1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Первые 17 стихов Евангелия от Матфея обычно кажутся напрочь лишенными смысла. Список непонятных имен хочется побыстрей просмотреть и забыть. Конечно, с одной стороны, это связано с плохим знанием Ветхого Завета – ведь если знать Ветхий Завет, эти имена уже не будут столь же бессмысленны. С другой стороны, мы сейчас немного недооцениваем важность предков и того факта, что А родил Б. Посмотрим же, почему это важно для библейских времен и почему для нас может быть важна наша собственная родословная – и какие несколько родословных у нас есть.
Родословие Иисуса Христа – зачем?
Мы с трудом понимаем смысл первых 17 стихов Евангелия от Матфея потому, что изначально оно адресовано не нам – не русскоязычным православным XXI века. Евангелист писал его для иудеев I века, и его главной целью было не просто рассказать им об Иисусе из Назарета, а показать, что Он – исполнение ветхозаветных пророчеств о Мессии, то есть Христе. Поэтому ссылки на Ветхий Завет встречаются в Евангелии от Матфея чуть ли не в каждом стихе. Любой иудей знал, что обещанный Богом Мессия, Царь Израиля должен быть потомком царя Давида – «сыном Давидовым». Поэтому первый стих Евангелия звучит именно так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф 1:1). Что касается «сына Авраамова», то родоначальником иудейского народа является Авраам, каждый иудей мыслил себя как «сына Авраамова», и евангелист показывает здесь, что Христос не чужой еврейскому народу, а плоть от плоти его – такой же сын Авраамов, как и любой иудей.
Иудеи до сих придают такое большое значение генеалогии, что многие наши современники могут перечислить своих предков вплоть до людей, упоминающихся в Ветхом Завете. Во времена Иисуса часть важных генеалогических документов хранилась в Храме, до его разрушения в 70-м году, поэтому верность приведенной евангелистом родословной можно было проверить.
Нам, христианам XXI века, эта родословная напоминает о двух вещах. О том, что история христианства началась не с I века нашей эры, а значительно раньше, и не зная предыстории, не так легко разобраться и в том, во что же мы верим. И о важности предков и родословий в нашей жизни.
Наше родословие – зачем?
Мы осмысляем себя и свое место в мире, рассказывая истории. О том, как пошли в первый класс. О том, как подобрали бездомного котенка. О том, как пришли в Церковь… Все дети задают вопрос «откуда я взялся?» Потому что это тоже часть нашей истории и нашего места в мире. А история нашей жизни – часть истории нашего рода.
Усыновленные дети часто хотят найти своих кровных родителей и познакомиться с ними. Это не просто блажь. Знание о том, как выглядят наши кровные родители и кто они такие, дает человеку ключ к пониманию самого себя. А также ощущение принадлежности к чему-то большему, чем он сам. Психологи говорят, что хорошие и правильные отношения с родителями создают ощущение «прикрытой спины». Родители стоят за спиной, поддерживают и благословляют собственный путь человека. Если же человек знает и про других своих предков, то за спиной у него стоит весь его род. Мы – наследники всех наших предков, в нас кусочек мамы и кусочек папы – и эти кусочки перешли к нам от прапрапрабабушек и прапрапрадедушек.
Однако тема наследства не так проста. Иллюстрацией этой непростоты может служить идея родового проклятия. Кто-то из предков совершил что-то нехорошее, а за последствия в результате отвечают потомки. Наследство бывает разным. Кто-то наследует пятикомнатную квартиру в центре Москвы, а кто-то однушку в Тынде. У кого-то в последних пяти поколениях обязательно были в роду священники, а у кого-то алкоголики. Мы наследуем добродетели и пороки, привычки и определенный взгляд на вещи. То, что важно для нашего рода, важно и для нас. Поэтому очень важно в какой-то момент осознать себя наследником своего рода, сесть и сознательно посмотреть – что же это за наследство мне досталось? Может оказаться, что наши предки были праведниками, и тогда вступить в права наследства – это поступать как они. А может оказаться, что кто-то был мужественным человеком и одновременно воровал, и что мы хотим быть мужественны, но не хотим воровать и отвечать за грехи отцов.
Однако, каким бы ни был наш род по крови, кроме него есть еще и духовное родство, которое гораздо важнее.
Духовное родство
Родословная Христа начинается с Авраама. Иудеи сознавали себя в первую очередь как «детей Авраама», его наследников, тех, кого Бог произвел от Авраама по обетованию. Это был повод для гордости и для самоидентификации. Однако уже Христос в Евангелии начинает ломать такое самовосприятие и говорит, что Бог может и из камней воздвигнуть детей Авраамовых и что дети Авраама поступают так, как он поступал (Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин 8:39). Не надо полагаться на то, что твой предок Авраам, каждый сам стоит перед Богом и сам должен принести покаяние (Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:8, 9).
Эту тему развивает в своих Посланиях апостол Павел, замечая, что «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим 9:7). Важнее духовное родство. Истинными сынами Авраама являются верующие во Христа (Познайте же, что верующие суть сыны Авраама (Гал 3:7), потому что главное в Аврааме – его доверие Богу, его готовность пойти «от родства своего и из дома отца своего» (Быт 12:1), куда укажет Бог. Каждый христианин, услышавший голос Божий в своей жизни, уходит от всего привычного, из «дома отца своего» туда, куда Бог его призывает. И обретает новое, духовное родство. Родство с Авраамом и другими праведниками веры. «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10:29, 30).
Точно так же, как нам важно знать своих предков телесных, потому что это показывает нам, что мы часть чего-то большего, чем мы сами, нам важно знать своих духовных предков. История моей духовной жизни началась не в момент моего личного обращения к Богу, а в момент, когда Авраам услышал обращенные к нему слова Бога: « И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1) и Авраам «пошел, как сказал ему Господь» (Быт 12:4). И продолжалась она в Исааке, Иакове, Воозе, Рахаве, царе Давиде и других предках Христа – и наших духовных предках. В чем выражалась их вера и духовное родство с нами, хорошо описано в 11-й главе Послания к Евреям.
Кроме Авраама, праведников Ветхого Завета и святых уже нашей эры у нас, скорее всего, есть непосредственные духовные «родители» – люди, которые «родили нас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). Люди, которые говорили нам о Христе – устно или письменно, люди, которые заразили нас верой. Для многих наших современников такими «отцами» стали митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень, К. С. Льюис. Кому-то повезло с духовником, кому-то встретились протестанты и проповедовали Христа. Очень важно отдавать всем этим людям дань почтения, как своих духовным родителям. И при этом помнить: главный и по сути единственный наш духовный отец – Сам Бог.
К Отцу Моему и Отцу вашему
17 стихов перечисления земных предков Христа – и тем не менее Иосиф не был подлинным отцом Иисуса, хоть и принял Его. Отцом Христа был Бог («не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф 1:20). С точки зрения догматики Христос – предвечный Сын Божий и Бог. Божество Христа важно для нас потому, что являет величину смирения Бога и Его любви к нам. Воплощение Бога означает, что Бог с нами, рядом, в нашей среде и действует тут же. Но для нас важно и сыновство Христа. Потому что Он делает нас также сынами и дочерьми Божьими. Это ярко видно в Евангелии от Иоанна, когда Христос говорит Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Братьями Иисус здесь называет апостолов. Но мы можем отнести это к каждому христианину, к нам самим в том числе. Апостол Павел говорит, что Христос пришел в этот мир ради того, чтобы мы «получили усыновление». «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4:4-7).
Как мы становимся сынами и дочерьми Божьими? Через получение Духа Святого: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5) Через это происходит наше рождение от Бога, так Бог становится нашим Отцом. Впрочем, апостол Иаков говорит, что Бог рождает нас от слова: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак 1:18). Если Бог наш отец, то все, что говорилось выше про предков, относится и к Нему. Он – Тот, кто нас родил словом истины и от Духа, это – часть нашей личной истории. Тем самым наша личная история оказывается частью не просто истории рода или страны, а Священной истории, частью вечности. Если мы рождены от Бога, мы должны быть похожи на Него, как дети на отца (Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:36). И, конечно, как дети мы получим наследство. “А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим 8:17-18). Мы можем предположить, что это наследство – жизнь вечная, обожение, прославление у Бога, полное уподобление Ему. Но на самом деле представить всю красоту этого наследства мы не в состоянии. Только Дух Святой может нам открывать что-то. Он – часть нашего наследства.
Вопросы для размышления
- Какое наследство вы получили от своих родителей? Что в нем вас устраивает, а что нет?
- Как вы относитесь к своей физической жизни? Считаете ее даром, проклятием или чем-то третьим?
- Кого бы вы назвали своим духовным отцом, человеком, родившим вас во Христе?
- Как изменится ваша жизнь и ваше восприятие себя и своего места в мире, если вы будете постоянно помнить, что Бог – ваш Отец?