27 октября исполняется 80 лет со дня рождения Николая Караченцова (1944–2018). Вспомним о жизненном и творческом пути народного артиста по его известным работам в театре и кино, попробуем заглянуть в глубину его прямого и несгибаемого характера, чтобы ответить на вечные вопросы об актерском даре и судьбе.
Актерский талант часто становится испытанием для человека, который им наделен. И ключевой вопрос здесь в том, что приобретает артист благодаря способностям, отпущенных ему Богом. Евангелие раскрывает это в известной притче о талантах (Мф 25:14–30). Поместив вопрос в этот контекст, попробуем рассудить: а может ли актерский поиск стать служением людям в стремлении нести разумное, доброе и вечное, приводя в конечном счете к главной встрече со своим Богом и Творцом?
Жизнь и творческий путь Николая Петровича Караченцова могут помочь ответить на эти сложные вопросы. Детство и юность актера, родившегося в годы войны, выпали на непростые времена, а профессиональное становление происходило в эпоху жесткого контроля атеистического государства за литературой, театром и кино. Биография и актерская судьба Караченцова сложны и противоречивы: с одной стороны, оглушительно успешны, с другой — трагичны. Но это годы напряженного труда, самоотдачи и преодоления.
Понимание масштаба перемен на пути Николая Караченцова — а вместе с тем и силы его характера — приходят во время знакомства с архивами и материалами интервью. В авторской передаче Нины Агишевой «Путь к роли» (1987 года) молодой, но уже известный актер прямо говорит о волнующих его нравственных проблемах:
Мы привыкли, к великому сожалению, не потому что век инфантильный, а потому что нас научили и нам удобно так жить. Ежели я существую в детском саду, то значит, я живу так, чтобы меня не заругала воспитательница, в школе я уже не для того, чтобы получить знания, а чтобы получить пятерку. В институте я не буду писать так, как я думаю, а так как, думает педагог, для того чтобы получить хороший диплом и хорошо распределиться. Чтобы не вступить ни в какой конфликт с этим педагогом, даже если я про себя думаю, что он гроша ломанного не стоит и пошел в педагогику потому, что ему не удалось стать в своей профессии кем-то. Мой организм уже к этому привык, и дальше я буду вести себя так на работе…
Можно предположить, что роль в становлении характера Караченцова сыграла атмосфера взросления и промысл свыше. Николай родился в интеллигентной московской семье, его отец — заслуженный художник, график и иллюстратор Петр Караченцов, а мать — балетмейстер Янина Брунак. Коля, с детства мечтавший связать жизнь со сценой, посвятил балету немало времени и сил. Но потом прислушался к матери, которая убедила его в том, что балетная карьера мимолетна. В 1963 году девятнадцатилетний Караченцов после третьего тура поступает в Школу-студию МХАТ, где его отличает предельная серьезность по отношению к профессии: театральную школу он окончил с отличием.
«Ресурсным местом» с юности и до конца жизни была для Караченцова усадьба А. Н. Островского в Щелыково под Костромой, где находился дом творчества Малого театра. Там, где «раскинулась Ювеналина долина и могла умереть, растаяв, Снегурка… и полянка, где Снегуркино сердце бьется до сих пор», он дышал сказочным воздухом произведений великого драматурга и имел радость неформального общения с Сергеем Юрским, балериной Екатериной Максимовой и многими другими.
Но и промысл свыше явно прослеживается в актерской судьбе Караченцова. Обычно выпускников Школы-студии распределяли во МХАТ, но в тот год с поста главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола» ушел Анатолий Эфрос, и лучшие выпускники были отправлены туда. С этого дня и до конца карьеры творческая жизнь Николая Петровича неразрывно связана с «Ленкомом». Он сыграл в нескольких постановках, которые смело можно назвать визитными карточками театра. И даже не случайным кажется совпадение дней рождений театра «Ленком» и Караченцова.
Спектакль «Страсти по Тилю», театр «Ленком», режиссер М. Захаров, 1973 г.
Хотя ассоциации с первой советской рок-оперой и мюзиклом прочно закрепились за другой ленкомовской постановкой, о которой мы еще расскажем, первым и очень успешным спектаклем в этом жанре стал «Тиль», вышедший в 1973 году. Это был результат долгих творческих поисков Марка Захарова, недавно назначенного на должность художественного руководителя, и драматурга Григория Горина. Именно в «Тиле» 29-летнему Караченцову удалось проявить свой прямой характер, искрометный юмор, ум и балетную выправку.
Караченцов сыграл главную роль — исторического персонажа, героя нидерландских легенд, бродяги и шута Тиля Уленшпигеля. Постановка имела невероятный успех, ленкомовцы говорили, что во многом именно ей театр обязан своей популярностью. Со свойственным ему юмором Караченцов писал, что если на занавесях МХАТа красуется чеховская «Чайка», то в «Ленкоме» должен быть «Тиль на коне с зеркалом и совой».
Eulenspiegel переводится с немецкого как «зеркало совы». Сова символизирует мудрость, а зеркало — комедийное отражение реальности. Во многом эта роль — шута, философа и хулигана — определила творческий путь актера.
Х/ф «Приключения Электроника», режиссер К. Бромберг, 1979 г.
Массовому зрителю Николай Караченцов стал широко известен именно благодаря кино. Одной из самых известных стала роль крутого беспринципного бандита Урри в музыкальном фильме «Приключения Электроника», снятой режиссером Константином Бромбергом по мотивам фантастической повести Евгения Велтистова.
Трилогия стала популярнейшим детским художественным фильмом. Во многом благодаря игре юных актеров и ярких персонажей, в том числе и второго плана. Роли главных злодеев прекрасно сыграли Владимир Басов и Николай Караченцов. Картина запомнилась не только такими музыкальными шедеврами, как «Крылатые качели», но и неподдельной внутренней добротой, примерами настоящей дружбы, ценностями правды. В конце концов, даже законченный бандит Урри оказался способен к некоторым переменам.
Х/ф «Человек с бульвара Капуцинов», режиссер А. Сурикова, 1987 г.
Еще одной запомнившейся ролью Николая Караченцова стала роль Билли Кинга в лучшем советском комедийном вестерне 1987 года «Человек с бульвара Капуцинов» (режиссер Алла Сурикова, сценарий Эдуарда Акопова). Фильм долго ждал выхода на экраны, поскольку создание вестерна в советском кино стало вызовом. Но результат превзошел все ожидания не только благодаря сценарию, но и игре и самоотдаче актеров.
Вдохновенный идеалист мистер Фёст (Андрей Миронов) мечтает просветить Дикий Запад лучами невиданного доселе «синематографа», чем меняет жизнь его обитателей до неузнаваемости. Билли Кинг — яркий тому пример: встреча с Фёстом буквально переворачивает его жизнь, ставя перед выбором между саморазрушением и тем «большим и светлым», чего хочется душе. Караченцову прекрасно удается показать этот выбор зрителю, который искренне переживает — будет ли Билли верен мистеру Фёсту с его живительным кино или останется в плену страстей, которые правят бал у мистера Секонда.
Спектакль-мюзикл «Юнона и Авось», «Ленком», режиссер М. Захаров, композитор А. Рыбников, 1981 г.
Пожалуй, одной из самых главных, глубоких, трагических, лиричных, а в чем-то перекликающихся с судьбой самого Караченцова ролей стала роль командора и графа Николая Петровича Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». Эта рок-опера Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского, поставленная Марком Захаровым на сцене «Ленкома», стала неким эталоном советского мюзикла.
Караченцов вспоминает, что в день московской премьеры спектакля Захаров и Вознесенский поехали в храм, чтобы освятить несколько икон, которые были поставлены в гримерке Елены Шаниной, игравшей роль Кончиты, а потом и к Людмиле Поргиной (жене Караченцова), игравшей в спектакле роль «женщины с младенцем». Так было написано в программке, поскольку слово «Богоматерь» вряд ли бы пропустили. Все это было вызывающими поступками для тех лет.
Зрителям хорошо известны и сюжет этого знаменитого спектакля, и история безупречного служения Отчизне графа Резанова. И здесь тоже не обошлось без удивительных совпадений. Самое заметное — совпадение имени и отчества актера и его героя. Сходство Резанова и Караченцова выражается и в верности — у одного в служении театру, у другого — Отчизне. Кроме того, род Караченцовых, как и род Рязановых, — дворянский. Николай Петрович изучал генеалогию своей семьи и нашел документы, относящиеся к XVII веку, в частности родовой герб с девизом: «Бог мне надежда».
Еще более глубокая параллель вырисовывается в сравнении терпеливого ожидания Кончитой Марией де ла Конспенсьон своего командора, трагически погибшего от болезни в снежном плену, и истории единственной любви и терпения, которая произошла в жизни самого Караченцова.
Испытанием силы, воли и веры, с честью пройденным до конца, стали последние годы жизни артиста после трагедии, случившейся в феврале 2005 года. Узнав о смерти своей тещи, Караченцов срочно поехал с дачи в Москву и попал в страшную аварию, едва оставшись в живых. После этой трагедии единственная и любимая супруга актера Людмила Поргина много лет верила, ждала и делала все возможное для возвращения Николая к жизни и на сцену.
И в отличие от капитана судов «Юнона и Авось», благодаря самоотверженному труду и вере — Караченцову многое удалось. Бог подарил супружеской чете Караченцовых еще 12 непростых и трудных, но радостных лет совместной жизни, наполненных верой, надеждой и любовью. Во многом стараниями Людмилы Поргиной в 2017 году свет увидела автобиографическая книга Караченцова под названием «Я не ушел», размышлениями из которой и хочется поделиться напоследок с читателями:
Надеюсь, моя профессия — мое Божье предназначение. Хотя это — особая тема, потому что лицедейство — вроде антибожье дело. Сцена — вообще греховное место. Известно, что монарх не должен вставать на подмостки. Бог с ними, с королями, сцена — то место, где люди произносят не свои слова, да и не люди, а перевертыши. Что-то есть в этом еретическое…
Но я считаю, что дело Божье бесконечно и охватывает всех, поскольку сам Папа Римский, сын Божий на земле, в молодости грешил профессиональным актерством. Если человек, выйдя после спектакля, пусть на микрон, но становится другим и лучше, значит, не зря существует театр, его великая просветительская, воспитательная и очистительная миссия. Даже если я играю отрицательную роль, мой зритель все равно станет лучше, пусть на те два часа, что идет спектакль. Но произойдет его «вознесение» лишь в том случае, если я хорошо сыграю отрицательную роль. Тогда-то он поймет, до какой мерзости может дойти человеческая душа и как страшно стать таким.