Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Палач, Сирия, Докинз

Статьи

«Епископ: архипастырь или архиадминистратор?» Александр Королев
«Церковь созидается нами. В 2016 году должен был состояться всеправославный собор. Какой собор может называться всеправославным? Тот, на котором соберутся представители всех поместных православных церквей. А кто эти представители? Правильно – епископы. Но насколько епископы действительно, фактически могут выражать то, чем живет данная поместная церковь? Какое участие епископы принимают в жизни епархии и вообще церкви? Я не знаю, как дело обстоит в других поместных церквах, но могу поразмышлять о происходящем в нашей».



«Странный вопрос Спасителя» Марина Филоник
«Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). Жить своими силами. Или — Христовыми? Подчиниться Богу = отказаться от себя?»



«Опровергает ли библеистика христианство». Андрей Белоус
«Недавно на сайте «Ахилла» появился рассказ женщины, разочаровавшейся в христианстве. Последней каплей стали противоречия в Евангелиях и вопросы об их авторстве. Действительно ли это делает христианство недостоверным?»



«Ричард Докинз о первопричине всего». Александр Скоробогатов
«В своем знаменитом памфлете против веры в Бога Докинз, помимо прочего, разбирает аргумент креационистов о том, что гармоничное сложное целое не может возникнуть без сознательного замысла и разумной первопричины. Докинз парирует, спрашивая, откуда взялась сама первопричина. Этот вопрос основан на предпосылке, что все должно иметь причину своего существования в чем-то другом. Если сложный мир был вызван из небытия разумной причиной, эта причина должна быть еще сложнее, а это, по мнению Докинза, ставит вопрос о том, кто вызвал к жизни эту еще более сложную причину».



«Игры со словами, чтобы узнать Слово Божье». Александра Хайрулина
Как учить с детьми церковнославянский.



«Иудаизм и христианство». Владимир Шалларь
Книги, статьи и лекции о иудео-христианских отношениях. Здесь собраны как и наши старые материалы, так и те, что мы добавили в последнюю неделю.

Лекции

Человек: между Ñ Ð²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð¾Ð¹ и фатализмом«Человек: между свободой и фатализмом» Александр Секацкий и священник Дионисий Харин

Без человеческой свободы мир не интересен Богу и, в сущности, не стоит творения. Но в диапазоне допущенной и отпущенной свободы нет ничего важнее суверенного выбора личности. Отказ от выбора означает и отказ от спасения. Как решает эти дилеммы христианство и европейская метафизика?



«Как говорить о Боге в XXI веке. Часть вторая: богословие в эпоху постмодерна». Дмитрий Матвеев

Состояние постмодерна, чаще всего отсчитывемое с начала 70-х гг. ХХ века, в соответствии с воззрениями его философских идеологов и апологетов (Лиотара, Делёза, Фуко и др.), — это состояние мышления, восстающего против претензии любых идей, концепций и ценностей на универсальность. Постмодерн провозглашает «право на непереводимость» всех частных дискурсов. Ценностный подход модерна с его идеей человека как свободного и разумного существа теряет в эпоху постмодерна ведущие позиции; взамен эта эпоха стимулирует рост, с одной стороны, нигилизма, с другой – консерватизма. В то же время мышление модерна не сходит со сцены, что иллюстрируется, в частности, концепцией модерна как «незавершенного проекта», не исчерпавшего свой потенциал (Хабермас).

Этой ситуации плюрализма соответствует и многообразие подходов и направлений христианского богословия. Беря в качестве критерия отношение к критике метафизики и догматизма, можно выделить направления богословия, характеризующиеся одним из возможных типов отношения к этой критике. Таких типов можно назвать по меньшей мере три: игнорирование, преодоление и приятие принципов указанной критики. В свете этого отношения могут быть рассмотрены следующие богословские направления конца ХХ – начала XXI века: богословская критическая рациональность (Х. Кюнг), минимализм или «бедная религия» (Д. Кьюпитт, М. Эпштейн), возвращение в первоначальный иудеохристианский контекст (Н. Т. Райт), «трансцендентальная рефлексия» (Б. Лонерган), феноменологическая теология (Ж.-Л. Марион, Т. Мануссакис), «радикальная ортодоксия» (Дж. Милбанк и др.).



Ð¥Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð¾ и наука: век XXI«Христианство и наука: век XXI». Диакон Сергей Кривовичев

Ученый-кристаллограф с мировым именем, профессор с 35 лет, автор не одного десятка открытий, первый после революции священнослужитель, избранный в РАН, отец семерых детей… Факты биографии диакона Сергия Кривовичева ввергают в изумление. Отец Сергий считает, что верующий учёный более осмысленно смотрит на мир, личным примером доказывая совместимость веры и научной работы. О том, что эволюция не противоречит Священному Писанию, и о многом другом — уникальная лекция отца Сергия Кривовичева.

Совместимы ли наука и религия? Часто слышатся голоса, что наука давно опровергла все религиозные догмы. Но есть ли в действительности противоречия между новейшими научными достижениями и древними вечносияющими истинами христианской веры? И есть ли между ними точки соприкосновения?

Член-корреспондент РАН, лауреат премии Президента РФ в области науки и технологий для молодых ученых, председатель Кольского научного центра РАН диакон Сергей Кривовичев рассмотрит в своей лекции вопросы о границах науки, происхождении материи и энергии, жизни и сознания, космической и биологической эволюции с точки зрения ученого и верующего православного христианина.



О Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ñ…Ðµ Божьем и Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¼«О страхе Божьем и человеческом»

Бывает ли страх полезным — для души, тела, отношений с Богом? В каком случае страх становится вредным, когда его можно считать болезнью, и когда — грехом? Надо ли бояться Бога и что говорит об этом Библия? Что такое биологический страх, что — неротический, и что — «совершенный»? И главное — как выстроить правильные отношения со своими страхами?

Об этом на встрече 7 июня будут говорить:

— священник Дмитрий Самсонов,
— врач-психотерапевт, к. м. н., доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН,
— автор и разработчик терапевтического подхода «Терапия пустого усилия» Антон Маркович Бурно,
психолог, преподаватель мастерской Понимающей психотерапии Марина Филоник.



«Коллективная ответственность: история понятия»

Понятие «коллективная ответственность» теперь употребляют всё чаще и во всё более разнообразных контекстах. О ней говорят, чтобы обвинить, чтобы покаяться, чтобы доказать, что ее не существует. За что и перед кем извиняются президенты и премьер-министры? За что и перед кем придётся отвечать нам самим? Как жить с тем, что мы отвечаем не только за свои поступки?

На лекции с помощью примеров из недавней мы обсудим трудности, противоречия и незаменимость понятия коллективной ответственности, ее отличия от «коллективной вины» и «группового стыда».

Лектор — Михаил Немцев, философ, историк, литератор, кандидат философских наук, магистр гендерных исследований, автор и издатель нескольких сборников стихов, сотрудник сайта «Гефтер.ру».



Кумран: между Ветхим и Ровым Заветом«Кумран: между Ветхим и Новым Заветом». Протоиерей Димитрий Сизоненко

Весной 1947 г. в пещерах у берегов Мертвого моря бедуины обнаружили знаменитые рукописи. Это стало одним из важнейших археологических открытий XX в. Археологические и текстологические исследования продолжаются и 70 лет спустя. Высказываются новые предположения, отвергаются прежние гипотезы, возникают новые вопросы. Кто жил в этом месте? Что представляла собой кумранская община? Почему кумранские рукописи не сразу были опубликованы? Что нового можно узнать из них о происхождении Библии и христианства? Был ли Иоанн Креститель, Иисус Христос и их ученики связаны с Кумраном? Вот некоторые из тех вопросов, о которых пойдет речь на этой лекции.



«Пащенко распоясался, но вновь препоясывается»

Дизайн для цифрового мира и его преподавание аналоговым людям. Ваш человек в Церкви и наоборот: жизнь в непересекающихся социокультурных стратах. Чтение стихов в сопровождении пояснений и оправданий: техники, практики, тактики. Психогеография: опыт токсических отношений с Москвой.

Модератор — Николай Дыбовский (студия Ice-Pick Lodge: игры «Мор: Утопия», «Тургор» и др.; Школа дизайна НИУ ВШЭ). Саундскейп — Holy Damage Production.



ÐšÐ»Ð°Ñ Ñ Ð¸Ñ‡ÐµÑ ÐºÐ°Ñ Ñ Ð¸Ñ€Ð¸Ð¹Ñ ÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ñ‚ÑƒÑ€Ð° II–XIII вв.: Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ðµ авторы и Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ «Классическая сирийская литература II–XIII вв.: основные авторы и направления». Алексей Муравьев

Курс посвящен трем основным периодам классической сирийской литературы. Он начинается с таких писателей, как Мара бар-Серапион и Бар-Дейсан (Бардесан), и включает Ефрема Сирина и Нарсая. Следующие два периода рассматриваются в хронологическом порядке: каждый период описывает западных и восточных писателей. Главные авторы, рассматриваемые в лекциях: “Книга Степеней”, Исаак Антиохийский, Яков Серугский, Иоанн Апамейский, Сергий Решайнский, Бабай Великий, Авраам, несторианские мистики, Филоксен, Иоанн Эфесский, Яков Эдесский, Авдишо бар-Бриха, Бар-Эвройо и некоторые другие. Особое внимание уделено развитию литературного языка и поэзии. Курс включает в себя, в том числе, и анализ взаимодействия сирийского языка с древнееврейским, греческим и арабским языками. Также будет предложено два отдельных экскурса: сирийские библейские тексты (Сиро-Гекзапла, Новый и Ветхий Заветы в версии Пешитты, Диатессарон, Гераклейская и Филоксеновская версии Нового Завета), переводы научных текстов с греческого (Аристотель, Гален и Птолемей).



«Учители. Мыслители. Пророки» — цикл 15-минутных мини-лекций об античных интеллектуалах, патриархах, царях и пророках Ветхого Завета, апостолах Нового Завета.

Другие новинки

И у палачей ÐµÑ Ñ‚ÑŒ душа«И у палачей есть душа» — удивительная книга. Маити Гиртаннер — юная пианистка, вступившая в ряды французского Сопротивления во время нацистской оккупации. Попала в концлагерь, где ее жестоко пытали. Спустя многие годы её палач встретился с ней — и она простила его… Вот что она пишет:

«Вера в воскресшего Христа помогла мне выдержать время испытаний и тьмы, а после — построить жизнь, которая уже не была целиком в моих руках. Упование на Бога учило меня любить врагов и, созерцая Крест, верить в прощение.

С конца войны я стремилась простить того, кто почти разрушил меня, тому, кто привел меня к порогу смерти, я хотела показать путь Жизни. Но прощение не совершается в пустоте. В глубине сердца я искренне ощущала, что простила Лео. Но смогу ли я в действительности сказать ему: «Я вас прощаю»?

Я не была уверена в этом».



«Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009) — фильм Николая Досталя. Не имея явных отсылок к христианству, фильм по духу своему — безусловно евангельский. СССР, 1953 год. Городскому дурачку Пете кажется, что он — милиционер; все ему подыгрывают. Петя всячески старается помочь ближним.



Ð–Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ñ€Ð°Ð¼Ð° ПлатонаДобавили аудиоверсию «Жизненной драмы Платона» — позднего сочинения Владимира Соловьева, одного из лучших у этого великого философа. Начнем хотя бы с того, что это образцовое историко-философское эссе: просто-напросто очень хорошо написанная, увлекательная биография Платона.

«Драма Платона» во многом — автобиографическое сочинение, интимное, даже исповедальное. Коренные для Соловьева (здесь приписанные Платону) ужас перед отсутствием в жизни правды, острая жажда истины, борьба со слепой верой легитимизующей безнравственные «отеческие установления». Чисто соловьевское искушение утопией, мироустроительными проектами (все это позже Соловьев припишет Антихристу). «Драма Платона» на редкость четко и ясно рисует отношения «язычества» (толкуемом расширительно как вообще всякая дохристианская культура), философии и христианства. Язычество: срост «отеческих установлений», полиса и «отеческой веры», богов. «Бог-полицейский» и «полицейские-боги». Философия разоблачает этот заговор полиса, оправдывающий самого себя через выдуманных им же богов. Философия, чистая мысль, может разоблачить этот заговор, неоправданность полиса. Правды в полисе нет: полис убивает Сократа, своего обвинителя. Но философия не может обеспечить полис правдой. Она предаст себя, если поймается на это искушение утопией, устроением своими силами: Платоново «Государство» или Сократово незнание. Философия видит, что Сократ убит невинно, но она не может его воскресить. Сверхчеловек, говорит Соловьев, возможен как Богочеловек: Он, Воскресший, может воскресить Сократа, восстановить всякую правду. Христос отвечает на чаяния философии. На фоне этой картины Соловьев, реконструирует жизнь Платона. Драма Платона в Сократе. Столь ужасное, совершенно бессмысленное убийство Сократа открывает глаза молодому Платону: в мире правды нет. Она тогда не в нашем, неистинном мире: она в ином мире — мире идей. Так родился платонизм. Но как тогда жить? Что делать? Здесь трагедия Платона: сконструировать здесь, своими руками «в Сиракузах и на Крите», руками тиранов идеальное Государство. Поддавшись на это искушение, уже стариком, Платон пишет «Законы» — апологию не Сократа, а его убийц, апологию богов и полиса (с прямым указанием смертной казни за оскорбление богов и законов — обвинение, которое вменяли Сократу). Наконец, «Жизненная драма Платона» — это второй вариант (после «Смысла любви») того, что называют «эротической утопией» Соловьева. Любовь как основа всего — вечная тема filosofia perennis, особенно в ее христианском преображении: аскеза и половая любовь не как противоположности, но две формы единой силы. Любовь как живая истина, созидающая Воскресение.



Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð¸ литература«Религия и литература» — сборник работ Аверинцева, лучше всего репрезентирующий лучшие его черты: философ, филолог, богослов. Высокая культура и глубокая мысль. Здесь вы найдете следующие работы Аверинцева:

Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»
На перекрёстке литературных традиций
Морфология культуры Освальда Шпенглера
«Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии
Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства



Собрание трудов выдающегося библеиста, историка и богослова Николая Глубоковского: Православная Богословская энциклопедия, Библейский словарь, «Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность», «Рабочий социализм и Русская Православная Церковь», «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу», «Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола к Галатам», «Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова» и многие многие другие труды.



ÐŸÐµÑ‡ÐµÑ€Ñ ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¸Ð½ÐµÑ . Избранные Ñ Ð»ÑƒÐ¶Ð±Ñ‹ Киево-ÐŸÐµÑ‡ÐµÑ€Ñ ÐºÐ¸Ð¼ Ñ Ð²Ñ Ñ‚Ñ‹Ð¼.Печерская минея. Службы преподобным Отцем Киво-Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают.

Один из знакомых редакторов «Предания.ру» предоставил набранный церковнославянским шрифтом текст службы избранным святым Киево-Печерской лавры. Тексты были с ошибками, по возможности мы старались исправить их, но всё же рекомендуем желающим послужить по указанной минее просмотреть службу заранее.



Последование богослужений наряду: июнь.
Последования богослужений будничных, воскресных дней и больших праздников июня 2018 года.



Флешмоб Российского академического хора Петрозаводского государственного университета в Национальном музее Барселоны. Сергей Рахманинов, «Богородице Дево, радуйся».



Презентация 3 сборников авторской песни известного красноярского барда Геннадия Васильева, объединенных общим названием — «Многоточия» (2018).