Лето и отпуска позади, снова осень, начало очередного учебного и церковного года. Все по кругу — и церковные праздники в том числе. Того и глядишь, что грянет знаменитое «осеннее обострение». Как находить новые смыслы «вот в этом во всем», невзирая на внешнее, работать над внутренним, видеть новизну в повторяющихся событиях? Рассказывает протоиерей Владимир Хулап, доктор теологии, проректор Санкт-Петербургской духовной академии, в беседе с нашим корреспондентом Ольгой Лебединской.
Внешнее всегда проще внутреннего
Правила, законы, бремена, которые мы на себя налагаем или их нам предписывает церковный устав, исполнить намного легче, чем заглянуть внутрь своей души, пойти на глубину. Внешнее всегда проще внутреннего.
Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Оба зашли в храм помолиться. Но посыл молитвы у каждого разный. Фарисей благодарит Бога, что «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь» (Лк 18:11). Фарисей живет «по закону». Честно ставит галочку в своем чек-листе жизненных обязанностей — в строке «обязанности церковные». Ведь он постится два раза в неделю, отдает десятину от всего, что приобретает. А есть еще и другие обязанности — домашние, рабочие. И там галочка поставлена. Фарисей все делает правильно и поэтому спит спокойно.
А мытарь, мало того что не выполняет правила, так еще и предатель своего народа. Он собирает налоги для захватчиков — оккупантов. У него ничего нет, чем он мог бы оправдаться перед обществом и Богом. Но именно из состояния «ничего нет» он и может сказать Господу главные слова: «Боже, милостив буде мне грешному» (Лк 18:13).
Самый большой парадокс христианства
Слово «грех», «амартия» по-гречески, переводится как «непопадание в цель». Есть у человека лук со стрелами. Количество стрел ограниченно. Стрелы — наши силы, наш ресурс — годы, месяцы, дни нашей жизни. Это шансы, которые дает нам Господь. Человек пускает стрелу и не попадает в цель. Он лузер и неудачник. Но он может встать перед Богом и честно сказать: «Да, я в эту цель не попал. У Тебя, Господи, есть право поступить со мной по закону, по которому я не смогу оправдаться. И у Тебя есть право поступить со мной по милости, несмотря на то, что гордиться мне нечем».
Именно здесь начинается спасение. Это самый большой парадокс христианства. И в этой точке начинаются отношения с Богом. Человек сбрасывает нечто внешнее и приходит к самому себе. К такому себе, каков он есть на самом деле. А это самое сложное, в том числе и в духовной жизни — попытаться отделить себя настоящего от того, каким я пытаюсь представить себя окружающим. Моим близким, коллегам, приходу. Это относится не только к мирянам, но и к священству.
Мытарь должен быть наказан
Фарисеи — благочестивые люди, которые стремились жить по закону и хотели делать для Бога, своей религии, веры больше, чем предписано законом. Что они подумают, услышав молитву своего брата? Они скажут: «Какой молодец!» И это большая ошибка. Предписания и закон — не цель жизни, а средство достижения цели. А цель — встреча с Богом.
Поэтому мытарь выходит из храма оправданным более, чем фарисей. Это не значит, что фарисей осужден. Нет. У каждого своя мера оправдания. Но в рамках фарисейского понимания мытарь должен быть наказан и проклят.
Мытарю тоже есть что сказать в свою защиту — он государственный чиновник, наделенный некоторой властью. Он мог бы ею воспользоваться — отобрать у человека последнее. Но он не кичится тем, что не делает этого. Он понимает тщетность этих оправданий. И происходит чудо.
Точка отсчета
Нам нужна в жизни некая система координат. Ее можно выстроить по-разному. Взять за отсчет какого-нибудь злодея. Да даже не злодея — обыкновенного человека, который не ходит в храм, не исповедуется и не причащается. По сравнению с ним любой православный покажется молодцом. Но если мы поставим в начало координат Христа или святых, картина будет другая.
Апостол Павел говорил: «Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим 1:15). Не лицемерно ли это? Ну какой же апостол Павел первый грешник? Были грешники и покруче в то время. Но если в центре нашей системы Иисус Христос, других людей просто нет. Отпадает сама необходимость сравнения себя с кем-то. И это еще один наш парадокс.
Когда дела благочестия — тормоз
Я сравниваю себя с Христом. Вернее, просто смотрю в Его глаза. И понимаю: если мои заслуги, мои дела, которые я делаю для своего церковного благочестия, — цель, они становятся тормозом в моем духовном возрастании. Я перестаю следовать за Христом. Я нахожусь на одной и той же орбите, вращаюсь вокруг моих дел. Я их пленник. Так Луна вращается вокруг Земли, являясь только ее спутником. Она не может улететь в другую точку Солнечной системы.
Почему они блаженны?
На каждой Божественной литургии мы слышим: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5:3). И опять парадокс.
Нам режет слух слово «нищий». Для нас нищий — это попрошайка. В лучшем случае бабушка, стоящая у метро и просящая милостыню, потупив глаза от стыда. Но именно это слово использует Иисус Христос. Состояние «духовной нищеты» — пустота в сердце человека. Пустота — не как уныние, депрессия или разочарование, а как свобода — свободное место, куда может прийти Бог и наполнить его.
Расхламление внутреннего мира
Мы молимся каждый день: «Иже везде сый и вся исполняяй… Прииди и вселился в ны…», обращаясь к Святому Духу. Получается, что Дух Святой присутствует везде, кроме нас. И Ему часто некуда приходить. Наш внутренний мир ограничен и захламлен тем, что кажется важным в моменте. А проходит неделя, месяц, год, и мы даже не можем вспомнить, почему это было для нас так значимо. И зачем мы уделяли этому столько сил, нервов, тратили столько энергии? Чтобы Бог пришел к нам, придется расхламить хотя бы какую-то часть внутреннего себя.
А еще услышать Христа. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Откр 3:20). Он не открывает дверь нашей души «с ноги», не выбивает ее. Тихо подходит и негромко стучит. Стучит неоднократно. Но мы не слышим, ведь мы очень заняты или нас нет дома.
Круг или прямая? Спираль!
Во всех религиях и философиях есть две модели времени: время как цикл, как круг вечного возвращения и время как прямая линия. Каждый человек, хочет он этого или нет, живет в этих двух измерениях. Мы рождаемся и умираем, наша жизнь — некая прямая на временной координате. Но идет она, можно сказать, по кругу. От нас не зависит смена времен года. И даже если мне не нравится промозглая питерская зимняя ночь, я ничего не могу с этим поделать. Разве что уехать в теплые страны. Цикличность определяет всю нашу жизнь. Мы встаем каждое утро, чистим зубы, молимся, принимаем пищу три раза в день. И эти циклы — как некие подпорки, без которых невозможна человеческая жизнь
Задача — совместить эти модели друг с другом. И тогда цикл станет спиралью, идущей наверх. Или наоборот — вниз.
Один из христианских авторов четвертого века использовал такой образ: человек, его духовная жизнь подобны кораблю, который идёт вверх по течению. И нужно прилагать усилия, чтобы двигаться. Иначе река понесет тебя вниз. Иными словами: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!», как сказала мудрая Королева из сказки Льюиса Кэрролла.
Когда круг — источник вдохновения
Человеку постоянно хочется новых впечатлений. И современный мир дает ему это. А Церковь вроде бы все время говорит об одном и том же. Но если соотнести свои жизненные обстоятельства с тем, что происходит на Литургии, открывается много интересного — совершенно другой мир.
Ведь год назад я был другим. И я не знаю, каким буду через год. И буду ли жить земной жизнью. Я читаю проповедь на одну и ту же тему каждый год. Но всякий раз в тексте появляются совершенно другие смыслы. И так во всем: новые люди, новые события.
Внешнее перестает быть тормозом. А становится доказательством того, что по этому пути до тебя прошли многие люди. Прошли в том числе и богослужебным кругом. Святой Серафим Саровский, святые новомученики и исповедники Российские, святые древней Церкви. Для них этот круг стал источником ежедневного вдохновения, ежедневной встречи с Богом, а не просто внешними обязанностями. Это опыт многих поколений. И мы можем им воспользоваться.
По беседе протоиерея Владимира Хулапа «Новолетие и замкнутый круг новоначалия»
Протоиерей Владимир Хулап — российский богослов, педагог, религиозный публицист. Доктор теологии, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, клирик храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Автор книг «Венцы любви. Книга о таинстве Венчания» и «Евангельские притчи вчера и сегодня».