Иеромонах Димитрий (Першин). Взвешенно. Христиански. О расколе…
“Наша борьба с Константинополем за истину не заканчивается, но только начинается. В этой полемике нам требуются друзья и союзники, те, кто будет относиться к нам с сочувствием и пониманием, и, в меру имеющихся возможностей, будет оказывать нам посильную поддержку. Более того, как мне кажется, многие из тех, кого мы сегодня считаем «врагами» могут стать нашими друзьями. Но для этого требуется любовь и терпение”.
Это из свежей статьи известного богослова протоиерея Владимира Шмалия. Взвешенной. Печальной. Сводящей проблему к хитрым геополитическим играм тех против этих.
Но в ней – ни слова о самом страшном, что предстоит разорвавшему душу ненавистью на куски, – о покаянии.
Да, это так же больно, как умирать.
Но альтернатива – волдемортова вечность. Вечность того, кто разучился любить. Вечность, пропитанная жуткой обидой. Вечность нытья, претензий и фантомов. Бесконечных самооправданий и неконтролируемой агрессии. Головоломных манипуляций вокруг игры престолов.
А по трезвому слову Семена Франка, сказанному после большевистского переворота, первым в кровавом кошмаре русской революционной смуты победит тот, кто первым начнет прощать. А это и значит, что победит Бог.
На чьей стороне быть в этой ситуации нам, христианам?
На стороне Христа.
Даже Иуду Господь не отлучил от Чаши. И обличал его, не называя по имени. По мысли преподобного Марка Подвижника, именно для того, чтобы не принуждать его к покаянию, но дать ему свободу самому осознать свою ошибку и исправить ее.
Тем более нам надлежит терпеть и надеяться, свидетельствовать, но не срываться на крик, помнить, что земная правда у каждого народа, человека, времени – своя, а любовь выше справедливости, равно как милосердие выше закона. Ведь только любовь, в том числе к тем, кто поступает с нами не по любви, делает нас родными распятому Сыну Божию, молившемуся с Креста Отцу за Своих палачей.
Возмущенно обличая небратолюбие Вселенского Патриарха, ехидно подсчитывая ответный ушерб от контрсанкций в виде запрета чадам Русской Церкви причащаться (а тем самым и жертвовать виновникам этого вынужденного нашего литургического воздержания) в храмах Вселенского Патриархата, не будем забывать о том, что, по слову Спасителя, род сей изгоняется не решениями синодов, не каноническим правом и не публицистикой… Но молитвой.
Вот почему, если говорить о том, что не разобщает, но возвращает планетарному православию перспективу неразделенной Тайной Вечери, то самым важным решением нашей Русской Церкви здесь будет решение об особых молитвенных прошениях на литургии. Сразу после чтения Евангелия к обычным просьбам на ектенье добавились молитвы об умножении любви и обретении единства между всеми православными христианами и теми Поместными Церквами, к которым они принадлежат.
Ну а келейную молитву уж тем более никто не отменял.