Люди, приходя в Церковь, часто хотят услышать ответы на свои вопросы, разрешить свои проблемы. А может быть, переложить ответственность за их решение на того, кто «знает, как» — батюшку или даже на Господа. Возможно ли это? И как узнать волю Бога? Как понять, что Он от меня ждет? На эти и другие вопросы отвечает священник и поэт Сергей Круглов. А также рассказывает, почему он перестал иронизировать над вопросом, можно ли в пост есть ливерную колбасу.
Ответственность — главное в духовном росте
Есть такое понятие, как первоначальная, или призывающая благодать. Когда человек впервые приходит в Церковь, какое-то время он летает, как на крыльях. То, что его тяготило в жизни, благополучно разрешается. Кажется, что теперь так будет всегда. Но время идет — появляются новые тяготы. А человек-то уже повзрослел, и он учится справляться с более серьезными проблемами — духовно возрастает. Он не становится лучше, но начинает что-то понимать в этой жизни.
Основная составляющая этого духовного роста — ответственность. Понятие, идущее из глубины библейской христианской веры. Я бы даже сказал — из монотеизма.
Есть такое понятие «дуализм» — представление о том, что мир черно-белый. В нем живут два бога — хороший и плохой. Как в таком мире быть добрым людям? Всем добрым людям надо собраться и убить всех плохих. Тогда и наступит Царствие Небесное. Дуализм есть в самых разных религиях. И не только в религиях, и в идеологиях, например. В основе поиска «врагов народа» тоже лежит дуализм.
А монотеизм — это когда Бог один и един. С этого начинаются заповеди: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор 6:4).
Что? Другого бога нет? «А откуда тогда зло?» — спрашивают люди. И Господь отвечает: Я дал вам свободу, но ее можно употребить по-разному. Делай так, «дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30:19). И не делай вот так. От неправильного употребления свободы и возникает зло.
Для этого и даны заповеди. Свобода — это опыт жизни с Богом и понимание того, что в конечном итоге все зависит от твоего выбора. Человек — не игрушка в руках Бога. И не «на все воля Божия».
А как узнать волю Божию?
А мы ее уже знаем. Нам все открыто Богом, на то и Откровение. Откройте Библию, Евангелие. Божья воля проста: Он хочет, чтобы человек — любимое дитя — был счастлив. Нельзя, конечно, сводить Бога к любым земным употреблениям, к любому антропоморфизму. Но мне по душе сравнение с семьей. Бог — отец, люди — дети. Тогда, встав на Его сторону как отца семьи, Его легче понять. Посмотрите на своих детей. Они все любимые, но все разные. Бывает, что скандалят, дерутся. Бывает, сил на них не хватает и зла не хватает. Но любви хватает на всех.
Встав на сторону «отца семейства», мы лучше понимаем волю Господа. Мне возразят, что Господь непознаваем и велик. Да, верно. Но в чем-то Он познаваем. Иначе зачем Ему надо было давать нам жизнь, если Он совершенно для нас недоступен? Зачем Самому надо было воплощаться и становиться человеком?
Как ты придешь к Богу, если не увидишь человека?
Пришествие Христа — это предельная доступность Бога человеку. Поэтому, чтобы понять Христа, надо понять человека. Мы часто приводим в проповедях знаменитые слова владыки Антония Сурожского: «Невозможно увидеть Христа, если ты не увидел отблеск Его в глазах другого человека». Так и есть.
Вот приедешь в какую-нибудь деревню — бабушку какую-нибудь соборовать или причастить. Или покрестить кого. Думаешь, что вот, людям помощь некую духовную окажешь, преисполнен весь сознания своей значимости… А пообщаешься с хорошим человеком, и обратно едешь в каком-то необыкновенном состоянии, понимаешь — это ведь тебе, тебе помощь духовную оказали! И так радостно, что есть люди — настоящие христиане.
И когда люди ищут духовника, его благословение — вовсе не всегда они ищут оракула или гуру-чудотворца, который по щелчку пальцев решит их житейские проблемы, как убеждены желчные критики Церкви. Часто (и даже не всегда осознавая это) приходящие в Церковь хотят именно найти Христа — через христиан. Это и есть поиск Христа в людях.
Когда придет антихрист, он возьмет на себя человеческую совесть
Но есть, увы, здесь и другая сторона медали. Правы бывают и желчные критики Церкви: часто людям духовник нужен, чтобы переложить на него ответственность за свою жизнь. Достоевский говорил, что, когда придет антихрист, он не просто соблазнит людей тем, что накормит их. Он возьмет на себя их совесть — то есть ответственность за их жизни.
Человек ищет того, кто бы ему говорил, что делать. Вот это печально. Это инфантилизм, но не тот, про который говорил Господь: «Будьте как дети» (Мф 18:3), а прискорбный и опасный, когда душа не повзрослела. А дети могут быть очень жестоки, они часто судят мир со всем возможным максимализмом, бескомпромиссно до немилосердия. Бывалые зеки рассказывают, что самая страшная зона та, где сидят малолетки.
Такой инфантилизм побуждает сбиваться в толпы, проявлять насилие к отдельным личностям, которые «не такие, как все»… Это проявление духовной незрелости, неумения и нежелания отдельных людей, сбитых в толпу, быть самостоятельными личностями, мы видим и в сценах распятия Христа. Толпа полностью поддерживает решение первосвященников, и это, помимо прочих составляющих, налицо также и инфантилизм — духовные вожди все решили за нас, пусть несут на себе нашу ответственность, на то они и вожди, к чему нам, каждому по отдельности, думать самим, мучиться какой-то совестью… Да и в нашей жизни много таких примеров.
Почему призыв «возьми себя в руки» не работает
«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем», — сказал блаженный Августин. Такие вещи умом не понять, они лежат в глубине человеческой личности. Примерно там, где Святые Отцы говорят — «сердце», которое не подделаешь.
Вот почему, услышав проповедь батюшки о том, как надо жить во Христе, и даже прочитав про это в Евангелии, и даже умом со всем соглашаясь, ты не сможешь подделать свое сердце, пока оно не готово, пока оно само не перерастет себя, не изменится в ту же сторону. И если Бог не на первом месте, ты можешь об этом плакать, можешь грызть стену зубами, каяться в этом, но это «что-то другое» так и будет на месте Бога. Но любая вещь, которая не на своем месте, болит. И это что-то тоже будет болеть. Всегда будет болеть. Может, и слава Богу, что болит — боль это ведь еще и признак жизни, и сигнал тревоги, напоминание, на что именно мне нужно обратить внимание, пока не поздно…
Человек часто воспринимает такие слова как некий упрек. Мол, возьми себя в руки и поставь Бога на первое место в своей системе жизненных ценностей!.. Легко сказать, а как это сделать? Задача для обычного смертного — непосильная. Человек чувствует, что он «плохой христианин». Если правильно ко всему этому не отнестись, не отдать себя полностью, со всем, что внутри есть, Богу в руки, причем доверчиво и с любовью, как ребенок отдает себя в руки мамы, а только терзать себя неисполнением непосильного, все это может перерасти в невроз. И тут, к сожалению, нередко подключаются православные «коучи». Они говорят, что всего можно добиться, если следовать разработанной методике — регулярно поститься, исповедоваться, причащаться, молиться и так далее. У всего этого только один хороший эффект — мы убеждаемся в собственном бессилии (не говорю уж об опасности и плохого эффекта: когда человек приучается, более-менее успешно исполняя те и другие предписания, считать, что он теперь исполнил все, что теперь он — христианин, что если ему не удается по-настоящему быть, так хотя бы — выглядеть… Отсюда — рукой подать до того самого фарисейства, которое так яростно обличал Господь в Евангелиях).
Но тут вступает Господь, шепча человеку: «На Меня-то посмотри. Обрати уже внимание! Если бы ты мог спасаться всеми этими вещами, то Я тебе зачем?»
Кто больше, Бог или Его закон?
Конечно, Бог. Сам по себе закон не спасает. Он нужен, чтобы узнать даже не свои немощи, а самого себя. А еще — для навыка жизни в Боге. Но сам по себе он не спасает, спасает Бог. Поэтому, когда спрашивают, мол, батюшка, как мне жить, я могу сказать только, что такой вопрос не ко мне — вы к Богу обращайтесь. Спросите у Него, как вам жить.
Но делайте это каждый день, проявите упорство и терпение, какие у вас имеются. И не отчаивайтесь, если не хватает веры и сил. Результаты обязательно будут. Множество людей вокруг свидетельствуют, что так и есть.
Почему я больше не смеюсь над вопросами о ливерной колбасе
Часто прихожане обращаются с любимыми вопросами про «ливерную колбасу» в пост. Вышучивание такого «обрядоверия» уже стало традицией как среди церковных, так и внецерковных, этакая «субкультура в субкультуре», не избежал ее когда-то и я. Но со временем я как-то перестал желчно иронизировать по этому поводу. Потому что стал обращать внимание, в первую очередь, не на то, что человек говорит, а на него самого.
Господь, как свидетельствует Евангелие, знает, что в человеке. И я, коли я Христов, тоже должен это знать. И теперь я смотрю и пытаюсь понять: кто этот человек, подошедший ко мне, и чего хочет? Где его человеческая сущность? Она может мне не нравиться, но она живая. И если пришедший человек задает самый простой, банальный вопрос, но всерьез, то надо и отвечать всерьез. Может, он только начинает свой путь, и для него это важно.
Есть говорящий, но есть и слушающий
Иногда люди слышат ответ на свои вопросы, но у них не хватает ресурса принять его. Они пока не могут его вместить и сразу отвергают. Как отверг совет Христа богатый юноша.
Что же делать? Правду-то все равно надо говорить. Разные бывают ситуации. Иногда надо просто помолчать и посочувствовать. Но если человек хочет получить ответ, он его всегда найдет. Он его услышит. Главное, помолиться: «Господи, помоги мне Твой ответ услышать и помоги мне, Господи, этот ответ принять». Часто Бог дает ответ сразу. Вот только не такой, какой мы хотели услышать, и не в той форме, в которой мы ждали.
Кризисы бывшие и нынешние
Кажется, что сегодня человечество переживает кризис во всех сферах жизни. Особенно сильный — в духовной. Но кризисы были всегда, сколько человечество живо. В допотопные времена люди жили, как хотели, закон не соблюдали — Господь посчитал, что проще начать все заново, и произошел Великий потоп. Это пример одного кризиса. А вот другой пример. Люди закон соблюдали, но свобода была совсем зажата. Они начали строить Вавилонскую башню до неба, чтоб и там порядок навести. Тогда Господь поразил их возможность коммуникации — перемешал языки. Люди перестали понимать друг друга, и башня развалилась. Примеров масштабных кризисов и в Библии, и в истории — множество.
«Кризис» по-гречески — это «суд». И прежде всего суд Божий, основанный на истине, выявлении подлинности, и на милости. Суд настоящего Судьи, Который не только Судья, но и Отец. От Него ничего не укроется, Он будет справедлив, но милосерд. Он не будет тебя добивать, а поднимет из твоей падшести, все бывшее плохое сделает небывшим. Конечно, если есть покаяние. И если ты захочешь переменить жизнь.
Любой кризис зависит не только и не столько от внешних причин, но и от того, что происходит внутри человека. В итоге все сводится к поиску смысла. Это верно не только для человека. Ищут смысл и бурлят государства, этнические и религиозные группы, церкви. Даже форумы и соцсети ищут смысл. И да, часто все воюют против всех… Коммуникация нарушена, а тоска по общению велика.
Ничего абсолютного в человеке нет
С точки зрения гуманистов в человеке есть хорошее, и есть плохое. К хорошему нужно стремиться, плохое выкорчевывать. И негласно предполагается, что добро и зло — вещи абсолютные. Но мы, христиане — библейские люди, понимаем, что ничего абсолютного в человеке нет, только один Бог без греха.
Нет на свете ни единого совершенного праведника, включая Авраама, Исаака, Иакова, Моисея. И любое добро может обернуться злом. Поэт сказал: «Любовь, что движет солнце и светила». А другой поэт возразил: «Забыли вы, что в мире есть любовь, которая и жжет, и губит!» Одни из самых ярких персонажей, которых описал Данте, — влюбленные друг в друга Паоло и Франческа. Они из-за своей любви, из-за страсти, погибли и вместе попали в ад…
Так что добро может обернуться злом. Как сказал Господь: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:20). Если плоды дел, внешне подаваемых как добрые, — страдания человека, приводящие к пропасти отчаяния, то понятно, что с этим «добром» что-то не так.
Священник Сергий Круглов служит в Спасском соборе г. Минусинска Красноярского края. Он известный поэт, лауреат литературных премий; его стихи включены в антологии современной русской поэзии, переведены на многие языки. Автор двух десятков книг стихов, прозаических книг «Про отца Филофила», «Усилие воскресенья», «Движение к небу», «Про Н., Костю Иночкина и Ностальжи. Приключения в жизни будничной и вечной», публицист и колумнист православных интернет-изданий.