Христос воскресе!
Сегодня это многократно провозглашают во всех православных храмах России. Сегодня читают послание святого Иоанна Златоуста, сегодня православные снимают бремя поста.
И вот что я скажу по этому поводу.
Весть о Воскресении, о том, что сделал Христос для людей, — она может быть очень неприятной. Она может быть обидной, она может опечалить или разозлить.
Потому что Христос умер за всех и воскрес — для всех.
Чтобы были все Едино.
Чтобы все были вместе — вместе с Ним и вместе друг с другом.
Все люди, без исключений. И в том числе — все те, кто нам не нравится. И это касается действительно всех. Касается каждого.
Заповедь о любви к ближнему — это ведь не Божий каприз или средство навесить на нас побольше проблем ради какого-то непонятного духовного роста. Это почти техника безопасности, это правило для подготовки к жизни будущего века. Не соблюдаешь — не войдешь. Не запретят — сам не зайдешь.
Если в Царство призваны все — то что мне делать, если я не хочу быть с кем-то? Если мне неприятен человек, а Христос за Него умер — как мы будем вместе?
Мы считаем кого-то достойным смерти, мы хотим, чтобы он никогда не рождался, чтобы его не было — а Господь хочет, чтобы и он имел жизнь, и жизнь с избытком. Чтобы он ликовал вечно рядом с источником всяческой жизни.
Я не знаю, как обстоят дела у тех, кто читает этот текст. Но я очень твердо знаю, что есть люди, которым не желаю, чтобы им было хорошо.
Это по-своему жестокая Благая весть: мне придется потесниться. Мне придется, если я только хочу быть с Ним, как-то потерпеть.
Всех, кто жаден или зол. Всех, кто, как мне кажется, делает нечто мерзкое. Всех, кто лично мне хамит, унижает и обижает. Всех, у кого слишком плохой вкус, отвратительные бытовые привычки, кто меня не уважает, кто делал, делает и еще сделает мне больно и даже не заметит этого.
Потому что Он — перетерпел от всех. Перетерпел все, о чем мы читали, слушали и вспоминали всю Страстную неделю.
Он перетерпел — и воскрес. И мы воскреснем. И увидим рядом с Ним всех их.
И дай нам Бог тогда не оскорбиться, не обидеться, не отвернуться. Не спросить: «Как же Так, Господи, что они тут делают?»
Дай нам Бог хоть немного быть как Он, и, как и Он, принять всех.
«Христос воскрес!» — провозглашают в храмах. И наш ответ «Воистину воскрес!» означает в числе прочего еще и то, что мы хотя бы на словах выражаем готовность: будет Бог всё во всём. И все будут со всеми.
Воистину воскрес!