Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Преодоление насилия, Иисус и Заратустра, христианский экзистенциализм

Статьи

«Многое сошлось, а однажды сойдётся всё»
Дизайнер Олег Пащенко рассуждает о совпадении Великой Субботы и Благовещения в логике постмодерна.



«Бог зовет в путь» инокини Евгениии (Сеньчуковой)
«Христос не скрывает от апостолов, что их путешествие опасно. «Остерегайтесь людей… посылаю вас как овец среди волков… будете ненавидимы за имя Мое… будут гнать вас…». Египет таит в себе множество опасностей, даже если этот Египет – твоя собственная родина, твои родные и близкие. Предаст брат брата на смерть и отец сына. Враги человеку домашние его. Почему Он так суров? Почему «не мир, но меч» — и именно в этой главе, 10-й от Матфея, где Он отправляет Своих учеников на проповедь? На Его прекрасную, мирную проповедь?»



«Неверие Фомы и сомнение Декарта: велика ли разница?» Александр Скоробогатов доцент НИУ ВШЭ, — о том, что искать доказательства в вере — нормально.



«Притча о талантах». Татьяна Зайцева
Как мы относимся к нашим талантам? — Как мы относимся к Давшему нам талант? — Как был приумножен один талант? — Ищем таланты



«Что мешает мне спастись?» Илья Аронович Забежинский
«Иду я, значится, на утреню Великой Пятницы. Иду по тенистой аллее Каменного острова. И мучаюсь этим дурацким вопросом: «Что мешает МНЕ спастись?»



«Будьте мудрыми, не жалейте масла». Наталья Василевич.
«У кого из нас не возникало внутреннего протеста и желания «промотать» притчу о десяти девах: пяти неразумных и пяти мудрых? Или кто из нас не зависал на вопросе — почему пять мудрых не поделились и попали на пир к жениху, и вроде как Жених вполне остался доволен их рыночно-индивидуалистическим подходом «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф 25:9)? Кого во Вторник Великой седмицы не будоражили и не ужасали слова: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф 25:12)?»



«Отстаньте от нее!» Наталья Василевич
«Есть девушка по имени Мария, и всем есть дело до ее отношений с Иисусом. Вот она сидит у Его ног и слушает. Отстаньте от нее, — говорит Господь, — отстаньте же от нее!» (Ин 12:7). Примерно так же — «Что тебе до того?» — отвечает Он и Петру, озабоченному судьбой Иоанна (Ин 21:22)».



«Не все православные – христиане». Денис Собур
Ответ на статью Владимира Шалларя «Христианская ортодоксия vs православное христианство».



«Монета, или Система богоубийства». Владимир Шалларь
Как власть, капитал и религия убили Спасителя.

Философия

Страдание и Ñ Ð¿Ð°Ñ ÐµÐ½Ð¸Ðµ: Ð¼ÐµÑ‚Ð°Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑ ÐºÐ°Ñ Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð½Ð° Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð°«Страдание и спасение: метафизическая истина христианства». Один из главных современных русских философов Александр Секацкий сравнивает путь Иисуса и путь ницшевского Заратустры. С одной стороны, христианство учит легкости: «бремя Мое легко», «не заботьтесь о завтрашнем дне»… С другой стороны — оно призывает испытать всю полноту страданий, чтобы обрести спасение.
Как соотносятся простота и легкость и необходимость выстраданности?



Ð’Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÑ‡Ð° и преодоление Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸Ñ «Встреча и преодоление насилия» — шесть лекций Александра Филоненко, предназначенные для социальных работников, педагогов, философов, культурологов. Курс очень «густой»: Рене Жирар, Антоний Сурожский и Конрад Лоренц, красота диалога и Холокост, сила красоты и почему люди не хотят дружить, жертвенный кризис государств и христианство как механизм, гасящий насилие цивилизации, и т. д. и т. д.



«Теоэстетика» — пять лекций Александра Филоненко. Он начинает их так: «Опыт встречи с красотой — первое богословие. Среди трех трансценденталий — истины, добра, красоты — богословы редко начинают с красоты. Но вот в 70-е Бальтазар пишет семитомник “Теоэстетика”. Сейчас в Америке два православных богослова независимо друг от друга написали “Эстетику христианской истины” (Д. Харт) и “Богословскую эстетику” (Д. Манусакис). До них о красоте писал православный француз О. Клеман. Вот о красоте и упомянутых богословах и будем говорить».



О Ñ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸ в метафизикеВыложили ряд книг Габриэля Марселя, выдающегося философа, христианского экзистенциалиста.



Выложили много книг Поля Рикёра — одного из крупнейших современных философов.

Рикёр — христианский мыслитель. Борьба за признание и любовь, состояние мира и евангельская любовь, парадоксы дарения и ответного дарения. Ответственность, прощение, совесть и закон, принятие решения в медицинском и судебном актах, справедливость и месть. Тела и личности, проблема личной идентичности, стремление к «благой жизни», конфликт. Проблема прощения, политическая виновность, моральная виновность, дар. Сексуальность; Чудо, заблуждение, загадка; перспективы теологии в познании истории; вопрос о власти: человек ненасилия и его присутствие в истории — вот его темы.

 

 

 

Другие новинки

ÐŸÑ Ð°Ð»Ð¼Ð¾Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ð¿Ð¸Ñ Очередная лекция священника Алексея Агапова из цикла «Псалмотерапия».

Как получить действенную духовную помощь от Псалтири — Книги Хвалы? Самый простой способ – исследовать технику обращения слова в тексте. Нужно глубоко наблюдать и испытывать — как именно автор-псалмопевец передает эту необыкновенную радость — через переводчиков – через новых переводчиков – да через бессильных помешать редакторов – к Новому псалмопевцу сегодняшнего дня – и к слышащим псалмы через него, через призму его восприятия, через его голос. Когда восприятие слышащих гармонично отстраивается в лад, то приходит покой, и сердце начинает звучать радостью, как божественная арфа. Псалмотерапия — оригинальная методика чтения псалмов в их приложении к реалиям внутреннего мира сегодняшнего читателя.



ÐŸÑ Ñ‚ÑŒ шагов, чтобы Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ и уважать Ñ Ð°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ñ ÐµÐ±Ñ «Пять шагов, чтобы научиться понимать и уважать самого себя». Марина Архипова

Почему мы часто сомневаемся в своих поступках? Не можем определиться со своей ролью в обществе и личной жизни?
На лекции христианского психолога Марины Архиповой речь пойдет о самоуважении и о самооценке. Одни люди нерушимо уверены в себе, другие колеблются, как только появляется выбор. Как говорил священник, мыслитель и философ Георгий Мицов, главное, что человек может сделать в своей жизни, — это осознать ее. Попробуем же осознать, разобраться, каковы причины нашей уверенности, самоуверенности и неуверенности. На лекции вы узнаете, как у человека формируется восприятие и образ «я»; об искажениях и ресурсах, заложенных в представлении о самом себе.



Очерки Ñ€ÑƒÑ Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ñ…Ñ€Ð°Ð¼Ð¾Ñ Ñ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ «Главка, барабан и купол русского храма: от образа к профанации». Александр Ракитин

Форма куполов русских храмов и многоглавие — яркие маркеры отечественной архитектуры и настоящий символ России. Появившись на Руси с принятием христианства, купольные постройки и купола как таковые со временем «обрусели», приняли специфические национальные формы. Постепенно, как бы вытягиваясь ввысь, глава из полусферы превращалась в шлем, позже приобрела форму луковицы, в некоторых случаях огромных размеров. При этом в пространстве храма происходили процессы противоположные изменениям — роль главы уменьшалась. И окончательно ее значение нивелировалось сомкнутым сводом, который распространился на Руси в XVII веке. В таких пространствах глава присутствует номинально в виде «светового фонаря» или вообще исчезает. В этом контексте интересны деревянные храмы Русского Севера, в которых глава изначально — лишь декорация, не влияющая на внутреннее пространство постройки, один из компонентов внешней репрезентативной части храма, который можно умножать ради улучшения композиционного эффекта. Не удивительно, что северном регионе многоглавие стало признаком местной архитектурной традиции.



ÐŸÐ°Ñ Ñ…Ð°«Пасха» и «Страстная седмица» — две аудиокниги — антологии древних и современных авторов.



Аудиокнига «Посланий» Кирилла Александрийского, одного из главных Отцов Церкви.



Пасхальное благовестие Кавказа
Евангелие от Иоанна, читаемое в храмах на Пасху. Глава 1, стихи 1–17, по несколько строк из уст представителей народов, живущих на Кавказе, на их родном языке



Учебное пособие со звуковым приложением по церковному пению, предназначенное для студентов первого курса духовных семинарий бакалавриата. Все песнопения даны в трехголосной партитуре, основная мелодия — во втором голосе.