О причинно-следственных связях в молитве, или Отчего в «Цветике-семицветике» только последнее желание было хорошим

Анна Ершова

Редактор, журналист, автор книг, преподаватель. Редактор портала «Предание», преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Читайте Евангелие, чтобы становиться самим собой

Даже не знаешь, что хуже: слушание библейских отрывков только на богослужениях, когда не разобрать добрую половину слов, или чтение Библии как обычной книги, после чего говорят: «Да, я уже читал, знаю».

Никого не удивлю, провозгласив, что христианину надо читать и осмыслять Евангелие постоянно, делать это можно бесконечно, и смысл каждого отрывка будет открываться по-новому. Но все-таки для особо упорствующих приведу несколько цитат, которые показывают, что Писание нужно: а) понимать, б) пропускать через себя, соотносить с ним свою жизнь.

«Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью» (святитель Игнатий Брянчанинов). «Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому» (преподобный Марк Подвижник). «Но не для того дано нам Писание, чтобы мы его имели только в книгах, связанных и навсегда отложенных в шкапы, но чтобы оно было начертано в сердцах наших, чтобы из книг изучением слова и мысли Писания переходили в нашу душу» (святитель Иоанн Златоуст).

А самые четкие указания, как читать Евангелие, мы находим у митрополита Антония Сурожского. Например:

…надо к нему приступить с такой же честностью и добросовестностью, с какой человек приступает к изучению какой-либо науки; без предвзятых взглядов, стараясь понять, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что было услышано или прочитано…

…и если мы честны в обе стороны… то увидим, что есть места в Евангелии, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого… Постепенно… вас захватывает все Евангелие, но не так, как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Все это я излагаю для того, чтобы оправдать право поделиться своими маленькими открытиями при чтении Писания — как личном, так и в евангельской группе.

Где причина, а где следствие?

Евр 13:17–21: этот отрывок Православная Церковь предлагает ко чтению на Литургии в память о любом поминаемом в этот день святителе — и это понятно:

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Евр 13:17

Мое же внимание привлек второй стих отрывка: Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Евр 13:18

Какая логика в этом предложении? И есть ли тут причинно-следственные связи? Строка выше дана в синодальном переводе, и, учитывая, что церковнославянское «ибо» переводится как «потому что», можно вывести такой алгоритм:

1) Мы желаем вести себя честно.

2) И поэтому у нас добрая совесть.

3) И раз у нас добрая совесть, молитесь о нас.

Современный перевод (WBTC) этого отрывка звучит так: «Молитесь за нас. Мы уверены, что наша совесть чиста, и хотим во всем поступать правильно». Здесь нет первой причинно-следственной связи (что, возможно, обосновано тем, что «ибо» создает меньшую причинную зависимость, чем «потому что»). А вторая связь перевернута, по сравнению с синодальным переводом: 1) Наша совесть чиста, 2) поэтому мы хотим поступать правильно. Кажется, это более логично, чем первый вариант. Действительно, люди с чистой совестью стараются поступать честно. А не совесть очищается, когда мы совершаем добрые дела. Впрочем, и вторая последовательность может быть в духовной жизни: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви» (преподобный Амвросий Оптинский).

Посмотрим на перевод под редакцией Кулаковых: «И о нас молитесь. Мы верим, что совесть наша чиста, и хотим и впредь во всем оставаться достойными». Если говорить в контексте причинно-следственных связей, здесь все то же самое, что и в переводе WBTC.

А вот подстрочный перевод с греческого Винокурова: «Молитесь о нас, убеждаемся ведь, что хорошую совесть имеем, во всем хорошо желая вести себя». Появляется важный союз «ведь», указывающий на причину предшествующего утверждения. Значит, снова такой алгоритм: 1) Хорошую совесть имеем, 2) поэтому молитесь за нас. А глагол «желаем» по сравнению с синодальным переводом «превращается» здесь в деепричастие, которое сопутствует словосочетанию «хорошую совесть имеем», но все же не определяет причин и следствий. Так что не очень логичная связка, которую мы описали в первом случае, здесь разбивается и уже нас не смущает.

Итак, остановимся на последовательности:

1) Мы хорошую (добрую) совесть имеем.

2) Поэтому молитесь за нас.

Что имел в виду апостол? Точнее, как мне сегодняшней отзываются эти его слова?

Иметь «хорошую совесть» означает иметь в себе (ощущать, искать, взращивать) образ Божий, чистое сердце, Дух Святой. Если это есть, мы имеем обоснование просить и других: молитесь о нас. Направленность нашей молитвы в этом случае не «от ветра главы своея», а координируемая Господом Богом.

Если бы «чистого сердца» мы бы в себе не ощущали, то могли бы просить чего-то несущественного, пустяшного, ошибочного, неполезного, даже недостойного. Ну, как в «Цветике-семицветике»: хочу все игрушки мира. Иногда ведь действительно глупые молитвенные просьбы бывают. И даже опасные для просящего, как в той же сказке Катаева — оказаться на Северном полюсе!

Как узнать, где тебе лучше оказаться?

Рассуждая о том, где тебе лучше оказаться, вспомню одну историю. Я очень хотела, чтобы сын поступил в гимназию, в которой училась старшая сестра. Мы выбрали учительницу и стремились к ней попасть. Но сыну не хватило места в этом классе. Что делать?

Мне с моей напористостью казалось, что надо еще немного поднажать — помолиться самой, попросить помолиться других, да и, в конце концов, поубеждать директора взять сверхкомплектного ребенка в этот класс. Но почти сразу мне стало ясно, что лучше молиться о том, чтобы все получилось по Божьей воле. Как-то отпустило внутри, и я сама отпустила ситуацию. «Возможно, ему будет лучше учиться в другой школе, я просто чего-то не понимаю», — подумалось мне, и я стала узнавать о других учебных заведениях.

Спустя время нам позвонили из нашей гимназии и сообщили, что приглашен новый учитель и будет набран дополнительный класс, куда сын попадает. Сначала у меня было напряжение: никому не известный учитель, какой-то дополнительный класс из «невошедших». Но я вспомнила о своих молитвах о Божьей воле для сына.

В результате и класс, и учитель оказались гораздо лучше того, куда мы стремились. Это как если бы девочка из «Цветика-семицветика» загадала желание попасть не на Северный полюс, а туда, где ей будет полезнее и лучше. Но чтобы понять, где это «лучше», надо иметь чистое сердце (добрую совесть) и оставлять пространство для Божьего действия.

И когда молишься изнутри чистого сердца, это дает внутреннее право просить и других молиться за тебя. Чтобы всем вместе стремиться не к тому, что хочет в данный момент твоя левая пятка, а к тому, что хочет от тебя Бог.

Сердце тоже можно очищать Писанием

Собственно, этим апостол Павел и подытоживает отрывок:

да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа…

Евр 13:21

Сложно понять? Подстрочный перевод Винокурова гласит: «Пусть выправит вас во всяком добром сделать волю Его, делающий в нас благоугодное перед Ним через Иисуса Христа». Версия перевода от Андрея Десницкого: «Пусть наделит Он вас всякими благами, чтобы вы творили Его волю, пусть совершит с нами, что Ему угодно». В переводе Кулаковых: «Да сделает вас во исполнение воли Своей сильными на все доброе, и да совершит в нас все угодное Ему чрез Иисуса Христа».

Но мне больше всего понравилась версия WBTC: «И пусть Он совершит в нас через Иисуса Христа то, что угодно Ему».

Добавлю, что совесть христианина, как известно, очищается молитвой, направленностью на заповеди Христовы, участием в таинствах. Но и чтением Евангелия: «Ничто не может доставить такого удовольствия, как чистая совесть, а совесть бывает чистою, если она часто назидается слушанием Писаний» (святитель Иоанн Златоуст. Беседа о псалмопении, § I).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle