О болезни под названием «любовь»

Дмитрий Готовкин, протоиерей

Пресс-секретарь Валуйской епархии, благочинный Ровеньского округа, настоятель Свято-Троицкого собора пос. Р

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Новый Завет говорит о высоте любви, не просто словами апостола Павла утверждая бескорыстность и постоянство настоящей любви в высшем ее смысле, но Христос Любовью называет Самого Бога. Так почему же ради любви в нашем мире совершается столько зла? Войны, семейные драмы, убийства, множество мелких преступлений? Почему человек готов оправдать словом «любовь» порой ужаснейшие поступки и явления в своей жизни? Размышляя на эту тему, я сначала хотел покопаться в источниках, привести цитаты, ссылки, но все же хочется порассуждать самостоятельно, как чувствую. Думаю, источники каждый найдет для себя сам.

Даже древние греки использовали для понятия любви несколько разных терминов. «Агапэ», «филиа», «эрос» – в нашем русском языке все они переводятся как «любовь». Оказывается, любовь бывает разная: мы можем любить долго поспать, мы можем любить скушать роллы, можем любить Родину, любить можем женщину, друга, родителей, а Христос еще и призывает любить врагов… Одинакова ли во всех этих случаях любовь?
Конечно нет, вся эта гамма чувств и ощущений, которые мы привычно называем любовью, не всегда есть любовь в том высшем ее понимание. Более того, каждый из этих видов любви мы можем превратить в извращение, болезнь. Примеры? Да легко…

Любовь к Родине… Мы часто зовем это патриотизмом, она должна выражаться в гордости за свою Отчизну, в готовности ее защищать, беречь, послужить ей. Но патриотизм может превратиться в огромную беду, когда ради мнимых принципов и лозунгов патриот настроен убить своего соотечественника. Примером тому может послужить братоубийственная война, громыхающая на территории сопредельной Украины. Примером могут послужить псевдопатриотические приемы воспитания в 30-х годах Советского периода истории нашей страны, когда многие были готовы написать донос на своего ближнего, одурманенные мнимыми идеями патриотизма.

Любовь к пище. Тут и говорить нечего. Обжорство – это то состояние, которое знакомо хотя бы раз каждому человеку. И это ведь – тоже болезнь.

Любовь к людям. О, как мы способны ее извратить, на эту тему можно написать, наверное, целый научный труд. И любовь к друзьям, и к родителям, и к детям, и тем более к избраннику сердца – все это способно быть нашей болезнью, которая, словно раковая опухоль, способна уничтожать и нас, и наших ближних. Почему мы, казалось бы, любим человека, но в один прекрасный момент можем причинить абсолютно сознательно ему такую боль, которая способна уничтожить все отношения целиком и сразу, способна вонзить нож в самую душу? Почему мы способны причинять тем, кого якобы любим, сознательное зло? Почему параллельно с «любовью» мы можем испытывать злорадство, параноидальные приступы ревности, чувства собственности, патологическое желание властвовать над человеком, совершать над ним насилие? Почему мы можем быть равнодушными, говоря при этом о любви? Разве во всем этом есть любовь? Наиболее ярко это проявляется в отношениях в семье, между супругами, когда люди становятся одновременно источниками, жертвами и заложниками такой «любви». И хуже всего, что эту нашу болезнь мы обзываем любовью и сами в это свято верим.

Мы знакомимся с человеком, который кажется нам идеалом, завязываются романтические отношения, и нам кажется, что вот оно – счастье. Это влюбленность, которая дает крылья и дурманит голову. Мы не замечаем недостатков друг друга, не видим никаких проблем, мы не заглядываем в душу и сердце, движимые гормонами и порывами душ. А ведь душа действительно ищет единения с другой, родственной душой, но обманываясь и обманывая избранника, мы создаем иллюзию вечного единства, и вступаем в брак. Затем иллюзии заканчиваются, и бывает так, что сразу после свадьбы ты оказываешься в тесной связке с совершенно другим человеком, не таким, какого ты знал до брака. Начинаются бытовые проблемы, начинается притирание. И вдруг оказывается, что вы просто невероятно разные. И вместо того, чтобы разности эти сглаживать, прорастать друг в друга своими корнями, открывать душу и сердце, познавать друг друга, мы закрываемся в своих раковинах, и наша гордыня, самолюбие и самость убивает тех, кого мы, казалось бы, только сейчас вот любили и клялись навечно быть для них целым миром. Недаром ведь говорят, что от любви до ненависти – один шаг. А все потому, что и не было любви, и взрастить мы ее не пожелали. Не смогли прорасти в сердце другого, его душа не стала нам родной, его бытие не стало и нашим бытием. Мы не проявляем уважения к его внутреннему миру, его радости не становятся нашими радостями, а увлечения и переживания кажутся порой мелочью и пустяками, не заслуживающими нашего внимания. Мы высмеиваем его “глупости”, обламываем крылья на корню… И вдруг оказывается, что и поговорить нам может быть совершенно не о чем. И этот ужас испытывают многие люди, недоумевая: как так могло получиться?

Так любовь и становится болезнью. Тяжелой, с метастазами, поедающей людей. В этой болезни нами движет не забота о родных, а удовлетворение собственных похотей и страстей. И хуже всего, когда мы требуем поклонения себе, требуем, чтобы человек приносил нам жертвы… И не дай Бог, он, другой, не пожелает такой религии для себя, не примет наших личных заблуждений, наших взглядов. Тогда наша «любовь» способна показать всю силу, с какой мы «любим». Мы способны сломать человека о свое колено, лишь бы только торжествовала наша личная, собственная «любовь», наши правила, наша система мировоззрения.

Возможно ли построить дом из прогоревших в таком пожаре бревен? Боюсь, они рассыплются в пепел и золу еще в процессе сбора коробки…

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle