Так как среди наших друзей, жертвователей и посетителей портала “Предание” множество православных христиан, я счёл нужным от лица портала “Предание” сказать несколько слов о событиях, смущающих православный мир последнее время.
Конфликт между Московской и Константинопольской патриархиями из-за вопроса управления Церковью на территории Украины привёл сперва к разрыву евхаристического общения на уровне епископата, а после и к полному разрыву евхаристического общения по решению Священного Синода Русской Православной Церкви.
Воспринимать это решение иначе как с болью невозможно. Тело Христово разрывается из-за нерешённых административных вопросов, не имеющих ни догматического, ни сотериологического значения. Это прямо противоречит призыву Писания “Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе”.
И вот что мы хотели бы сказать.
– мы не считаем, что одна или другая сторона полностью и безоговорочно права. Если дерево познаётся по плодам, то пока плодом общего процесса стал разрыв евхаристического общения – ужасное с любой точки зрения событие. В любом конфликте, кроме внезапного нападения злодея из засады, присутствуют как минимум две стороны, и ответственность несут все. Можно по-разному представлять степень этой ответственности в каждом конкретном случае, но отвечают в любом случае все.
– несмотря на решение Синода, и Русская, и Константинопольская Церковь продолжают находиться в евхаристическом общении с прочими православными Поместными Церквами. Это означает, что наше единство разрушено не до конца, а сам разрыв выглядит более демонстрацией плохих отношений, нежели реальным объявлением противной стороны безблагодатной.
– православные, причащающиеся в Русской Православной Церкви, и православные, причащающиеся в Константинопольской Церкви, одинаково верят, одинаково молятся, почитают одних святых и одинаковые вещи полагают грехами и добродетелями. И сейчас, в ситуации болезненной, конфликтной и сложной, самым разумным и правильным будет сосредоточиться на молитве, милосердии и борьбе с грехами в себе самих. Рядовые верующие не могут непосредственно повлиять на решения иерархов, но при любом решении любых властей можно остаться праведником.
– Мы призываем каждого поступать без страха и в соответствии со своей совестью. Кто-то выберет для себя прежде всего послушание священноначалию, кто-то – заповедь о единстве. Каждый будет судим Милосердием Божьим, которое благосклоннее к искренне заблуждающемуся, нежели к боязливому. Лучше быть горячим или холодным, нежели тёплым (Откровение 3:15-16).
И самое последнее.
Вся эта история делает необычайно важным вопрос о том, что же такое Церковь и где проходят её границы. Вот сейчас одна Поместная Церковь запретила своим чадам причащаться в другой Поместной Церкви. При этом чада и той, и другой спокойно могут приходить к Таинствам в Церкви Грузинской или Сербской. Некоторые российские богословы уже объявили, что в Греческой Церкви отныне Духа Святого нет, и Таинств тоже нет – но если в этой Церкви продолжают причащаться чада других Поместных Церквей, а иерархи продолжают сослужить с патриархом Варфоломеем – значит ли это, что и эти Поместные Церкви теперь в расколе и тоже более не Церкви?
Кроме того, подобный разрыв между Русской и Константинопольской Церквами уже имел место в 1996 году и продолжался несколько месяцев, а Антиохийская и Иерусалимская Церкви не находятся в состоянии евхаристического общения несколько лет. Всё это показывает, что сама тема административного устройства Церкви, отношений Поместных Церквей между собой и разрешения происходящих между ними конфликтов на настоящий момент является проблемной, канонически не вполне проработанной и требует дополнительного осмысления и изучения.
Таких вопросов можно поставить очень много. И мы готовы послушать ответы и опубликовать лучшие из них.
С молитвой о единстве, Володя Берхин от лица портала “Предание”,
где вместе работают православные разных юрисдикций,
католики,
атеисты,
а также люди, чьи убеждения трудно охарактеризовать иначе как “христианство вне конкретной церковной организации”