Не то, чем кажется

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Вчера был праздник Благовещения.

Про этот день многое можно сказать и многое говорили. Про самоумаление Творца Вселенной, пришедшего к людям не «с парадного входа», в силе и славе, с легионами ангелов и соответствующими случаю знамениями. Про готовность Марии на абсолютно загадочное предложение архангела — без расспросов, без подробностей. Про мудрость и добросердечие Иосифа. Про то, что Бог начинает общение с человеком со слов «не бойся».

Но я бы хотел сказать пару слов о неосуждении.

Об этом наверняка уже не раз писали, но сейчас, мне кажется, подходящий момент.

Потому что достаточно включить новости или выйти в интернет, как неожиданно картина мира становится предельно ясной.

Вот свои, вот чужие. Вот те, кто достойны осуждения, порицания, наказания вплоть до убийства — а вот те, кому можно даже и убивать, ибо цели их прекрасны, и они оправдывают даже такие средства. «Нашим» простительны всяческие прегрешения, а чужим непростительна даже и полная безупречность.

А кто сомневается — тот враг, враг, враг.

Все ясно, все очевидно, ослепительный свет заливает разум и изгоняет сомнения. Тени становятся резкими, непроглядными — и разница между теми, кто во свете, и теми, кто в тени, уже не подлежит никакому сомнению.

Так очень просто и удобно жить. Но история Благовещения учит нас, что подобная картина мира — неправда.

Потому что Мария соглашалась не просто на неизвестно что. Она соглашалась на худшую возможную в традиционном религиозном обществе участь: участь женщины, забеременевшей вне брака. Не согласись Иосиф спасти Ее — быть бы Ей позором семьи, лишенной помощи и поддержки, жить бы с клеймом блудницы. И Сын Ее никогда не смог бы, как было принято тогда, сказать: «Я Иисус, сын Иосифа из рода Давидова», ибо Он был бы никто, полусирота без рода и племени.

И никто не увидел бы в этом ничего неправильного. Женщине нельзя рожать вне брака, таков Закон. Нельзя быть на той стороне, которая не чтит закон, за это положено наказание, и это — правильно и справедливо.

Но в случае с Марией это была неправда. Потому что имело место не нарушение Закона, а прямое вмешательство Законодателя. Оказалось, что не всегда формальные признаки преступления достаточны для вынесения суда и для того, чтобы быть на светлой стороне. Что заливающий все ослепительный свет собственной правоты — иногда не освещает, а слепит. Что всякий чужой может оказаться благословен Господом, а самый праведный законоучитель может ошибаться.

Как в дальнейшем и случилось с мальчиком, чья жизнь началась в этот день примерно два тысячелетия назад. Против Него были люди с хорошей репутацией и безупречным послужным списком, а Его окружение состояло из тех, кого было не принято уважать.

И сегодня, когда почти всем почти все стало «ясно», стоит помнить об этом. Что все и в любой момент может оказаться не тем, чем кажется.

Для чистых, говорит Господь, все чисто.

И поэтому, когда мы видим грязь, когда видим зло, когда в глазах темнеет от ненависти — а я знаю, у многих сейчас темнеет, — стоит сомневаться и спрашивать у Господа как можно чаще: а правильно ли я понимаю происходящее, и просить Его о даровании того взгляда, которого так не хватает теперь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle