Пошел за добродетелями, а заработал невроз. Как получить пользу от Великого поста

Наталья Басай

Внештатный корреспондент портала «Предание», мама двоих детей.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Можно ли доказать пожилому человеку, решившему строго поститься, что Великий пост — это не голодовка? Как не проваливаться в чувство вины, если отступил от установленной изначально меры? Какие дела могут быть причислены к милосердным, если не находишь в себе сил идти кормить голодных, посещать заключенных? На эти и другие вопросы наших подписчиков отвечает священник Феодор Лаврентьев, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Ушаки Ленинградской области.

Начните послушание с любви к семье

— Как заставить себя поститься, если в семье это не поддерживается?

— Наше движение к Богу — это движение любви. Заставлять себя поститься могут либо монахи, либо это движение не в ту сторону. В богослужебных текстах Великого поста есть слова, что пост — это уклонение от пороков, воздержания языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями. То есть, если человек желает поститься в условиях для этого неподходящих, когда в семье не постится никто, крайне полезно будет начать поститься духовно. И в качестве первого подвига можно перестать отвечать на критику близких грубостью, обличать их, какие они еретики, раз не постятся. Начните нести свое христианское послушание с любви к своей семье.

— Можно ли доказать пожилому человеку, решившему строго поститься, что Великий пост — это все-таки не голодовка? Человек много смотрит православные телеканалы, где Великому посту уделяется повышенное внимание. Родных пугает, что это повредит его здоровью. Как деликатно поговорить, не затронув религиозные чувства?

— В любой ситуации нужно опираться на христианские ценности, а именно — на заповеди. Не вступайте в спор, в дискуссии, не пытайтесь переубедить. Это вызовет только отторжение. Подойдите с любовью к своему престарелому папе, маме, бабушке, дедушке и объясните, что вы настолько их любите, что очень расстроитесь, если с ними произойдет что-то плохое. Уверен, в этой ситуации поможет искренняя беседа с любовью и миром в душе. Ни в коем случае не спорьте и не пытайтесь переломить чужую точку зрения. Это противоречит христианским ценностям, а еще может побудить другого поступить вам назло.

Добрые дела, которые приятно совершать

— Давайте поговорим о делах милосердия. Господь заповедал творить милостыню. А что делать, если не находишь в себе сил кормить голодных, помогать неимущим, посещать заключенных в тюрьмах? Какие дела могут быть причислены к деланию милостыни и как понять, что моего делания достаточно?

— Дел милосердия никогда не будет достаточно, но это не должно нас смущать. Начните с самого простого, и в то же время самого сложного — со своей семьи. Милосердие начинается с малого: поиграй с ребенком, пообщайся женой, с мужем по-доброму, с любовью. Уделите внимание родителям — это тоже величайшее дело милосердия, это целая пятая заповедь. Порой просто позвонить и спросить: «Как дела, как поживаешь?» — это уже величайшая радость для ближнего.

У каждого из нас найдутся знакомые, друзья, которые нуждаются в помощи, во внимании, в каких-то небольших средствах. Еще сейчас очень активны различные благотворительные фонды: собирают одежду, игрушки, продукты. Зашли в магазин за пачкой гречки — купите две, одну отдадите, уже кому-то польза. А на фоне специальной военной операции долг каждого гражданина — помогать по мере сил, хотя бы помолиться. Молиться за ближних — это уже помощь.

Важно, чтобы душа лежала к делу, чтобы это было с любовью, а не через силу. Нравится вам, допустим, детям помогать — вот и помогайте детям. Нравится еще кому-то — помогайте им. За богослужением мы слышим возглас священника: «Мир всем». Этот благодатный мир — в наших сердцах. Важно этот мир другим дарить. Найдите добрые дела, которые вам приятно совершать. Дела милосердия приносят радость, приносят глубокое душевное удовлетворение. И даже не потому, что дают повод гордиться, какой я хороший, а от осознания того, что с Божьей помощью я способен хоть что-то доброе в этот мир принести.

Не злиться, не унывать — уже подвиг

— Как выбрать меру поста, если раньше никогда не постился?

— Если вы никогда не постились, начните с чего-то доступного и небольшого. Ни в коем случае нельзя сразу брать монашеские уставы и следовать предписаниям, на которые благословили отцы-пустынники IV века из Египта. Заканчивается это плохо. Тому, у кого есть уже опыт, кто уже постился или хотя бы пытался, планку можно поднимать. Многое зависит от индивидуальных особенностей. Нужно понимать медицинские показания человека. Беременным, кормящим вообще запрещено поститься. Детей, к примеру, нельзя оставлять без белковой пищи, а вот без конфеток оставлять можно.

— И все же как подходить к ограничению себя в пище? Многие священники говорят, что это не главное, больным — послабления: «ты, главное, ближнего своего не ешь». Тезис понятный: это, действительно, не главное, но в этом не главном как поступать?

— Очень важно соблюдать пост именно духовный. Фраза «хоть мясо ешь, только людей не ешь» — только на первый взгляд забавная метафора. А ты попробуй это сделать, не разозлиться хотя бы один денечек. Это уже настоящий духовный подвиг, духовная брань.

Отдельный вид подвижничества — не унывать, если что-то не получается. Бывает, невозможно поститься ни дома, ни на работе — приходится есть что дают. Человек может начать унывать и на все махнуть рукой: «если не получается на все 100%, не буду поститься вообще» — вот это самое опасное. Не нужно впадать в крайности. Наш путь — срединный, спокойный, с рассуждением и с молитвой.

А те, кто отягощен болезнями, уже постятся по факту: им приходится терпеть свою немощь, во многом себя ограничивать. Господь в такие моменты как бы говорит нам: «посиди, полежи, отдохни, помолись, вспомни о настоящей цели твоей жизни, каким ты идешь путем». Пост — это примерно то же самое. Церковь говорит: «давайте мы все на время остановим наше веселье, наше обжорство, наши страсти, вспомним о душе, о Боге, о молитве, походим на богослужения, давайте найдем место и время для важного, для нашей души» — это и есть пост.

— Некоторым людям кажется, что определенные ситуации прямо-таки требуют нецензурных выражений. Что может помочь отказаться от этой привычки?

— Да, нецензурная брань — это беда нашего общества. Одна из добродетелей, которая упоминается в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, — молчание. Когда я, будучи совсем юным, только начинал воцерковляться, то спросил у батюшки, у которого я исповедовался, как мне подойти к посту, с чего начать. Он уже престарелый был, и он ответил так просто и весело: «Болтай поменьше и жри поменьше».

Молчание — это высочайшая добродетель, и учиться сдерживать себя крайне полезно всем, особенно — христианину. А то всегда последнее слово должно быть за нами. Попробуйте не отвечать сразу, а принять, смиренно поблагодарить и подумать: «А вдруг этот человек не желает зла, а это Господь через него мне что-то подсказывает?». Это будет настоящая духовная работа, монашеское делание, настоящий пост. Меньше болтать — это важно.

— Наша читательница пишет: «Если во время Великого поста я не отказываюсь от того, что приносит радость в мою непростую жизнь, я проваливаюсь в чувство вины. А если я отказываюсь, то радости становится гораздо меньше, и настроение уже не то. В результате — страх при мысли о Великом посте». Как установить для себя нормальное воздержание, чтобы потом не было мучительно больно, если сорвешься?

— Вредные привычки — это же тоже для кого-то, к сожалению, радость. С такими «радостями», безусловно, надо прощаться. Но радость могут приносить и добродетельные поступки. Приятно же помочь немощному человеку? Приятно. И мне, и ему. Вот поэтому надо «плохую» радость убирать, а «хорошую» — в себе взращивать.

А если человек сорвался, не выдержал ограничений — полезно признаться, что он ошибся. Такое состояние называется духовным самообманом: когда мы решили, что мы лучше, чем на самом деле, и можем поститься как опытные монахи. А Господь нам показывает наши больные места — то, в чем в которых нужно покаяться и от чего нужно избавиться как раз в дни Великого поста. Не нужно от этого испытывать мучительную боль, достаточно покаяться на исповеди и стараться не повторять подобное.

Главное — горячее желание

— А как не забывать о Боге, направляя все силы на воздержание? Как сохранить в сердце радость Его присутствия?

— Вот вы только что попросили меня в двух словах описать, как стать старцем. Постоянно помнить о Боге — это высший уровень духовной жизни, это путь длиною в жизнь, потому что суета поглощает буквально все наше внимание.

Молитва — вот главный путь к Богу. Мы должны научиться молиться в любой ситуации, в любом состоянии: есть силы, нет сил, устал, работа. А что такого сложного? «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» — что в этом сложного? Я иногда вижу, как в метро бабушки читают молитвослов, а их обходят аккуратненько, чтобы не ударить, не задеть, место уступают им. И это не сложно. Главное — иметь горячее желание.

— Что для христианина самое главное при прохождении Святой Четыредесятницы?

— В любом нашем духовном делании главное — смирение. По словам Святых Отцов Церкви, любая наша добродетель, какой бы важной она ни была, сама по себе не ценна. Ценно приобретаемое через нее смирение. Смирение — это покорность воле Божьей. Господь всегда о нас заботится получше, чем самый любящий родитель о своем ребенке. А мы эту заботу отвергаем: «Нет, Господи, я не хочу так, я хочу эдак, я не хочу на том жениться, я хочу на этом, я не хочу такую пищу, хочу другую, не хочу такого правителя, хочу другого, не хочу такую жизнь, хочу другую». Мы сами себя мучаем такими вещами.

А когда мы благодарим Господа, благодарим за все, мы смиряемся, и это в нашем спасении самое главное. Человек создан для взаимной любви с Богом. Поэтому главное — быть покорным воле Божьей и обретать любовь в наших сердцах.

Записано по беседе «Пошел за добродетелями, а заработал невроз. Как получить пользу от Великого поста»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle