Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Некоторые размышления о правах Вселенского Престола и антиконстантинопольской полемике

Богослов Антон Гелясов показывает, насколько неправильное понимание полномочий Константинопольского патриарха влияет на восприятие ситуации между Поместными церквами и на весь евхаристический разрыв в целом.

Честно говоря, в самом начале идея этой статьи была совершенно иной, я хотел написать что-то примирительное, рассказать об истоках проблемы и показать возможные пути решения существующего кризиса между Московским Патриархатом и его Церковью-Матерью, Патриархатом Вселенским.

Однако, читая статьи, которые были написаны за последнее время, и видя, как некоторые, так сказать, не совсем честные и вежливые высказывания повторятся из раза в раз, я все же решил отложить первоначально планируемое и написал статью в том духе, в котором больше всего не хотел бы её видеть.

Ввиду наличия ограниченного времени я не коснулся всех пунктов, на которые мне хотелось бы ответить. Вместе с тем всю информацию для статьи я старался перепроверять по различным источникам, дабы не оказалось, что публикуется чья-то сплетня или откровенная неправда. Таким образом, некоторая часть текста на стадии редакции была вычеркнута из-за того, что наличествовала либо в одном источнике, либо было найдено её опровержение.

Вместе со статьёй я публикую несколько забытую и до сих пор не переиздававшуюся статью Антона Карташёва «Практика апелляционного права Константинопольских Патриархов». Пользуясь случаем, хотелось бы выразить огромную благодарность Антону Серафимовичу, который бережно адаптировал текст под правила современной орфографии.

Необходимо заметить, что одностороннее решение Минского Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) разорвать евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом (ВП) вызвало волну негодования и критики в первую очередь среди членов самого Московского Патриархата (МП), в особенности тех священников и мирян, для которых ежегодные паломничества на Афон, в греческие монастыри, на Святую землю, да и вообще поездки по святым местам других Поместных церквей стали уже многолетней традицией, поскольку сослужение или причастие становится для них официально затруднительным или из-за принадлежности места к Константинопольскому Патриархату (КП) или в связи с сослужением клириков последнего.

Уже не секрет, что на многих приходах за границей чтение бумаги о запрещении причастия в храмах Вселенского Патриархата было встречено возгласами недовольства, своё несогласие верующие выражали и священникам, и епископам. Некоторые клирики (даже в России) посчитали излишним утомлять прихожан политикой и просто не читали присланный документ.

Специфика православия на Западе такова, что многие верующие (а часто и священники) не живут по юрисдикционному принципу, но молятся в тех храмах и монастырях, которые им близки либо по духу, либо географически[1].

Некоторые приходы КП до Минского Синода имели возможность материально поддерживать старых священников Московского Патриархата, которые живут поблизости, последние, в свою очередь, могли в какие-то дни заменять настоятелей или помогать на службе, таким образом, этот запрет ударит прежде всего по ним.

Для людей, привыкших к такому межправославному братству, для тех, кто любит ходить на престольные праздники, рукоположения или именины в разные храмы, не обращая внимание на их юрисдикцию, было невероятным удивлением, когда им из Москвы стали устанавливать границы и приказывать, где можно причащаться, а где нет.

В связи с этим не удивительно, что запреты на сослужение и причастие периодически нарушаются[2], как не удивляют и письма, адресованные в Чистый переулок, от прихожан, чьи семьи, всегда верные Московскому Патриархату, сейчас возмущены решениями Минского Синода.

Не менее сильное удивление вызвала информационная война, которая началась в самом пошлом виде, причем также в одностороннем порядке.

 

Злой Бармалей

В последнее время на Патриарха Варфоломея был вылит невероятный поток грязи и ужасных обвинений: он оказывается одновременно агентом ЦРУ и ватиканским шпионом, злым русофобом и страшным еретиком, который только и мечтает о том, чтобы стать «Константинопольским Папой» и подмять под себя весь православный мир. Некоторая часть СМИ и блогеров рисуют мерзость его злодеяний в таких масштабах, что после всего этого его образу для более полной картины не хватает разве что хвоста и рогов.

Такое количество сточных вод вызывает у многих, в том числе и у меня, некую смесь удивления, негодования и ироничной улыбки.

 

Шура, поезжайте в Киев и спросите!

О том, что из себя представляет Патриарх Варфоломей в повседневной жизни, может убедиться любой желающий, стоит лишь приехать в Стамбул и прийти на воскресное богослужение, там вы сможете увидеть Патриарха, поздороваться, попросить благословения и даже пообщаться с ним.

В моем случае личность Патриарха стала одной из тех основополагающих причин, по которым я выбрал именно Константинопольский Патриархат, когда переехал во Францию.

В октябре 2009 года я приехал в Стамбул к своему другу и пришел на вечернее богослужение в субботу. Паломников практически не было, так что после Вечерни я подошёл к Патриарху поздороваться и попросить автограф к вышедшему годом ранее переводу его книги «Приобщение к таинству»[3]. Патриарх удивился, что его книга переведена на русский язык, и спросил, знаю ли я переводчика, а когда увидел, что некоторые предложения были подчеркнуты или обведены, спросил с улыбкой: «Что, ереси ищешь?» Так за беседой мы оказались у него в кабинете, где я был поражён его простотой и непринужденностью[4].

На следующий день, встретив мой взгляд в начале литургии, он кивком поздоровался и улыбнулся; после службы его окружили паломники с детьми, а один мальчик умудрился отобрать у Патриарха жезл и стал бегать с ним по двору. Никакой огромной свиты, никаких священников с наушниками, а уж тем более грозных охранников, не было. Однако последней каплей, переполнившей бокал моих впечатлений, была вечерня в понедельник, которую Патриарх сам пел на клиросе в небольшом окружении монахов. Я очень хорошо помню эти моменты, когда я открыл для себя, что Вселенский Патриарх оказался проще, ближе и приятнее многих русских архиереев.

 

Православный Папа 

Мне кажется, что люди, употребляющие выражения а-ля «восточный папизм», совершенно не представляют себе систему управления в Константинопольском Патриархате[5]. Вселенский Патриарх не может, например, приехать в чужую епархию без разрешения на то местного епископа, даже на службу в тех стамбульских храмах, которые не входят в его епархию, он берет благословение местного митрополита; Синод по его прихоти не переставляет архиереев с кафедры на кафедру через каждые несколько лет и не играет в шашки священниками и их семьями, вдруг отправляя их за границу и так же внезапно возвращая обратно.

Что касается территорий других Церквей, то Вселенский Патриарх не вмешивается в их дела, кроме тех случаев, когда его самого просят об Апелляции, либо если вмешательство предусмотрено Томосом[6].

При этом в случае с Украиной Константинополь действовал на своей территории. Чрезвычайное положение, связанное с отменой акта о передаче в управление этих территорий Москве и введённое ВП, было следствием:

А) неспособности МП за 26 лет урегулировать существующую проблему, а также срыва последних переговоров с Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата (УПЦ КП) в 2017 году;

В) обращением к Вселенскому Патриарху двух Украинских церквей (представляющих собой 6000 (sic!) действующих приходов[7] и части епископата Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП);

С) нарушением условий, содержащихся в Синодальном решении 1686 года.

Далее мне хотелось бы, в связи с темой о переговорах, вспомнить о событиях годичной давности, которые до сих пор не были официально опровергнуты МП, и обратить внимание на то, как официально трактует русская каноническая традиция 9-е правило Халкидонского Собора (451 г.). В завершение будут приведены некоторые факты, описывающие как действия Русской церкви на чужих канонических территориях, так и легализацию ею тех церковных структур, которые она ранее считала раскольничьими.

 

Если ты вступаешь в общение с раскольниками, то сам зачумляешься

В 2017 году, через посредничество первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона Капрала и по предложению Московской Патриархии, была организована делегация для переговоров УПЦ КП с РПЦ. Последнюю представлял председатель ОВЦС МП митрополит Иларион Алфеев. Московская сторона настаивала на том, что вначале необходимо восстановить евхаристическое общение, а уже потом рассматривать вопрос об автокефалии Украинской Церкви[8].

В воскресенье, 12 ноября 2017 года, протоиерей Киевского Патриархата Борис Табачек, настоятель Владимирского собора г. Киева, и Богдан Згоба, священник УПЦ КП из США, служили литургию в одном из подмосковных храмов Московского Патриархата совместно с его настоятелем[9], а архиепископ Ровенский и Острожский Иларион Процик причащался за этой литургией как архиерей[10].

Таким образом, впервые за 25 лет священники Московского и Киевского Патриархатов сослужили с благословения своих иерархов. Как я уже упоминал, до сегодняшнего дня никаких опровержений со стороны РПЦ по данному факту сослужения не было.

 

Переходя к вопросу эксклюзивного права Константинополя принимать Апелляции других церквей, я решил, что не стоит приводить многочисленные примеры из истории мирового православия, тем самым пересказывая упомянутую вначале статью Карташёва об этой практике, но ограничиться лишь конкретным примером из русской канонической традиции. Думаю, что знания и авторитет Антона Владимировича не вызывают ни у кого сомнений, ведь его труды должны быть знакомы всем русскоязычным студентам богословских школ, если не сказать, что в определённых случаях они даже могли быть основными учебниками по некоторым предметам.

Так вот, я хотел бы обратить внимание, что Эксклюзивное судебное право Константинопольской кафедры официально признаётся Русской Церковью уже около 500 лет.

Несуществующие канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков

Эта фраза из Заявления Священного Синода Русской Православной Церкви вызвала особо сильное возмущение у юристов и историков.

Ведь в русской канонической традиции существует официальное мнение относительно эксклюзивного права Вселенского Патриарха на суд в православном мире, которое было выражено в 55-й главе Стоглавого собора 1551 г., последняя, в свою очередь, толкует 9-е правило Халкидонского Собора.

Стоглавый Собор[11], несмотря свою древность, остаётся невероятно важным и для истории, и для русского канонического права вообще. К его решениям достаточно часто обращаются особенно консервативные круги, старообрядцы и сторонники идеи Русского мира, и тем более курьезным является тот факт, что в качестве источника для этой 55-й главы было избрано мнение не Иоанна Зонары или Феодора Вальсамона (которые также говорят о правах Константинополя, но несколько расплывчато), а именно толкование Алексея Аристена[12], не оставляющее никаких сомнений в эксклюзивном судебном праве Вселенского Престола.

Именно обсуждение и подтверждение этого права на Соборе 1551 г. не может не свидетельствовать о глубоком почтении к Матери-Церкви, существовавшем в то время в Русской церкви, несмотря на попытки некоторых современных деятелей подчеркнуть тот факт, что Константинополь потерял всякий авторитет в русских церковных кругах после Ферраро-Флорентийского собора 1438-1445 гг.

Позволю себе процитировать конец главы:

«Иже аще епископ или причетник с митрополитом имать некая распря, от патриярха всея тоя земли да судится; под ним же суть епископи и митрополиты всея области и страны тоя или от патриярха Констентина града, да судятся. 

Сия бо власть от инех патриярх никому же едана бысть, ни от правил, ни от закона, еже судити митрополита под инем патриярхом, суща другому патриярху, но токмо Констентина града патриярху се дано есть»[13].

Как мы видим, Собор чётко и ясно трактует 9-е правило Халкидонского Собора в том же смысле, в котором его понимает и Вселенский Патриархат.

Стоглавый собор признается не только современной Русской Православной Церковью, но и старообрядцами, Русской Православной Церковью Заграницей, Русскими, Украинскими церквами за пределами России в юрисдикции Константинопольского Патриархата и иными церквами, которые считают этот период частью своей истории. Так же его понимали и УПЦ КП И УАПЦ[14], когда обращались с прошением в Царьград.

Таким образом, мы можем сказать, что эксклюзивное и высшее право суда Константинопольского Патриарха есть официальная точка зрения (ведь она выражена не просто Синодом или речью Патриарха, но Поместным собором) всего Православия русской традиции, и наипаче Московского Патриархата, как самой крупной структуры в семье Русских церквей.

 

Далее я перехожу к самой нелицеприятной с моей точки зрения части, в которой будут приведены действия Русской церкви на территориях других церквей, и напомню о легализации ею расколов. После долгих размышлений стоит ли об этом писать, я в конце концов решился, но потом всё же несколько раз смягчал текст.

Обвинения в том, что Вселенский Патриархат вторгся на чужую каноническую территорию с рейдерским захватом[15], звучат действительно очень странно, принимая во внимание действия со стороны Русской церкви за последние 300 лет.

Вывод о моей объективности или предвзятости я оставляю на суд читателей.

 

 Чужая каноническая территория и рейдерский захват

 

В XIX веке Русская Церковь распространила свою юрисдикцию на район Измаила (современная Одесская область), Молдавии, а веком раньше и на Крым, но на сегодняшний день мы не располагаем никакими грамотами, которые могли бы законно подтвердить этот переход.

В 1811 году Русская Церковь упразднила автокефалию Грузинской Церкви, которая ведёт свою историю с III века, преобразовав её церковь в Экзархат и отменив институт Католикоса[16].

Абхазский Католикосат (VIII век), бывший независимой церковью, был упразднён примерно в то же время[17].

Некоторые земли Галиции и Закарпатья официально признавалась Русской церковью как каноническая территория Вселенского Патриархата ещё 100 лет назад. Так, в 1910 г., после прошения в Константинополь, митрополит Киевский Антоний Храповицкий был наделен титулом Экзарха грамотой Вселенского Патриарха Иоакима III. Позже сей титул Экзарха за ним был подтвержден и Вселенским Патриархом Германом V (1913 — 1918 гг.)[18].

Таким образом, за последние 300 лет Русская Церковь по крайней мере 6 раз устанавливала свою иерархию на территориях других церквей, из них 4 раза в пределах Константинопольского Патриархата (Молдавия и 3 раза в разных частях Украины).

Патриарх Варфоломей и митрополит Илларион

Сняв анафемы с неканонических церквей, Варфоломей стал неканоническим и безблагодатным

Московский Патриархат на протяжении XX века несколько раз легализировал раскол[19] тех церквей, чьи таинства ранее считал недействительными и чьих клириков при переходе в свою юрисдикцию перерукополагал.

Так, в апреле 1970 года Синод Русской церкви даровал автокефалию[20] до этого называвшейся раскольничьей[21] (прещения 1933 и 1947 гг.) Православной Церкви в Америке.

В 2007 году был подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата[22], где Русская Церковь так же без требований о покаянии[23] признала, с её точки зрения, раскол и совершённые в нём хиротонии, хотя ранее её представители заявляли о безблагодатности таинств Зарубежной церкви[24] и перерукополагали переходящих священников. Один из громких примеров произошел в 1994 году, когда священника Олега Стеняева перерукоположили[25] при переходе из РПЦЗ в Московский Патриархат.

История принятия в сущем сане обновленческого клира после Патриарха Тихона (при нём были установлены основные принципы приёма обновленцев[26]) более чем туманная. Взять, к примеру, события с приёмом в РПЦ Василия Ратмирова: историки сомневаются не просто в том, был ли он рукоположен до обновленческого раскола или после, а была ли архиерейская хиротония вообще[27].

В самом конце XVIII века за незаконное вторжение на каноническую территорию Константинопольского Патриархата Священный Синод лишил митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони его кафедры и отлучил от церкви[28]. 15 июля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил Бэнулеску-Бодони был причислен к лику святых для местного почитания в Молдавии[29].

 

Константинополь никого не уважает

Цель моей статьи не в том, чтобы написать, что система управления во Вселенской Патриархии идеальная, но при всём своём несовершенстве существует достаточно много примеров, когда Патриархат уважает чужое мнение и не предпринимает санкций в ответ на непослушание. Я приведу несколько: в первом случае все действия разворачивались у меня на глазах, другие произошли совсем недавно и оказались достаточно громкими, если не скандальными.

Несколько лет назад Священный Синод обратился к Свято-Сергиевскому православному институту в Париже с предложением о совместном аудите. Просьба была получена, рассмотрена, однако ответ был дан в стиле митрополита Антония Сурожского: «Принимаю к сведению, но не к исполнению». Никаких санкций в адрес Института не было.

Теперь мы переносимся за океан. В этом году Константинопольский Патриарх уже 2 раза призвал архиепископа Димитрия, главу Греческой Православной Архиепископии Америки, подать в отставку, но тот проигнорировал просьбу своего первоиерарха[30].

За год до этого, в сентябре, архиепископ Димитрий со всеми членами Священного Синода Архиепископии (за исключением митрополита Сан-Францисского Герасима) прибыл в Константинополь, чтобы добиться отмены решения Священного Синода, который поставил викария Американской архиепископии Севастиана Скордаллоса митрополитом Чикагским[31]. Чем же всё это закончилось? Санкциями против того, кто восстал на «Восточного Папу»? Не совсем так, просто 7 февраля 2018 года Священным Синодом был избран Чикагским митрополитом Нафанаил Симеонидис[32], и это устроило Американскую Архиепископию.

Если вернуться к Свято-Сергиевскому институту, то мне вспоминается случай, когда в Париж приехал один русский священник, искавший материалы в библиотеке института для своего научного исследования. Через несколько дней он с недоумением спросил у одного профессора: «Почему ни в учебных классах, ни в студенческом общежитии, ни в трапезной нет портрета Патриарха Варфоломея? Вы не поёте ему многолетие в конце литургии, а в греческом соборе я даже на Великом входе не услышал его имя! Как же это возможно, он же ваш Патриарх?!» «Но не Папа же», — ответил с ехидной улыбкой профессор.

При всей свободе и отсутствии культа личности Патриарха Варфоломея, для многих верующих он является действительно духовным руководителем, при этом люди совершенно не боятся рассказать о нём какой-нибудь анекдот и даже бурно критиковать, если не согласны с его решением, однако многие проблемы исчезают сразу после его визита. Верующие видят его добродушие и человечность, могут подойти, пообщаться и сфотографироваться.

И наконец, мне хотелось бы привести цитату из статьи «Вселенский Патриарх и Православная Церковь» одного из отцов Православной Церкви в Америке прот. Александра Шмемана, которого ну очень тяжело упрекнуть в фанарофильстве или в идеологической привязанности ко Вселенскому Патриархату: «…исторические грехи того или иного патриарха не зачеркивают и не уничтожают ни первенства Вселенского Престола, ни его заслуг в жизни Православной Церкви. И сознание этого первенства живет на всем православном Востоке, который вряд ли можно упрекнуть в «папизме», — где связь епископа с народом в тысячу раз более живая и непосредственная, чем у нас, где соборный голос епископата не пустой звук и где каждый архиерей есть действительно епископ своей Церкви, а не простой «представитель» в ней своего патриарха, по мере надобности переводимый им с места на место»[33].

На этом я хотел бы подойти к концу своих размышлений. К сожалению, мне не удалось обойтись без упоминаний былых проступков Московского Патриархата, однако, как я уже говорил, это копание в исторической грязи не доставило мне никакого удовольствия. В то же время я посчитал необходимым высказать свои мысли по тем пунктам антиконстантинопольской риторики, которые меня действительно удивили и возмутили из-за их абсурдности, замалчивания исторических фактов или ложного толкования канонов, а иногда и просто открытой лжи.

Позволю закончить свою статью голосу из прошлого, а именно тому человеку, чьими талантами и дипломатией, равно как и умением трезво рассуждать и ловко решать церковные конфликты, я в своё время восхищался.

«В отношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата есть некоторые «трещинки», но задача церковной дипломатии — сделать все, чтобы они не переросли в «трещины, которые угрожают единству Церкви»  …  «Проблемы есть, и о них надо говорить, но я не хотел бы драматизировать. При всем расхождении взглядов на то, что есть первенство в Православной Церкви, мы остаемся единой Церковью, мы объединены одной Евхаристией, у нас одна система духовных ценностей. И когда кладешь на чаши весов то, что нас соединяет, в том числе — и с Константинопольским Патриархатом, и то, что нас разъединяет, — настолько объединяющее начало мощнее!»[34]

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.

 

 

 

[1] Иеромонах Алексий Милютин: Когда мы перестанем шантажировать Телом и Кровью Христа? — https://ahilla.ru/ieromonah-aleksij-milyutin-kogda-my-perestanem-shantazhirovat-telom-i-krovyu-hrista/

[2] Страница Facebook диакона Александра Занемонца —https://www.facebook.com/zanemonets/posts/10156968455658729 ;

Клирики МП и КнП сослужили на Конгрессе Западно-Европейского братства –

https://ahilla.ru/kliriki-mp-i-knp-sosluzhili-na-kongresse-zapadno-evropejskogo-bratstva/?fbclid=IwAR1rnpbD00DWH3-wgqsJSpSV7jDHhcLUOPIViqElCJ96ry1lROW4rL0YA9w

[3] Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей / Приобщение к таинству. Православие в современном мире, Золотой фонд христианства, ЭКСМО, 2008.

[4] Там, кстати, меня по обычаю угостили тем самым стаканом воды с ложкой Мастихи, в котором в сентябре этого года любители заговоров усмотрели «Новичок»

https://www.google.fr/search?ei=sALXW4zVG4iwa8-sjKAG&q=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BA+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%8F&oq=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BA+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%8F&gs_l=psy-ab.3..0i19k1.13962.14361.0.16019.2.2.0.0.0.0.120.216.1j1.2.0….0…1c.1.64.psy-ab..0.2.216….0.zt4B6bD_Lrs

[5] О том, что такое реальный современный папизм в Римо-католической церкви, им тем более не известно, здесь бы их ждали забавные сюрпризы, но сейчас речь не об этом.

[6] Например, Томос об автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии предполагает, что для осуществления церковного суда над епископами Православной Церкви Чешских земель и Словакии могут быть привлечены «одобренные Вселенским Патриархом иерархи исключительно из юрисдикции Матери Церкви, т. е. Константинопольской кафедры» (пункт D). — http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39938.htm

[7] Релігійні організації в Україні станом на 01 01 18 — https://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr_2018/70440/

Справедливости ради необходимо отметить, что у МП в Украине 12 000 приходов, т.  е. в 2 раза больше. Для сравнения, в соседней Беларуси их всего 1 500. Таким образом, игнорировать мнение такого огромного количества православных, которые хотят быть каноническими, но без Москвы, является, мягко говоря, странным.

[8] Патриарх Филарет (Денисенко) подтвердил, что члены делегации УПЦ КП служили и причащались в храме РПЦ МП под Москвой — http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=128870

[9] Пресс-конференция предстоятеля УПЦ КП Филарета

РИА Новости Украина: https://rian.com.ua/video/20171201/1029978168/pess-konferencia-Filareta-online.html

[10] Архиепископ УПЦ КП еще раз подтвердил: делегация Киевского Патриархата сослужила с духовенством РПЦ — https://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/38378-arxiepiskop-upc-kp-eshhe-raz-podtverdil-kliriki-kievskogo-patriarxata-sovmestno-sluzhili-pod-moskvoj-v-xrame-rpc.html

[11] Собор 1667 года отменил некоторые его решения, но главы 55 это не коснулось.

[12] Е. Б. Емченко. Церковный суд в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года. Исторический вестник, № 1 (16), 2002. — http://www.synaxis.info/synaxis/8_law/g_other/emchenko_2.html

[13] Стоглав. — Казань : Тип. губернского правления, 1862. — 454 с. — https://dlib.rsl.ru/viewer/01003121952#?page=1

[14] Украинская Автокефальная Православная Церковь.

[15] В случае с Украиной Константинополь действовал законно, опираясь на исторические документы.

[16] В ответ на прошение Патриарха Илии II и Синода ГЦ, Вселенский Патриархат подтвердил восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви в 1989 году.

http://www.patriarchia.ru/db/text/385620.html

[17] Aбхазский (Западногрузинский) Католикосат — http://www.pravenc.ru/text/62536.html

[18]Архиепископ Тельмисский Иов (Геча): Украина всегда была канонической территорией Вселенского Патриархата — https://glavcom.ua/ru/interview/arhiepiskop-telmisskiy-iov-gecha-ukraina-vsegda-byla-kanonicheskoy-territoriey-vselenskogo-patriarhata-528608.html

[19] После признания церквей их таинства и рукоположения задним числом начинали считаться действительными.

[20] Документы о даровании автокефалии Русской Православной Церкви в Америке // «Журнал Московской Патриархии». — 1970. — № 5, 6.

[21] Грех против Матери-Церкви // ЖМП, № 7, июль 1950.

[22] Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ — http://www.patriarchia.ru/db/text/26569.html

[23] «Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу»https://mospat.ru/ru/documents/act-of-canonical-communion/

[24] См. Сергей Троицкий / О неправде карловацкого раскола, Издательство Московской Патриархии, 1992.

[25] Протоиерей Олег Стеняев — http://radonezh.ru/authors/stenyaev

[26] Священномученик Онуфрий (Гагалюк). О приеме в святую Церковь Православную обращающихся от Обновленческого раскола, Письма и статьи —  https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/5

[27] См. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). М. 2016. Стр. 156; А. М. Катаев, Из истории возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в первой половине XX в.;   Михеев, Иван Иванович. Священник из фронтовой разведки / Иван Иванович Михеев ; предисл. А. Б. Аскакова // Наука и религия. — 2005.

[28] Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони и его роль в становлении просвещения в Бессарабии — http://actualitati.md/mitropolit-gavriil-bjenulesku-bodoni

[29] В Молдавии состоялась канонизация митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила Бэнулеску-Бодони — http://www.patriarchia.ru/db/text/4606678.html

[30] Ο Αρχιεπίσκοπος Αμερικής υποκινεί στασιασμό εναντίον του Πατριαρχείου — http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio-ts/arxiepiskopi-amerikis/22508-o-arxiepiskopos-amerikis-upokinei-stasiasmo-enantion-tou-patriarxeiou

[31] Иерархи Американской архиепископии Константинопольского Патриархата прибудут на Фанар для объяснений — https://www.sedmitza.ru/text/7449461.html

[32] Χειροτονία νέου Μητροπολίτη Σικάγου Ναθαναήλ — http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio-ts/arxiepiskopi-amerikis/20587-xeirotonia-neou-mitropoliti-sikagou-nathanail-binteo

[33] Вселенский патриарх и Православная Церковь, прот. Александр Шмеман. Собрание статей 1947—1983, Москва. Русский путь, 2009.

[34] Митрополит Кирилл призвал не драматизировать ситуацию в отношениях Московского и Константинопольского Патриархатов — http://www.patriarchia.ru/db/text/315000.html