Мы продолжаем нашу новую рубрику «Молимся по-русски» и представляем молитвослов, составленный архимандритом Феогностом (Пушковым).
Молитва в жизни христианина
Молитва — это кислород духовной жизни верующего, и масса духовных проблем (выгорание, утрата живой веры, утрата силы любить) являются результатом того, что в человеке умерла молитва. Конечно, при этом он может не утратить веру как когнитивную самоустановку, а поэтому изо дня в день такой человек будет повторять «положенные» тексты. Но это не будет молитвой. Ведь молитва — это общение, а значит, и диалог. Но никак не формальный долг.
Обременение себя множеством «вычитываемых» текстов не приводит к духовному развитию, наоборот — отупляет и приводит к духовной черствости. Человек, повторяя молитву, должен быть согласен с каждым ее словом: если я не созрел до каких-то возвышенных слов, то лучше сказать: «Господи, вот я еще далек от того высокого идеала, который мы просим в молитве у Тебя. Я знаю, что я реально не могу у тебя просить вот этих высоких вещей, — хотя бы потому, что когда ты мне их дашь, я на деле буду им не соответствовать и попирать их своими грехами. Так лучше Ты мне сейчас их не давай, а дай силу дорасти до них» (парафраз из митр. Антония (Блума). Так будет честнее. Чтобы не оказалось, что «пути сердца твоего не соответственны, но противны прошениям твоим… Сообразна с житием твоим должна быть и молитва твоя».
Действительно, сколько раз мы читаем молитву Господню и просим «отпустить нам долги наши, как (!) и мы отпустили должникам нашим», но не задумываемся над тем, что чаще всего мы никому ничего не простили, а значит, согласно самому же тексту молитвы, ровно «так же» получим и прощение для себя. Мы говорим Богу «да будет воля Твоя», а своими поступками ежедневно говорим «да будет воля моя».
Важность молитвы на живом языке
Но чтобы человек мог так осознанно молиться, необходимо, чтобы тексты предлагаемых ему Церковью молитв были максимально доступны для его понимания, т. е. составлены на языке его мышления — на когнитивном и национальном языке.
Одна из причин религиозных катастроф и невежества нашей паствы — молитвословия на уже давно отмершем церковнославянском языке. Между тем, святые братья просветители славян Константин-Кирилл и Мефодий ставили себе цель создать не какой-то «универсальный, непоколебимый на века» язык (такая идея неверна в сущности своей). Их задача была гораздо более «земной»: грамматически оформить зачатки современной им (!) славянской языковой культуры (на базе греческой грамматики), дать письменность (на основе греческого алфавита с вкраплением нескольких еврейских и хазарских букв).
Это был живой язык общения славян тех времен. И, как всякий язык, он претерпевал свои изменения, проходя этапы развития. Тот язык, который сегодня выдают за детище свв. Кирилла и Мефодия, не имеет к ним никакого отношения. Достаточно пролистать хотя бы несколько древнейших славянских рукописей, чтобы понять, насколько то, что сегодня мы называем «славянским языком», отличается от славянского языка хотя бы Х или ΧΙΙΙ в. То, чем пользуемся мы сегодня, — результат нескольких промежуточных реформ, «осовременивавших» древние пласты языка.
Но со временем вместо мастеров пришли идолопоклонники, объявившие один из промежуточных вариантов становления языка «непогрешимо установленным на веки вечные». Все последовавшие за этим решением проблемы — результат этого идолопоклонства. Автор этих строк уверен, что язык богослужения и язык мышления должны совпадать. Иначе человек просто не в состоянии осмыслить богослужение.
Мой труд призван исправить эту ошибку и обогатить сокровищницу русского богослужебного языка. Знаю, что существует уже немало версий переводов (свящ. Георгий Кочетков, иеромонах Амвросий (Тимрот), архиеп. Ионафан (Елецких), не говоря уже о дореволюционных), но все они, на мой взгляд, сделаны канцеляристами. Они не передают живость и красоту молитвенных текстов греческого языка, а просто копируют систему греческих междометий, союзов и т. д., которые придают красоту греческому тексту, но становятся неуместны в русской культуре речи. Эти люди прежде всего не чувствуют своего родного языка. В любом случае читатель может взять любой иной перевод и сравнить его с тем, что предлагает автор этих строк.
Время и объем молитвы
Но не только язык молитвы представляет проблему. Время и объем совершаемых молитвословий для многих становятся еще большей проблемой.
Если мы посмотрим со стороны на наше богослужение, то первое, что бросается в глаза, это непомерная длительность. И если мы взглянем на наши молитвословы, то увидим, что там чередуются молитвы на одну и ту же «тему».
Непомерная длительность богослужения часто объявляется результатом «монашеского влияния», причем многие повторяют эту сказку, не задумываясь над несоответствием историческим данным. Если мы внимательно всмотримся в структуру богослужения, то увидим, что перед нами сразу несколько самостоятельных служб (самих по себе — кратких), лишь «на практике» совершающихся нами как одно богослужение. Изначально как раз в монашеской среде подразумевалось, что эти службы будут совершаться несколько раз в течение дня.
То же самое касается и молитв в наших молитвословах: когда мы видим целых два канона и 18 молитв «перед причастием Святым Христовым Таинствам», то это не означает, что святые отцы (авторы этих молитв) именно «в ряд» их вычитывали. Перед нами суммированный и проиндексированный молитвенный опыт разных святых. Иногда одному и тому же лицу принадлежит две или три молитвы (как правило — краткие). Рядом стоят «на ту же тему» молитвы другого автора. Это не означает, что мы должны перед каждым причастием или каждым утром вычитывать молитвы разных авторов. Их можно менять, сохраняя структуру и порядок утреннего и вечернего молитвословия.
Молитвенные часы в течение дня
Издревле у христиан, вслед за иудеями, установился обычай молиться после восхода солнца, затем в третий час (часы считались не от полуночи, а с рассвета), в полдень и в девятый час световой части дня. Это были в основном внебогослужебные и внехрамовые молитвы. Лишь в монастырских уставах они превратились в часть общественного монашеского богослужения. Храмовыми же (как у иудеев, так и у христиан) были службы утрени (за полчаса до рассвета) и вечерня (время заката солнца и зажжения вечерних светильников).
Было бы прекрасно, если бы современные христиане так же в течение дня уделяли какое-то время молитве, совершаемой по определенной схеме. А схема была, как правило, такая:
(1) Начальное благословение Имени Господа.
(2) Псалом или его фрагмент.
(3) Чтение фрагмента из Писания.
(4) Респонсорий псалма (в 2–3 стиха) и несколько песнопений (тропарь или кондак).
(5) Молитва, соответствующая времени дня.
(6) Конечное благословение Имени Господа.
Учитывая временной распорядок дня у современного работающего человека, я адаптировал древнюю практику часов к этим условиям. Утренние молитвы соответствуют первому часу (совершаемому на рассвете). Полуденный час — это время обеда, эквивалентен шестому часу Часослова, а завершение рабочего дня — это эквивалент девятого часа Часослова.
Ниже мы хоть и полагаем два варианта таких часов, однако, зная структуру, верующий может менять не только текущее чтение Писания, но и респонсорий или псалом, а также молитвы.
О предначальных молитвах
Где-то в VIII в. возникла в монашеской среде практика перед началом каждого последования читать Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш. Я считаю, что многократное повторение их ведет к превращению этой части молитв в некую формальность. А потому совершенно опускаю их в начале утренних молитв, которые открываются прекрасной молитвой Троице.
Расположение материала в данном Молитвослове
Учитывая все вышесказанное, мы разгрузили утренние и вечерние молитвы от тех текстов, которые напрямую не имеют отношения к названным временам суток. Мы поместили их в разделе «Дневных часов». Также мы разделили сами утренние молитвы на две части: в первой части идет собственно благодарение и хвала Богу за встречу наступившего дня, а потом после завтрака и перед тем, как приступить к обычным делам, можно прочесть несколько молитв.
Также сам автор этих строк предпочитает не «вычитывать подряд» все вечерние молитвы, а менять их день ото дня. Т. е., сохраняя структуру из трех молитв (к Каждому из Троицы соответственно), читать разные молитвы к Одному и Тому же Лицу в Божественной Троице в разные дни.
Особо скажем несколько слов о так называемом розарии. Кто-то «не в меру православный» (как говорил святитель Григорий Богослов) скажет, что это «влияние католичества». Но мало кто знает, что свои розарии составляли такие святители, как Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Стефан Яворский, не говоря уже о распространении этого молитвенного правила в традициях разных подвижников благочестия.
В сущности, что такое розарий? Это молитвенное прочтение определенного отрывка из Писания с размышлением над прочитанным. Т. е. вдумчивое прочтение текстов, которые расположены в определенном тематическом порядке. В этом нет ничего специфически «западного» или «латинского». Такой порядок чтения был установлен у монахов египетской пустыни еще в IV в.: серия кратких молитв с поклонами, псалом, чтение Писания, размышление в себе и завершение размышления молитвой на прочитанную тему, затем славословие.
Также следует сказать несколько слов о краткой молитвенной формуле «Молитвами святых отец наших», которая пришла к нам из монастырского обихода, но которая большинством верующих воспринимается совершенно неверно. Большинство слушающих или читающих под «святыми отцами нашими» по умолчанию понимают именно прославленных в лике святости подвижников прошлых веков. На самом же деле в монастырском обиходе (откуда, повторимся, эта молитва и пришла к нам) речь шла о духовных наставниках монашеского братства. И в монашеской письменности мы то и дело встречаем эту мысль, что «по молитвам нашего духовного аввы Бог может и капусту вверх тормашками вырастить» (утрирую, но суть передаю верно). Т. е. этой молитвенной формулой у монахов скреплялась молитвенная связь с еще живыми (а не почившими) отцами.
Поэтому я считаю целесообразным для мирян также возглашать в молитве о молитвах своих священников. И в моем переводе эта формула звучит так: «По молитвам священников наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй меня, грешного, аминь». Кстати, сам я, уже 19-й год стоящий у престола во благодати священства, также в келейном правиле читаю отпуст либо «по молитвам моего епископа», либо «по молитвам крестившего меня иеромонаха», так как этим ощутимо актуализируется духовная связь с этими лицами.
Утренние молитвы
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа (†) аминь.
С рассвета услышь голос мой, Царь мой и Бог мой
Молитва свт. Нектария Эгинского
Тебя Нерожденный Бог и Отец, Тебя Единородный Сын, Тебя Святой Дух Утешитель: Троица, Единица и Единая и Нераздельная! Тебя и умом, и сердцем, и устами исповедуем и благословляем во все века, аминь.
Молитва Живоначальной Троице (коленопреклонно, когда позволяет устав)
Пробудившись от сна, благодарю Тебя, Святая Троица! По изобилью доброты и Долготерпения, не прогневалась Ты на меня, ленивого и грешного, и нерадивого раба Твоего. И не погубила меня вместе с моими беззаконьями. Но проявила ко мне свойственное Тебе человеколюбие, и в бесчувствии сна лежавшего, Ты подняла меня, чтобы мне бодрствовать и славословить Твоё владычество державное. И сейчас просвети очи ума моего, отверзи мои уста, чтобы обучаться словесами Твоими, понимать заповеди Твои и осуществлять волю Твою. И чтобы из недр сердца исповедовать мне Истинную и живую веру и воспевать Святое и Священное Имя Твоё — Отца и Сына и Святого Духа, здесь и повсюду, в сей час и всегда, и во веки веков, аминь.
Или молитву Макария Великого
Боже, очисть меня, грешного, ничего доброго перед Тобою не совершившего. Но избавь меня от лукавого и святая воля Твоя да удостоит меня без осуждения открыть свои уста и прославить Святое Имя Твоё — Отца и Сына и Святого Духа, в сей час и всегда и во веки веков, аминь.
Или иную молитву Макария Великого
Господи Боже Вседержитель, принимающий Трисвятую песнь от Своих небесных сил. Прими и от меня, недостойного Твоего раба (имя) это песнопение и служение, и дай мне все годы жития моего и на каждый час воссылать славу Тебе, Богу и Отцу, и Единородному Твоему Сыну, и Святому Твоего Духу.
Или эту молитву Василия Великого
Тебя благословляем, всевышнего Бога и милостивого Господа, творящего всегда с нами дела великие и неисследуемые, славные и трепетные, которым нет числа! Подавшего нам сон для упокоения нашей слабости, и послаблением в трудах утружденной плоти. Благодарим Тебя, что не оставил нас погибнуть вместе с беззаконьями нашими, но проявил к нам обычное Твое человеколюбье, и в бесчувствии сна лежавших, Ты поднял нас, чтобы славословить Твое владычество державное. Посему умоляем Тебя, имеющего безмерную благость: Просвети наши мысли, очи и ум наш от тяжелого сна лености ободри. Отверзи наши уста и наполни их Твоих славословий, да сможем и мы, без колебания, воспевать и исповедаться Тебе — Богу, прославляемому от всех и во всех творениях: Безначальному Отцу вместе с Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Оживотворяющим Твоим Духом, сейчас и всегда и во веки веков, аминь.
Затем респонсорий Пс 91:1–2: Счастлив кто беседует с Господом, и воспевает Имя Твоё, Всевышний. На рассвете возвещает о милостях Твоих и по ночам прославляет Истину Твою.
В воскресные и праздничные дни, а также в посты — вместо респонсория Великое славословие. Если же есть время и желание, то можно прочесть и то, и другое.
Слава в высях Богу и на земле мир, среди людей благоволение! Прославляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, благодарим Тебя, славословим Тебя в величии славы Твоей.
Господи, Небесный Царь, Бог Отец и Вседержитель!
Господь Единородный Сын Иисус Христос.
Господь Животворящий Дух.
Троица в единстве помилуй нас [мир].
Господь и Бог и Агнец Бога, Сын Отца, взявший на Себя грех мира, помилуй нас. Взявший на себя грехи мира, прими молитву нашу. Сидящий у десницы Отца, помилуй нас. Ты единственный Свят! Ты единственный Господь — Иисус Христос, со Святым Духом пребывающий во славе Бога Отца, аминь.
Святейший Дух, исходящий из Отца, / и через Сына пришедший к неграмотным ученикам, / спаси и освяти всех, / Твоё познавших Божество.
Каждый день благословлю Тебя и прославлю имя Твоё во все дни жизни моей и в веках.
Господи, прибежищем был Ты для нас из рода в род. Я молю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, прибегаю к Тебе, научи меня исполнять волю твою, Боже мой. У Тебя единственного источник жизни и в сиянии Света твоего мы видим свет. Умножь милости Твои познавшим Тебя.
Помоги, Господи, этим днём от греха уберечься нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, славно и прославляемо Имя Твоё во веки, аминь
Господи, милостив будь к нам, надеющимся на Тебя. / Благословенный Господи, научи меня повелениям Твоим. / Благословенный Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. / Благословенный Святой, просвети меня повелениями Твоими.
Господи, милость Твоя вечнá, / творения Твоих рук не отвергни. / Тебе подобает хвала, / Тебе мы приносим пение, / Тебе присуща слава, / Отцу и Сыну и Святому Духу, / в сей час и всегда, / и во веки веков, аминь.
Молитва Макария Великого ко Христу (в среды и пятницы и в дни поста)
Встав от сна, полночную (утреннюю) песнь приношу Тебе, Спаситель мой. И, припав к стопам Твоим, взываю: Не попусти мне заснуть в греховной смерти, но умилосердись ко мне, добровольно принявший за меня Распятие. И скорее восстанови меня, лежащего в лености и беспечности! И спаси меня, предстоящего Тебе в молитве, и после ночного сна воссияй мне день безгрешный, Христе Боже, и спаси меня.
Или эту того же автора
Господи, силой Своей безмерной доброты и щедрости даровавший мне, рабу Твоему, минувшее время этой ночи пройти без напасти со стороны всякого зла противника. Ты Сам, Владыка, Творец всего творения и всех людей, удостой меня, в сиянии истинного Твоего света, с просвещённым сердцем совершать волю Твою — сейчас и всегда и в бесконечную вечность, аминь.
Здесь уместно прочесть один фрагмент из Священного Писания.
После чего Пс 50 (см. в общих текстах), после чего
Молитва Макария Великого
От сна пробудившись, к Тебе стремлюсь, человеколюбец, и полагаю начало деятельному исполнению воли Твоей, укрепляемый силою твоего милосердия. И прошу Тебя: Помогай мне в каждое мгновение дня во всех делах, избавь же меня от мирского зла и дьявольского подстрекательства на грех. Спаси меня и введи в свое вечное Царство, мой истинный создатель и замыслитель и податель всякого добра. На тебя вся моя надежда, и Тебя прославляю в сей час и всегда и во веки веков, аминь.
Или эту Василия Великого
Господь и Вседержитель! Бог сил духовных и всякой плоти! В высях живущий и взирающий на смиренных, испытывающий тайники сердца и глубины духа, и явно видящий сокровенное в нас, предвидя в мудрости Своей все наши перспективы. Безначальный и Вечносущий Свет, у Которого нет ни перемены, ни мерцания сияния. Бессмертный Царь, прими мольбы наши, которые мы, скверными устами, творим в наставший час, дерзновенно уповая на великую Твою щедрость. И прости нам прегрешения наши в делах, в словах, в мыслях, осознанно или не осознанно совершенные грехи. И очисть нас от всякой скверны плотской и духовной (в плоти нашей и в духе нашем). И дай нам бодрым сердце и трезвой мыслью пройти путь через ночь всей нынешней жизни, ожидающим наступления светлого и ясного Дня Твоего Единородного Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; Того дня, в который Он придет отдать каждому соответственно дел его. Да не окажемся мы к тому Дню падшими или обленившимися, но да найдет Он нас стоящими твёрдо и бодро, и готовыми к трудам. И войдем все вместе в радость Его и вместе с Ним — в Божественные покои Славы Его, в которых постоянно звучит ликующий голос празднующих, и где неописуемая сладость у созерцающих невыразимую красу Лица Твоего. Ты — Единственный и Истинный Свет, просвещающий и освящающий всех и всё через Христа Твоего во Святом Твоём Духе, и Тебя воспевает всё творение Твоё, во веки веков, аминь.
Песнь полуночная к Пресвятой Богородице (монаха обители Неусыпающих)
Воспеваю благодать Твою, Владычица, и молю Тебя: Ум мой облагодатствуй. Наставь меня право шествовать путём заповедей Христовых. Укрепи бодрствовать к песнопению, отгоняя сон уныния. Связанного путами грехопадений — развяжи молитвами Твоими, Богоневеста. Ночью и днём сохраняй меня, от борющихся со мною врагов моих избавляя. Родившая Бога — Подателя Жизни, меня, умерщвленного страстями, оживи. Ты Свет Немеркнущий Родившая, мою ослепшую душу просвети. О, Дивная палата Владыки — домом Божественного Духа сотвори меня. Врача Родившая — уврачуй многолетние страдания (страсти) моей души. Взволнованного житейской бурей — к пути покаянья направь меня. Избавь меня от огня вечного, от злого червя и от тартара. Меня, повинного во многих грехах, да не попустишь быть радостью для бесов. Превосходящая всех в Непорочности, новым сотвори меня — обветшавшего в бесчувственности прегрешений. Далеким от всякой муки яви меня, и умоли Владыку всех обо мне. Небесное веселье получить удостой меня вместе со всеми святыми. Пресвятая Дева! Услышь голос никчемного раба Твоего. Превосходящая всех Чистотой — подай мне родник слёз, скверну души моей очищая. Скорбные вздохи из глубины сердца приношу Тебе непрестанно: Усердствуй обо мне, Владычица. Молитвенную службу мою прими и принеси ее Богу Милосердному. Высшая ангелов — выше мирского течения меня поставь. Светоносная сень небесная — духовную благодать во мне устреми. Оскверненные скверной руки простираю и уста отверзаю к восхваленью, Всенепорочная! От растлительных для души пакостей избавь меня, Христа усердно умоляя обо мне, Ему же честь и поклоненье подобает, здесь и сейчас, и в века веков, аминь.
Ангелу-Хранителю
Святой Ангел, предстоящий окаянной моей душе и страстной моей жизни! Не покинь меня грешного, не отступи от меня за невоздержание моё. Не дай места лукавому демону насильно обладать мною посредством смертного сего тела. Укрепи бедствующую и слабую мою руку и наставь меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель окаянной моей души и тела. Прости мне всё, чем оскорбил я тебя во все дни жития моего и если чем согрешил в прошедшую эту ночь. Покрой меня в наступивший день и сохрани меня от всякого искушения противника. Дабы никоим грехом я не прогневал Бога моего. И молись обо мне ко Господу, да утвердит меня в страхе Своем и достойным Своей благости покажет меня, раба Своего, аминь.
Молитва своему небесному покровителю: Святой угодник Божий (имя) моли Бога обо мне, грешнике, да по твоим молитвам удостоюсь и я милостей Господних.
Здесь, если есть время и желание, можно прочесть Помянник (см. в конце книги), после которого
Господи помилуй (12 раз)
Авторская молитва архим. Феогноста (Пушкова)
Творец мой!
Очисть мою совесть,
Оживи душу,
Укрепи волю,
Освяти мысли,
Остепени плоть,
Просвети взор,
Вложи слово Твоё в уста мои,
Все естественные энергии души и тела приведи в согласие и благочиние,
Благослови дела,
Руководи намерениями,
Суди помыслы,
Вдохни Истинную Радость,
И венец дня приведи к полноте, согласно Твоей воли,
Ибо только через Тебя и деяния, и намерения наши обретают смысл и совершенство,
И к Тебе Единому по достоинству восходит хвала от всего творения,
И всяким дыханием возвещается Твоя Вечная Слава,
В ней же Ты царствуешь в Любви и во Истине,
С Твоим Единородным Сыном и Словом,
И с Животворящим Духом Святости уст Твоих
От начала мира, всегда и в бесконечную вечность, аминь.
* * *
Поистине радостно нам воспевать Тебя, Богородицу, вечно блаженную, непорочную [и] Матерь Бога нашего. Достопочтеннейшую херувимов и несравненно славнейшую серафимов, без растления Слово Божье во плоти родившую, истинную Богородицу Тебя прославляем.
По молитвам
священников наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй меня, многогрешного,
аминь.
Полностью молитвослов см. здесь.