Продолжаем разговор о том, как говорить с молодежью о Боге и сексуальности. Своими мыслями делится священник Максим Бражников, руководитель епархиального отдела по делам молодежи в Орской епархии
Статьи Владимира Берхина «Молитвослов и его мальчик», анонимный рассказ «Только не переступайте грань! Исповедь и разрушенный брак», а также в прямом смысле слова поэма инокини Евгении (Сеньчуковой) «Письмо Христу: радость быть с Тобой», вышедшие на портале благотворительного фонда «Предание.ру», вызвали горячее обсуждение. Прошло немного времени, прежде чем успели устояться мнения сторон, и пришла пора спокойно говорить о поднятых проблемах.
Скажу сразу: я выражаю большую благодарность блогу «Предания» и авторам этих статей за то, что описанные проблемы поднимаются, описываются без прикрас и ненужного округления наиболее шокирующих моментов. Нашу постсоветскую эпоху называют временем церковного и духовного возрождения. Это значит, что мы, христиане XXI века, живем в такое время, когда нужно не только начинать, но и уже анализировать плоды наших трудов, плоды пастырства, плоды монашества, искать выход из действительно сложных ситуаций, советоваться друг с другом. Не только строить, но и развивать уже начатое – и в особенности это касается сферы пастырского служения, духовного руководства и помощи людям, как входящим в Церковь, так и пережившим в Ней периоды своих взлетов и падений, выгораний и возрождений – всем, кто искренне взывает ко Господу или находится еще в Его поиске.
Авторам этих публикаций огромное спасибо и за то, что не постеснялись выразить свои чувства и открыться широкой публике. А нам, читающим, нужно иметь нужный такт, чтобы правильно понять эти статьи – ведь именно об этом и говорит христианство: изыди на взыскание мое, сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада.
В этой статье я изложу свои мысли о том, как помочь молодому человеку избежать попадания в прокрустово ложе “молитвослова и его мальчика”. Написанное ниже – своего рода наблюдения, сложившиеся в ходе моих бесед и лекций среди школьной и студенческой аудитории. Что-то я излагаю с позиции личного опыта, что-то – на основе уже существующих святоотеческих и пастырских трудов на данную тему.
Видно, все мы рано повзрослели…
Каждый верующий помнит эту дилемму в начале своего пути в христианстве: Бог – Судья или Милосердный Отец? Что есть благоговение – страх перед Карающим или ощущение святости и радость? Бог Свят, и являлся на Синае в громе и молниях – Бог же пришел на Кресте в образе смиренного плотника. Бог будет судить за каждое праздное слово – Бог же не забыл и разбойника на Кресте, который исповедовал Его. И таких дилемм в Евангелии множеств, но это и есть метод христианства – сшивать противоположности и искать ответ. Думаю, что начало проблем идет от неправильного понимания этой двойственности.
Многим удалось пережить период юности уже в Церкви, и это прошло без серьезных проблем. Влюбиться в девушку, посвящать ей стихи, песни, испытывать те же чувства, что и Пушкин, Лермонтов, другие классики – это было счастьем, возвышающим душу от “плоти”, и здесь было что противопоставить искушениям пубертатного периода.
Но так повезло далеко не всем.
Кто-то споткнулся на том, что несовершенен. Молодому человеку свойственно быть максималистом: раз написано воевать с грехом, значит надо воевать. Оступился – начинается: «Бог меня не простит, значит, закрой за мной дверь, я ухожу» – такое случалось с многими. Не совпали возможности и желания.
В дилемме «Бог – Судья или Отец» одно перевесило другое – и человек ушел из Церкви. А с кем-то случился «казус молитвослова и его мальчика» – и человек или превратился в духовного урода, калеку, искалечил жизнь своей будущей супруге и детям или тоже ушел на страну далече правды искать. А кто-то в поисках лучшего подвига нашел духовника, который решил строго контролировать сферу «основного инстинкта» – и что произошло дальше, известно из статьи «Не переступайте грань!» А самое тяжелое – этих проблем почти никто не заметил в общине, куда ходили эти люди. А кто заметил, осудили.
Мне случалось видеть такое, но чаще эти ситуации заканчивались хорошо, чем плохо. Однако я считаю, что пастырю действительно нужно идти вслед за такими потерянными прихожанами – раздавленными своими комплексами, внутренне сгоревшими, отверженными – и найти силы помочь им. А пока другие ребята еще остались, с ними можно поговорить на совершенно иных тонах.
Говорить на других основаниях
На мой взгляд, для правильного пастырского разговора с человеком, который еще не ушел из Церкви, но остро переживает «казус молитвослова и его мальчика», нужно полностью и четко обозначить все аксиомы, на которых строится настоящее христианское мировоззрение. Ведь, по сути, если такого руководства не будет, человек просто потеряется в том образе веры, который вылепил для себя из прочитанных книг, услышанных лозунгов и переосмысленных заповедей.
Попробую, как смогу, подвести черту. Итак, вот основные аксиомы нашего разговора:
БОГ. Выше мы уже говорили о дилемме «Судьи и Отца». Знаете, какой вопрос чаще всего задают священнику молодые люди? «Наказывает ли Бог людей». Поэтому следует говорить с человеком о Боге Отце – о Судии они уже и так достаточно наслышаны с первых шагов.
Бог привел нас в этот мир, создал нас, чтобы мы были счастливы. Он понимает человека в любом состоянии, принимает его таким, как есть. Мало того, человеку, обращающемуся за помощью, Он готов дать просимое в самом лучшем виде. А желающим чистой жизни – обязательно Сам будет помощником.
Бог сопровождает нас в наших делах везде, не отходит во время трудностей от человека. Ему можно молиться не только по молитвослову, но и просто так говорить обо всем, что есть. Можно жаловаться Ему на жизнь, на проблемы и горе. Можно излить любую радость и любую тоску. Настоящий отец всегда выслушает сына, которого побили в школе, над которым издеваются за ношение очков, худобу или наоборот, лишний вес – выслушает и обнимет, утрет слезы, утешит и сделает все, чтобы сын не страдал. То же самое с нами делает Бог.
Строго говоря, такая вера основана как на самих словах Спасителя в Писании, так и на учении апостолов в их посланиях. Можно вспомнить здесь знаменитый гимн любви апостола Павла в 2 Кор: «Кто нас разлучит от любви Божией?» в Послании к Римлянам и иные свидетельства, их очень много. И только потом уже говорить о Боге Судящем – собственно, как раз Послание к Римлянам здесь пойдет только на пользу.
ИСПОВЕДЬ. Не тягостная повинность, не медитация на тему «я гад, и мне нет прощения». Просто тот же разговор с Богом, понимание того, что насколько Он близок к нам, так и мы далеки от Него. Но ведь Бог позвал за Собой – значит, надо идти, а на этой дороге мы все преодолеем. Что же не смогли – вот это в исповеди и нужно выразить. И, конечно, понимать, что прощает Он за все – главное, чтобы тоска по Богу, поиск Его не дал нам успокоиться в жизни. «Я больной, но у меня хотя бы есть больница» – вот наш девиз при подготовке к исповеди.
ПОДВИГ – это не только поклоны и две кафизмы после вечерних молитв. Не только и не столько. Лучше короткое правило, чем большое, но быстро оставляемое. А вот удержаться от насмешек над другими людьми, помочь страдающему человеку советом, ломать свой эгоизм – вот это другое дело. Сделаться самому подобием Христа для другого человека – самый большой подвиг, перед которым остальное меркнет. Из таких получаются лучшие в мире врачи, священники и другие герои.
ГРЕХ. Наконец-то добрались. Строго говоря, многие воспринимают понятие «грех» как именно вина, виновность, наказание – и пускаются в порочный круг постоянного самокопания, «молитвослова и его мальчика». Бог стремится простить человека, который чувствует вину и говорит «прости!» в первую очередь. Есть и другие аспекты – грех как промах мимо цели, как причинение вреда своей душе, как болезнь, имеющая последствия. Не только потому Господь говорит не грешить, что будет сердиться на нас, но потому, что мы себе вредим сами. Однако если мы каемся – то Он простит и вылечит. Только не стоит зацикливаться на чувстве собственной вины и фиксировать мысль на висящем над головой дамокловом мече наказания за грехи. Просить прощения и ужасаться тому, что может случиться, надо – но довершает и лечит Он сам. Доверим же эту сферу Спасителю, а сами, оступившись, постараемся больше не причинять себе эту боль.
Да, молитвы и святоотеческие труды говорят о нашем недостоинстве. Но «достоин» в сфере отношений с Богом не тождественно «хороший перед Богом» – это вообще иное. «Все согрешили и лишены славы Божией» – примем это как данность, и больше не будем об этом думать. Вообще, все мысли на тему «я хороший или нет перед Богом» не относятся к христианству, ведь Церковь – не школа, а мы в ней не ученики, хотящие получить «5» за красивые глаза. Просто Бог Свят, а мы – нет, но с этим мы можем и должны жить и, более того, этим мы и сильны. Может, мы и вправду «хуже всех» – зато из этого «хуже всех» однажды мы станем святыми, если не отвернемся от Бога.
Добавим к введенным аксиомам еще два правила. Первое – «чем мотивированы мои поступки?» Здесь идет речь о любых поступках в жизни – чем они вызваны? Ответ на этот вопрос будет важен для нашей системы координат. Второе правило кратко можно обозначить как «лучшее – враг хорошего». Не стоит слишком много игрушек вешать на елку, иначе это будет не красота, а невесть что, да и дерево само сломается. Если что-то идет хорошо, то не стоит заниматься «тюнингом», особенно когда не умеешь.
Наконец, базируясь на этих аксиомах и парадигмах, мы можем поразмыслить и на тему близости между мужчиной и женщиной в христианском аспекте.
Человеческая святыня
Любовь между мужчиной и женщиной – это то, что дает жизнь миру, обществу, то, что наполняет смыслом бытие. Бог замыслил человека, чтобы тот радовался бытию – и Ева была создана Адаму, чтобы он не был одинок. Любовь – осевое чувство в мире, и оно настолько многослойно, что еще не было на земле человека, который бы смог описать ее полностью.
Так, встречая женщину, человек исполняет замысел Бога о нем. Любит – отдает всего себя за нее. Поэтому чтобы любить, нужно быть сильным, и если даже ты сейчас еще слаб, то отношения любви постепенно сделают сильным. Где не справился один, справятся двое.
И когда человек говорит: «Я тебя люблю», это значит, что теперь он готов настолько окружить всем лучшим другого человека, взять на себя ответственность за него, так что все, что раньше было личным, становится общим. В этом плане близость физическая – не грязь, не разврат, не постыдное занятие! Она просто именно человечески сакральное – и поэтому должна быть между теми людьми, которые клянутся друг другу в верности. Ближе уже некуда. И потому мы, христиане, не говорим об этом везде и всюду, потому наш язык должен быть очищен от скверных слов, что это именно осквернение человеческой святыни! Отсюда и заповедь «Не прелюбодействуй»: если вторгнешься в эту область, то уничтожишь святое. Это и есть «прелюба», лучшее, которое «враг хорошего». Именно это вторжение и высмеивание осуждает Церковь, именно потому этот грех смертен, что сакральное, которое было дано от рождения – уничтожено. Именно пользование другим человеком, как объектом близости, есть грех, промах мимо цели, поступок, имеющий последствия, удаляющий нас от Бога.
Тут есть еще необходимость привести своего рода медицинскую справку. Есть такое понятие как “чувство”, ощущения, которые тоже являются естественными. Но тело – вещь слишком простая: будешь много есть мяса с майонезом, станешь толстым и некрасивым. Так и в духовной жизни: если вместо того, чтобы по-настоящему любить, накинешься на уничтожение естественной святыни, это начнет разрушать тебя, утратится вертикаль, ну и смысл жизни будет заключаться только в том, чтобы испытывать острые ощущения. И, как итог, превратишься из человека в чудовище, которому нужно только удовлетворять желание уничтожения. Итогом будет то, что святые называют “духовной смертью”. Это и есть то искажение любви, которое называется “блуд”, “похоть”, “прелюбодейство”. Но надо об этом предупредить, как зубной врач предупреждает пациента о неизбежном выпадении всех зубов, если не лечить кариес. Вольному же – воля.
И вот тут уже мы входим в область аскетизма. Именно не позволять «основному инстинкту» предать нашу «естественную святыню», уничтожить любовь между людьми – на это нацелены поклоны и правила, а не на что-то иное. Сделать чувства чистыми, радоваться жизни – вот это и есть то, что нам предлагает аскетика. Любить Бога и делать, что хочешь.
Но если ты говоришь, что любишь, то делай. Радоваться, блаженствовать – это не лежать на диване и переживать «кайф». Это – делать, трудиться, работать над собой, чтобы дать человеку любовь, а не искалечить его. В любом случае в жизнь человека однажды вторгнется понятие «основного инстинкта» – и тут уместно подумать так: «Знаешь, в жизни вообще еще много чего другого есть. Думай об этом меньше – думай больше о другом. Поможет». Дьявол, рыкающий как лев, ходит рядом, да. Но рядом же и шествует Христос. А идущий рядом со Христом человек просто со временем не сможет грешить. И это правда. Один из новых свидетелей такого хождения с Богом, иеромонах Василий (Росляков), писал: «Я делаю добро и через это убеждаюсь, что следую истине. Я творю добро, потому что это добро. Я люблю добро, и я понимаю, что надо творить добро – неоднозначные выражения. Итак, почему я должен быть добродетельным? Потому что я ЛЮБЛЮ добродетель».
Думаю, что теперь будущее – за мыслями, как же помочь ушедшим из Церкви, тем, кто кричит: «Меня искалечили!», кто в свое время пал жертвой неверного пастырства и вместо хлеба получил камень. Если на эту тему кто-то сможет дать грамотный ответ, я уверен, фонд нашего пастырского опыта только обогатится.
Священник Максим Бражников,
специально для «Предание.ру»
Вальтер Тробиш прекрасно умел говорить с подростками о сексе и любви с христианских позиций — его книги можно прочитать здесь.
Больше материалов о христианском отношении к сексу — здесь.
Статьи по теме:
Владимир Стрелов «Мальчик, молитвослов и семья»
Андрей Зайцев «Секс и страх, или Как не надо говорить с подростком»
Наталья Холмогорова «Не «Кто виноват?», а «Что делать»?»
«Только не переступайте грань!». Исповедь и разрушенный брак» — анонимное свидетельство