На футбольном поле друзей нет: как соотнести спорт и христианство

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Большой спорт — целая индустрия, кажется, очень далекая от понятия «духовность». Но не все так однозначно. Многие спортсмены и болельщики — убежденные христиане. Насколько совместимы сегодня спорт, религия и духовность, мы поговорили с диаконом храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» Санкт-Петербурга. Юрий Роденков, или отец Георгий, — футболист, он не расстался с футболом даже когда ушел из профессионального спорта. Он и сегодня продолжает играть за команду «Митрополия» и тренирует детей в футбольной школе «Смена». 

— Интересно, как ребята из вашей команды отнеслись к решению круто поменять жизнь?

— Знаете, с пониманием, сказали: «Юра, это твой выбор, мы его уважаем». Хотя были и реплики типа, ты там с ума не сойди, это секта. Но они были скорее единичными. А сейчас многие из друзей обращаются ко мне за советом — как крестить детей, как прийти на исповедь, как причаститься.

— Помните сам момент ухода из большого спорта?

— В 2015 году я был игроком пензенского клуба «Зенит», у меня там не все хорошо складывалось. Играл мало, тренер мне не доверял. Как раз кризис в стране ударил. 

Все футбольные клубы пытались спасти бюджет. Я приехал домой в Санкт-Петербург, это были новогодние праздники. Мне позвонил руководитель клуба и сказал: «Юр, можешь оставаться в команде, но придется понизиться в зарплате в два раза». Зарплата и так была небольшой, но хотелось играть, сидеть на скамейке запасных в Пензе совсем не жаждал. И мы дружески расстались.

Я начал искать команду, но в связи с кризисом это было сложно. Куда бы я ни шел, везде был тупик. То травмы, то срывались билеты, что-то еще случалось. 

Наступил март, заявочная кампания закончилась. Если футболист не нашел команду, он остается до лета, до следующей заявочной кампании без работы. Начал писать в европейские клубы, по всему миру писал. Решил, что должен сделать все, что в моих силах, и потом довериться Богу. Если воля Божия есть — продолжу карьеру футболиста, если нет — значит, нет. Я не нашел ни одну команду во всем мире. До лета остался без команды и за это время осознал, что больше не хочу играть в футбол. Хочу изменить жизнь. С благословения духовника лето я провел на даче, готовясь к поступлению в семинарию.

И все-таки спорт нужен всем

— Насколько вообще верующему нужен спорт?

— Сейчас спорт нужен всем. Раньше человек работал на земле, занимался физическим трудом. Мой прадед, например, ходил в школу пешком десять километров. Это был сильный здоровый человек. 

А сейчас мы ведем «сидячегаджетовый» образ жизни. Это не наша вина, но наша беда. С началом пандемии даже не всегда можем встретиться в реале. Все в онлайне. Плюс экология, неправильное питание.

Так что спорт человеку просто необходим, чтобы быть здоровым. Именно здоровым, а не для достижения каких-то великих результатов. Необязательно становится профессионалом.

— Но уж профессионалом точно не надо?

— Вот я играл в 11 командах. И в трудовой книжке у меня написано «спортсмен-профессионал». Значит, есть такая профессия. И если человек ее выбирает, и у него есть для этого способности, почему бы нет?

Меня Господь вел по этому пути, я с детства был привязан к футбольному мячу. И что было делать моим родителям, забрать у меня футбольный мяч? Как-то папу вызвали в школу. Я был очень активным, непоседливым, ловил замечания. По дороге домой отец сказал: «Юра, сегодня на тренировку не пойдешь». Для меня это было немыслимо. Мы занимались каждый день, и в выходные, и в каникулы. Я плакал три часа подряд. В результате на тренировку меня отпустили.

Считаю, что футбол — мое призвание, которое было полезно и мне, и другим людям через меня. 

Я стал профессионалом с хорошей зарплатой, смог обеспечить финансовую подушку для своей семьи. С другой стороны, я и сейчас занимаюсь с детьми в футбольной школе. Мне кажется, это здорово, что с ними занимается священнослужитель. Я сам не искал эту работу. Она пришла ко мне через футбол с Божьего благословения. И благотворительность, в которой я участвую, — тоже пришла через футбол. Меня нашел в Интернете и написал сотрудник фонда. Пригласил поучаствовать в акции помощи Коле Васильеву, футболисту из Пскова. Мы все вместе собирали ему деньги на операцию и на восстановление. 

Недавно он приезжал на реабилитацию, все у него идет достаточно хорошо. А спустя время и другие ребята-футболисты подключилось к проблеме детской онкологии.

Распорядок дня — прообраз духовного поста

— Может, вопрос странно прозвучит, но все же: что общего в спорте и духовной жизни?

— Не странно. Спорт приучает тебя терпеть. А духовная жизнь немыслима без терпения. Утром встал, ну не хочется молиться, спать хочется, на улице холодно. Но надо перебороть себя. Вечером пришел уставший, хочется, чтоб никто не трогал, а надо вечернее правило соблюсти. В течение дня, как говорил апостол Павел, молиться нужно беспрестанно. Но ведь не хочется, а хочется футбол посмотреть, с детьми поиграть. Мне сейчас терпеть легко, это стало привычкой благодаря спорту.

А если взять пост: профессиональный спортсмен, хороший он или плохой, привыкает к определенному распорядку, к питанию. И ему соблюдать пост вообще не проблема.

Распорядок дня — прообраз духовного поста, аскезы.

— Кто определяет место спорта в жизни человека?

— Сам человек. Если бы, когда я познакомился с духовником, он сказал бы: «Спорт вторичен, Бог — это главное, давай-ка уходи из своей «Балтики», приезжай и пойдем в монастырь», я покрутил бы пальцем у виска. Но когда я сам пришел к тому, что готов, — ушел из спорта. И ни дня не пожалел об этом.

Тщеславие — самое сильное искушение для спортсмена 

— Святые Отцы осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие — главный грех спортсменов во все времена. Для спортсмена на первое место становится не Бог. Вы согласны с этим?

Тщеславие — серьезная зараза, которая проникла везде после грехопадения Адама и Евы. В спорте это самая пагубная страсть. И многие этой страстью болеют, но не только в спорте.

В детстве я был лучшим игроком в футбольной школе «Зенита», а мы были лучшими в городе. И вот я лежу такой, после игры, дома, вспоминаю, как я сегодня обыгрывал, выигрывал. С таких мелочей все начиналось. Это было сначала приятно. Но тщеславие вместе с радостью приносит боль в твое сердце. Считаю, что ребят надо с детства предостерегать от этого. Я начал по-настоящему бороться только в 2011 году, осознав, что это страсть.

Был смешной случай, я никому еще его не рассказывал. Нальчик, 2007 год, Премьер-лига. Мы дружили с Виктором Файзулиным, Олегом Самсоновым, Виктором Васиным. А тогда выходила популярная спортивная газета «Спорт-Экспресс», где выставляли оценки игрокам после каждой игры. Мы играли с командой «Москва» и выиграли. Это была моя лучшая игра в том сезоне. Я стал лучшим игроком матча, получил оценку 6,5. После матча я купил много этих газет. Положил их у себя возле кровати. 

Прошло два месяца, ребята-футболисты пришли в гости и увидели открытую газету на том самом месте. До сих пор вспоминают этот момент с юмором. Тогда не осознавал, что это тщеславие, которое может далеко завести. 

Тщеславие — такая зараза, что пролезть может куда угодно. Ты начинаешь жить духовной жизнью, делать добрые дела, — оно проникает и говорит, какой ты молодец, как ты правильно живешь. Все время надо отслеживать эти моменты. Искоренить эту страсть можно только с Богом.

Если на первом месте Бог, стремиться к чемпионству не грех

— Грешно ли желать чемпионства?

— «Мой истинный чемпион — это Бог», — сказал боксер Мэнни Пакьяо. Есть великие спортсмены, которые побеждают, становятся чемпионами, но Бог для них всегда на первом месте. Это Федор Емельяненко, Александр Усик, Сергей Семак, Толя Тимощук, не могу даже всех перечислить, чтоб никого не обидеть. Люди, которые живут духовной жизнью.

— Соревнования — всегда соперничество, если я хочу выиграть, то, значит, соперник должен проиграть. Получается, что я ему хочу хуже, чем себе?

— Вспомним преподобного Паисия Афонского (Святогорца). Ребенком он быстро бегал, всех обгонял. Ребята говорили — мы не хотим с тобой играть, бегай сам. Он обижался, плакал, жаловался маме. А она ему сказала: «Если любишь бегать, бегай один, а если любишь выигрывать, это плохо».

Другое дело, если человек пришел в профессиональный спорт, он вынужден играть по этим правилам. Но тогда соревноваться надо правильно: не стоит сравнивать себя с другими. Важно ставить цели перед собой, своей командой и работать над ними. А соревноваться можно с самим собой — становиться лучше, чем был вчера.

С детства мне тренер внушал, что на поле нет друзей. Если он видел перед игрой, что ты обнял своего друга, он мог тебя даже не поставить в состав, оштрафовать. На футбольном поле друзей у тебя нет, бейся, старайся, выигрывай. После игры — пожалуйста, дружи, общайся. Наверное, в чем-то тренер прав, но я считаю, что мы должны оставаться христианами везде — на футбольном поле, за его пределами, в раздевалке, на трибунах.

Можно и на футбольном поле придерживаться правил взаимопомощи. Например «фэйр-плей» — лежит соперник, который получил серьезную травму. А судья разрешает играть дальше. И перед тобой выбор: ты либо продолжаешь атаку и забиваешь гол по правилам футбола, либо ты поступаешь по правилам христианина и выбиваешь мяч в аут. Я не буду давать советы, пусть каждый сам принимает решение. Я знаю случаи, когда люди поступали и так, и так.

Несколько лет назад мы играли на чемпионате города по мини-футболу. От меня мяч ушел за нашу лицевую линию. Судья показал «мяч от ворот», т. е. он дал понять, что мяч ушел не от меня, а от соперника. Но я признался, что мяч пришел от меня, нам поставили угловой. И с этого углового нам забили гол. Но в итоге игру мы выиграли, у меня получилось забить и отдать голевую передачу. Пусть каждый из этого примере сделает выводы сам.

Еще приведу пример. Был футбольный матч высочайшего уровня и напряжения. Его смотрело большинство россиян. Две команды били пенальти, и игрок подошел к мячу. А его соперник, который только что пробил, отдает мяч и говорит — ты сейчас не забьешь. То есть попытался таким нечестным психологическим приемом повлиять на соперника, внушить неуверенность в своих действиях. Игрок, которому это сказали, ставит мяч, разбегается и обращается мысленно к Богу: «Господи, пусть будет воля Твоя. Я выбираю вот тот угол, вот если будет Твоя воля, значит, забью». Он забивает гол, и команда выигрывает.

Этот пример показывает, что один человек потерял свое лицо, потерял Христа, а другой человек остался со Христом. При этом забил гол, и команда победила.

Духовник в команде. Мода или необходимость?

— Давайте поговорим о духовничестве в спорте. То, что команды имеют духовников, это оправданная практика? Как это помогает достижению спортивных результатов? 

— Если командам нужен психолог, почему им не нужен духовник? Спортивная психология доказала свою состоятельность, и мне кажется, что служение священника хорошо дополняет работу психолога в спорте.

Священник, являясь проводником Божественной благодати, может при правильном отношении оказать огромную поддержку спортсменам. Молитва перед важным соревнованием, благословение от священника, исповедь и причастие… Есть немало спортсменов, которые хотят жить духовной жизнью. Об этом нам рассказывал протоиерей Андрей Алексеев — главный духовник нашей олимпийской сборной. 

Тренер заботится о внешнем, о физической культуре, а священник — о внутреннем, о культуре духовной. Но это дело добровольное. К священнику приходят те, кто хочет, но их немало.

Мы выполнили тренировочные задачи, подготовили свое тело, настроились. При этом мы помолились, подготовили свою душу к соревнованиям. Тело готово, душа готова, психологически человек успокоился. 

Все, что мог, я сделал. Теперь можно положиться на волю Божию и выйти на футбольное поле. «Господи, я выйду, максимально выложусь, а дальше пускай будет Твоя воля. Если полезно для нас, мы выиграем, если не полезно, примем поражение достойно». Вот правильный настрой, которого помогает добиться священник, находясь рядом со спортсменом.

Дети и спорт. Как не навредить?

— Мало кто задумывается о духовной стороне вопроса, о том, что человека легко сломать физически и морально. Никто не думает о том, что со спортсменом будет по завершении карьеры. Согласны? 

— Сейчас многое изменилось, спортивная медицина шагнула вперед. Если раньше случалась травма мениска, человек заканчивал со спортом. Сейчас малоинвазивная операция, две дырочки на колене, и игрок не только дальше может занимать спортом, но и по завершении карьеры живет активной жизнью. Инвентарь современный, экипировка — все безопасно и эргономично. А поля какие!

Я в детстве с отцом выходил просто на пустырь около дома. Были там бугорки и кочки. О безопасности никто не думал. У футбольного клуба «Кировец», за который я играл, было два поля: одно зеленое, второе мы называли «горюха». На нем были стекла и камни. И если ты бежал на скорости с мячом и падал, ноги разбивал сразу в кровь.

Судейство тоже призвано сейчас не просто рассудить, кто прав, кто виноват, а защитить от футбольных травм. Судьи — настоящие профессионалы. Подготовлены физически чуть ли не лучше самих спортсменов. Все это реально уменьшает травматичность.

И к тренерам другие требования. Появилась тренерская лицензия. Тренер не только учит футболу, он и психолог, и наставник, он задает нравственные ориентиры.

И о том, что будет с человеком по завершении карьеры, сейчас тоже больше думают. В том числе и сами спортсмены. 

— А какие качества вы воспитываете в своих учениках?

— На своем рабочем месте, в детской футбольной школе, я не могу напрямую говорить о Боге. Но я говорю о Нем другими способами, своим собственным примером. Дети же все чувствуют, все видят и копируют нас.

Стараюсь развивать в них милосердие. Недавно мы проводили совместную благотворительную акцию: фонд «Свет», футбольная школа «Звезда» и «Смена». Собирали подарки для больных детей. Еще проводим благотворительный турнир «Дети помогают детям». Все это нужно нашим ученикам не меньше, а может, и больше, чем тем детям, которым мы помогаем.

Вот недавно ребята выиграли самокат. Они сами подошли к родителям и сказали — давайте подарим его больным детям. Родители обратились ко мне, и мы отвезли этот самокат ребенку, которому он нужнее. 

Воспитываю ответственность за свои слова и дела. Футбольная команда — это коллектив. Команда — как кулак. Уберешь один палец из кулака, силы уже не будет. И если во время соревнований у нас футболист уехал на дачу или пошел на елку, это неправильно.

Дисциплина — важный момент. Без нее и без послушания дальше идти не получится. Уважение к соперникам, к судьям, к своему тренеру к другим тренерам, к старшим. Сквернословие, конечно, под запретом. Объясняю, что это вредно для души…

Так как оставаться христианином везде? На футбольном поле, в раздевалке, на трибунах? 

— Все очень просто. Когда ты живешь стабильной правильной духовной жизнью, то она выстраивается вокруг Христа. И в каждой конкретной ситуации, где бы ты ни оказался, на футбольном поле или в храме, ты будешь поступать правильно. То есть так, как на твоем месте поступил бы Христос.

Юрий Роденков — диакон храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», российский футболист, нападающий, в настоящее время капитан футбольной команды «Митрополия», тренер футбольной школы «Смена», автор и ведущий программы о духовной жизни «Вертикаль», член попечительского совета благотворительного фонда «Свет».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle