Очерки фарисея

Сергей Быструшкин

Редактор портала «Живое Предание».

10.07.2018
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Можно ли судить о чужой вере.

Недавно в эфире “Эха Москвы” дьякон Андрей Кураев* обратил внимание на слова президента Путина во время прямой линии. Владимиру Владимировичу был задан вопрос: верит ли он в Бога. Что примечательно, при многократном публичном целовании икон и святых мощей, присутствии на богослужениях президент никогда напрямую не отвечал на этот вопрос. И, на мой взгляд, это делает ему честь. Либо – не хочет врать, либо – для него действительно это личная тема, как то и декларируется. Верит Путин в Бога или не верит – это его личное дело. Я, пожалуй, не соглашусь с Кураевым* в том, что человек должен прямо отвечать на такой вопрос. В идеале – да. Но люди разные. То, что он не кричит о своей вере в каждом интервью, скорее как раз подчеркивает, что для него эта тема важна. Человек на такой должности, на мой взгляд, просто не может быть атеистом.

К чему я вообще все это? Есть категория людей (и я до недавнего времени к ней относился), для которых лицемерие верующих – серьезная преграда на пути к Богу. В самом деле, если для самих Его представителей на Земле вера – это просто камуфляж для тех или иных нужд, то зачем это мне, более-менее успешному атеисту? А если врет глава государства, то тогда Православие – это просто удобная идеология, которая помогает управлять людьми, и правы все эти Невзоровы, и вообще я пошел.

Я не могу сказать, что для меня лично эта тема окончательно закрыта. Для меня каждый раз личной болью отзывается, когда я узнаю, что какой-то священник оказался недостойным или что какой-то чиновник – православный только на словах. Хотя опять же нельзя грести всех под одну гребенку – есть и настоящие верующие слуги народа, такие звери в природе тоже водятся.

Но все же, все же… Как же быть, если ты уже настолько не доверяешь каждому встречному православному и уже заранее видишь в нем фарисея? Может быть, нужно уяснить для себя, что отношения с Богом всегда не статичны, а динамичны, и что у каждого человека они индивидуальны. Для меня дорог пример Высоцкого. Можно ли назвать его верующим? Кто-то говорит, что нет, как Кобзон в своей книге с говорящим названием “Как перед Богом”. Мол, крестик он носил просто так. Кто-то, как сын Владимира Семеновича, говорит, что да, и ту же самую историю с крестиком толкует совершенно иначе – мол, не стал бы отец носить Распятие просто для красоты, не тот человек был. Есть несколько личных свидетельств о крещении барда. Так кто же прав?

Мне кажется, духовный рост Высоцкого нужно отслеживать по его стихам. Даже довольно глумливое произведение про плотника Иосифа я бы не трактовал как однозначно атеистическое, тем более сам Высоцкий его таковым не считал. Ну а его “Мне есть что спеть перед Всевышним” я уж точно не назову поэтическим образом. В этом смысле для меня очевидна аналогия с библеистикой. Верили ли евреи в Единого Бога или какое-то время они признавали и других богов? Вот как ответить на этот вопрос? А дело в том, что жизнь не дает простых ответов – верили в Одного, но был период, когда поклонялись не только Ему, и, кстати, об этом говорится и в Библии. Пожалуй, чему я научился за свое время пребывания в церкви (во многом благодаря библеисту Андрею Десницкому) – это не пытаться видеть мир в черно-белом цвете. Не все и не вся можно охарактеризовать именно в этих оттенках. Мир гораздо интереснее и сложнее. И кто знает, может быть, на следующей прямой линии ответ Путина будет уже более прямым?..

*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle