Дорогие друзья!
В наше тревожное время наивно выглядит любое почти упование на счастливое будущее, кое некие обстоятельства обязаны с собою принести. Будь то упование на политиков, невидимую руку рынка, закономерности исторического развития или научно-технический прогресс — в целом все это выглядит не более разумным, чем надежды на то, что прилетят мудрые зеленые человечки в летающем блюдце и решат все наши проблемы.
Тем более абсурдно смотрится надежда на календарь, ожидание чуда, обеспеченного просто сменой цифр в астрономически выверенной табличке.
В конце концов, 1 января бывает не чаще, чем 11 марта, 3 октября или 28 июля. Точно так же единожды за срок, за который Земля, если верить астрономам, совершает полный облет вокруг Солнца в бесконечной Вселенной, состоящей главным образом из пустоты.
Но мы все равно чего-то ждем.
Видимо, это в природе человека — ждать и надеяться.
И мы будем ждать и надеяться сейчас точно так же, как ждали и надеялись раньше. Мы будем поднимать бокалы за исполнение наших желаний, поздравлять друг друга не очень ясно с чем и вообще ощущать, что что-то меняется.
Потому что мы — люди. Мы живем во времени и не можем быть то него свободны. Как не можем быть свободны от тела, как не можем быть свободны друг от друга.
Нетрудно пожелать, чтобы следующий год стал лучше предыдущего: 2023-й был тяжел и печален, и для его улучшения многого не нужно. Хуже бы не стало, и слава Богу. Тем более что предпосылок для улучшения не просматривается нашим ограниченным, но иногда довольно эффективным разумом.
Но может быть, именно в ужасе ситуации, в ее непредсказуемости, и можно найти тропинку к надежде. Потому что я помню 2019 год. Кто тогда мог сказать, что очень скоро мир погрузится в пандемийные ужасы и наденет медицинские маски, а чуть позже по всей планете загорятся вооруженные конфликты в таком объеме и виде, как мы наблюдаем сейчас? Никто не предвидел миллионы беженцев, перемены в экономике и прочие события, которые сейчас стали нашей обыденностью.
И вот что я скажу: это урок всем нам. Мы ничего не знаем о том, что будет. И наши страхи, и наши надежды в равной степени основаны ни на чем. Те силы, которые знают, как оно на самом деле, — наверняка надежно позаботятся, чтобы мы этого не узнали или хотя бы не поняли, что это именно оно.
Мы не можем предвидеть — и потому смеем надеяться. Логика говорит, что все будет плохо, привычка подсказывает, что соломки подстелить всегда полезнее, страх учит лишний раз на чудо не рассчитывать. Но мы — люди, нам свойственно ошибаться, и потому даже в самые черные дни есть шанс, что зажжется свет.
Я ничего не знаю о будущем, ни один мой прогноз не сбылся, я не строю планов дальше чем на неделю. Но я верю, и не всегда эта вера была тщетной, что Господь — жив, что Он не отвернулся от нас окончательно, и что Рождество — будет.
И Пасха будет.
А Новый год — ну, жизнь нынче печальная. Почему бы не отпраздновать.
С Новым годом!