Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Небесные верблюжата, как спорить с Богом и другие новинки

Новинки медиатеки

Рассказываем, что нового появилось в медиатеке за последние две недели
unnamed
Статьи

Напоминаем о нашем великопостном проекте — паломник движется к Пасхе, и мы рассказываем о том важном, что происходит в Церкви во время Великого поста.

Также продолжаем наш новый великопостный проект — рассказываем о Таинствах; появились две статьи о Крещении и одна о Миропомазании:

— ликбезы Георгия Великанова «Крещение — новая жизнь» и «Миропомазание — личная Пятидесятница»,
— свидетельство Алексея Комарова о его крещении «Бог со мной. Начало».

Рассуждаем о том, что есть Церковь:

«Храм как место утешения» Андрей Зайцев,
«Почему у нас нет единства» игумен Силуан (Туманов),
«Церковь должна воплотиться в жизнь» Илья Людоговский.

Идет 2017 год, а значит у нас целая череда столетних годовщин революционных событий. Иеромонах Дмитрий (Першин) о причинах революции написал статью «Малый апокалипсис 1917-го: невыученный урок».

 

Христианская литература

Небесные верблюжата. ИзбранноеСобрание сочинений Елены Гуро («Небесные верблюжата» и другие тексты) — безусловно, одной из лучших поэтесс Серебряного века, совершенно незаслуженно малоизвестной. Гуро очень ценили Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов, Александр Блок и многие другие. Участница движения кубофутуристов-«будетлян». Ее творчеству свойственно перетекание прозы в поэзию, поэзии — в прозу. Внешне — крайне простая, «тихая» поэзия при абсолютном новаторстве формы. Два главных «чувства» Гуро: любование тварным миром, природой, молодостью; нежность, перетекающая в жалость и сострадание: влюбленность и материнство. И поверх всего: в мире есть радость, большая мира. Вот несколько ее текстов:

«И потому, что на Иван-чаях высоких рассыпался пух стеклянный семян и золотели во мху иглы уже линявших сосен, — это так для меня соединилось, что я слышала воскресение душ и сияющую пристань найденной наконец радости и глубокий, медовый сон молодости еще небывалых творений и возможного. И я услышала миги живыми и душу их соединений; что будет Воскресение каждой пушинки красоты — бесконечное, незакатное, негаснущее, — такое, как розовые цветочки вереска. Неугасаемая пристань».

«Зачем непременно нужно, чтобы рвалось что-то в тебе, напрягалось, ныло от непостижимого счастья, — и не было никогда этому никакого разрешения?»

 

 



КомедииДобавили несколько аудиоспектаклей по Шекспиру. Дэвид Харт в «Красоте бесконечного» пишет:

«Если бы мы пожелали вникнуть в то, как христианская культура повлияла на трагедию, то нам следовало бы поразмышлять над Королем Лиром. Если б Король Лир был аттической трагедией, она, пожалуй, закончилась бы в пустоши, на пике безумия протагониста и в точке его максимального и самого демонического (то есть облагораживающего) отчаяния, в коем он достиг бы полного исчерпания страсти. Разумеется, не было бы странного и прекрасного воссоединения с Корделией, изобилующего образностью воскресения и разговорами о прощении, так как эта сцена примирения (устремленная к эсхатологической надежде) делает последующую смерть Корделии более ужасной, чем что-либо, возможное в аттической трагедии: как раз потому, что зрителю дается проблеск радости — которую бессильна омрачить трагическая мудрость, — радости возвращения любимого человека, — следующая за этим смерть видится как нечто абсолютно бессмысленное, безобразное, не сообщающее никакой мудрости, сопротивляющееся всякому встраиванию в какую бы то ни было метафизическую схему умопостигаемости или утешения. Стоит отметить также, что Шекспир опять и опять возвращался к этому мотиву утраченной и вновь обретенной дочери в «проблемных» и «романтических» пьесах — в Перикле, Цимбелине и (особенно волнующе) в Зимней сказке, но всегда уже помещая в конец пьесы “воскресение”».

 

 



Носорог«Носорог» — самая знаменитая пьеса Ионеско. Точный, блестящий анализ воздействия тоталитаризма на человека. И шире: всякой идеологии, всякой власти массы над личностью.

«Тот, у кого есть душа, не похож на остальных», — формулирует Ионеско. «Носорог» описывает, как люди от души избавляются. «История повторяется. Мы видим те же миллионные сборища, разве что уже в других странах. Идолы обращаются к массам, тогда как Бог не обращается к массам. Каждый из нас лично обращается к Богу. Если попытаться описать это теологически, то таково различие между Богом и Сатаной». Таково богословие «Носорога» Ионеско.

 

 

 

 

 



ИерусалимДва романа великой Сельмы Лагерлёф, которые мы будем обсуждать на лекции 16 марта:

«Иерусалим» — роман о группе шведских крестьян, увлеченных в Иерусалим харизматичным проповедником. Лагерлёф пишет о верности, о доме, о трудолюбии и просто о любви. Первая сцена романа — одна из самых прекрасных во всей шведской литературе, а описания Иерусалима столетней давности совершенно завораживают.

«Император португальский» — роман о безумии отца и его любви к своей дочери. «Есть молитва, которую мы читаем каждый день, — подсказал учитель, — так вспомните, как мы в ней называем Бога?» На Клару наконец нашло просветление. Она поняла: учитель хотел, чтобы они ответили, что называют Бога Отцом. Она быстро подняла руку… «Мы называем Бога Яном», — ответила она громко и ясно». Необыкновенная история о сущности любви, особенно любви родительской. Лагерлёф пишет глубоко и просто одновременно, по-пушкински отважно ставя рядом любовь и предательство.

Также добавили много других текстов Сельмы Лагерлёф и их аудиоверсий.

Лекции

«Книга Иова и Псалтирь: как правильно ругаться с Богом». Священник Алексей Агапов рассказывает, что такое страх Божий, что такое бесстрашие перед Ним и как говорить Ему о своих претензиях, чтобы измениться. Вывод неожиданный: с Богом ругаться технически невозможно.

«Кельтская церковь Британских островов: история, предания, поэзия». Священник Александр Шабанов расскажет о святых, богослужении и уставе древней Церкви кельтов V–XII вв.

«Как пили в Византии». Историк, специалист по Византии Роман Шляхтин — о том, как производили и потребляли алкоголь в великой империи.

«Литургическая жизнь как основа духовной реабилитации в психиатрии и неврологии» Е. Г. Горлова — еще один доклад в рамках секции Рождественских чтений по психологии.

«Введение в Ветхий Завет. Пророки» — лекционный курс Е. Я. Федотовой о пророках, прочитанный в ББИ.

И добавили новые лекции Алексея Белозерова о Реформации и католицизме в Новое время в рамках курса «История западного христианства».