Новообращенный христианин: как не покалечить душу

17.08.2018
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Появляются все новые рассказы о расцерковлении, о боли, которую человеку причинило пребывание в Церкви. Публикуем текст Дарьи Сивашенковой о том, как избежать таких травм.

 

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Мф 11:28-30)

Что встречает неофита, первый раз дерзнувшего переступить церковный порог? Строгие каноны, непонятные правила, полузнакомый язык и невероятное количество условностей и убеждений, которые нужно принимать исключительно на веру. Немудрено, что у человека складывается впечатление, что шаг влево – шаг вправо – попытка побега, а прыжок на месте – попытка улететь, за которую тебя будут хватать за ногу и стараться сдернуть с неба. На впервые пришедшего в церковь человека – если он пришел не просто столбиком на службе постоять и побыть подсвечником – обрушивается невероятное количество информации, и вся она такая правильная, и вся она такая строгая, и не дай Бог стоять перед иконой не по стойке смирно, а формула “святые отцы сказали” должна вгонять в благоговейный транс.

Мы часто слышим: Церковь отбирает у человека его собственные представления о мире и Боге и навязывает свои – вплоть до того, что не смей молиться своими словами, а только по молитвеннику, не смей думать и рассуждать, а пользуйся готовыми формулами, не смей быть собой – ибо ты грешен и грязен, и должен полагать о себе именно так и никак иначе, смиренничание и самоненавистничание – это наше все.

А еще Церковь учит: нельзя то-то, то-то и то-то. А в церковных лавках книжки: и вообще, вот заповеди и список грехов, изволь выучить и никогда так не поступать. А то будет плохо. И попробуй пойми с ходу, что действительно – важно, а что – просто человеческие выдумки.

И неофит покорно вгоняет себя в чужие рамки и чужие правила, перестает читать книги, слушать музыку и смотреть кино. Он не делает это, не делает то, а в душе накапливается раздражение: а почему я не должен это делать? а почему я не должен делать то? И возникает страх согрешить – не страх того, что грех помешает ему общаться с Богом, а просто страх сделать что-то не то, за что обязательно прилетит наказание. Страх и раздражение против этих навязанных извне правил, против этих священников, против этого Бога, такого мелочного и такого мстительного. А все потому, что эти запреты не имеют основания в его собственной душе.

Разумеется, вышесказанное – то, как оно зачастую выглядит снаружи – не имеет к подлинной жизни в Церкви – да, да, начиная с самых первых дней неофитства – ровным счетом никакого отношения.

Вышеописанное состояние характерно для такого неофита, для которого приход в Церковь – это самоцель, и именно здесь, в земной Церкви он готов растворить себя и обрести ВСЕ, даже и не думая глядеть при этом на Небо и помнить о том, что все, переживаемое и обретаемое нами здесь – это только кирпичики для построения здания собственной души.

Но приход в Церковь – это далеко не самоцель. Новоначальные очень часто процесс воцерковления путают с обретением веры, и рьяно берут на себя ярмо правил и законов, надеясь, что вера как-нибудь приложится. Да, бывают и такие случаи, чего только не бывает, но слишком часто человек, задавленный непомерно огромным количеством информации и требований, просто падает под этой ношей, так и не обретя главного – личных отношений с Богом, ощущения Его Живого. А это единственное, что может радовать сердце и душу, вдохновляя на христианский путь, потому что это путь к Нему, горячо желанному. “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!” – восклицает царь Давид, и именно это желание, направленное к Богу, наполняя осознанным смыслом все церковные законы. Которые не стоит путать с суеверными и просто слишком человеческими заморочками, “прописавшимися” в ограде Церкви.

А без этого желания к Богу ноша тяжела и бессмысленна и начинается разочарование: кругом одна тяжесть, а радости нет и нет. Зачем все это? Для чего все это? И наступает охлаждение к Церкви, вполне понятное, вполне логичное: невозможно все время ломать себя, ничего не обретая взамен.

И пусть хоть тысячу раз повторят, как прекрасно и благолепно церковное учение, как мудро Предание, как глубоки и дивны службы. Все это может может быть благочестиво и полезно, хорошо и правильно, душеспастительно и свято – но все это плод религиозной жизни других людей. Обязательно должно быть что-то свое, личное, сопряженное именно с тобой, а не с кем-то еще, от чего и будет строиться дальнейший путь.

И тогда всю полученную информацию можно будет систематизировать и уложить кирпичик за кирпичиком – но не сразу. Не все сразу!

Понимаете, суп, компот, кофе и шампанское сами по себе хороши и замечательны: суп сытный, компот сладкий, кофе бодрит, а шампанское ударяет в голову веселой легкостью, но если все это смешать между собой – смесь получится адская. Взорваться, может, и не взорвется, но человека обязательно стошнит. Надо есть или что-то одно или, хотя бы, по очереди. С паузами.

Бог касается каждой души по-разному, и каждой душе Он приуготавливает какой-то собственный путь до Себя. Нет, я вовсе не собираюсь проповедовать экуменистические идеи и говорить о том, что до Него можно дойти дорогами любой религии. Я совершенно точно, по собственному опыту и опыту моих друзей-христиан знаю, что и православные дороги к Нему порой разнятся разительно. Не переставая при этом быть православными и следуя завету: в главном согласие, во второстепенном различия и во всем – любовь.

И только ощутив прикосновение Божие, первое, но важнейше-определяющее, расслышав Его голос, можно начать строить свою христианскую жизнь (да, а материала уже приуготовлено очень много). А пытаться строить ее, не получив вот это первое направление – все равно, что пытаться строить дом одновременно из кирпича, камня, дерева, соломы и снега. И дом рухнет, и под обломками погребет.

А христианство – это такое пространство, где душе можно построить крепкий и прочный дом из любого материала, и на это будет благословение Божие, выраженное в Его разных святых – сколько у нас святых, какие они все разные, какими разными путями шли они ко Христу.

Меньше всего Христу нужно, чтобы те, кто приходят к Нему, отказывались от собственной личности и становились пустыми сосудами, собирающими безразборно и непросеянно всю информацию. Христос хочет соприкоснуться с душой, сердцем и волей каждого, и любовь каждого к Богу уникальна и неповторима. Но к Богу! Нельзя уравнивать любовь и Бога с массой непросеянных сведений о нем.

В каком-то смысле каждый христианин, придя в Церковь, хотя бы какое-то время (если не всегда) работает Золушкой, разбирая горох, пшено и рис по разным корзинам. Что-то он ест, что-то он не ест, на что-то у него аллергия, такое тоже возможно. Главное, чтобы не было аллергии на все сразу.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle