молясь в храме, я, честно говоря, помню, поймал себя на мысли, что так оно и случится. Что амбиции возьмут верх не то что над нравственностью, а даже над здравым смыслом. Хочется как-то структурировать свои мысли по этой наиглавнейшей неприятной новости за сегодня, пока свежи впечатления, а эмоции не настолько сильны, чтобы затмевать разум.
Я не такой хороший знаток церковной истории, как, скажем, дьякон Андрей Кураев*. Первое, что мне приходит на ум, когда я задумываюсь: а были ли в истории Церкви прецеденты, когда свои страдали от своих? Мне сразу вспоминается Иоанн Златоуст, которого коллеги по епископской кафедре отправили за решетку. Безусловно, таких случаев очень много. Так почему я должен сейчас особенно удивляться и негодовать? Увы, такая наша падшая человеческая природа, и новости о том, что кто-то кого-то подсидел, кто-то кого-то подсадил мы будем слышать до Второго Пришествия.
Я не так часто бываю в Константинополе (по правде говоря, я там вообще еще ни разу не был), и меня не особо тревожит запрет причащаться у турок. Но сам факт этого запрета расстраивает. Христос завещал Своим последователям быть едиными (Ин 17:21), а на практике мы в данный момент, да, собственно, и всегда, делаем все наоборот. Разве стоят какие-то каноны, которые применяются через пень-колоду, да и то когда это удобно, того, чтобы позориться на весь мир? Ведь на нас же смотрят: другие конфессии, сектанты, атеисты. И что они видят? Хоть раз митрополит Иларион, который сегодня весь вечер дает интервью, или патриарх Кирилл, “чье любящее сердце скорбит”, задумывались о том, что с миссионерской точки зрения мы в полном… проигрыше?
Опять же к разговору о канонах. Не помню, кому принадлежит изречение о том, что земные перегородки до Неба не доходят. Я склонен с этим согласиться. Да, было сказано: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе” (Мф 18:18). Но здесь речь о грехах человеческих, и к тому же я с трудом представляю Господа, слушающегося приказов наших карьеристов в рясах. Так что я, конечно, как верное чадо Русской Православной Церкви, причащаться у турок не буду, ни-ни, но плевать в спину тем, кто так делает, не стану тоже.
И последнее. Несмотря ни на что, я не считаю, что это повод хлопать дверью. В свое время я сделал решительный шаг, когда решил связать свою жизнь с Церковью. Пришло время доказать это своей судьбой. В стенах храма я встречал не только агрессивных активистов, но и добрых отзывчивых прихожан. Поэтому позволю себе перефразировать Питера Паркера: “Тетушка Мэй, Иисус Христос уже поймал меня в свои сети. Хорошо это или нет, но мы с Ним заодно. Навсегда”.
*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.