С 17 по 25 октября в Санкт-Петербурге прошел ежегодный международный кинофестиваль с говорящим названием «Послание к человеку». На фестивале побывала Анастасия Зарецкая, которая поделилась пятью своими открытиями этого года.
Сразу стоит отметить общую направленность и специфику программы за всю историю существования кинофестиваля. Подавляющее большинство картин так или иначе отсылают к универсальным библейским, гуманистическим ценностям, причем каждый автор несет свое послание в индивидуальной, отличной от других манере, что свидетельствует о многогранности, вечности и неисчерпаемости базовых философских тем.
Грациано: история отшельника / Graziano — A Hermit’s Story
Режиссер — Йозефин ван дер Альст. Бельгия — Германия, 2024
Диплом с формулировкой «За грациозность художественного высказывания в документальном кино».
«И колокола зазвонили…»
Если и можно создать стихотворение из документального кино, то данный фильм — идеальный пример такого творчества. Кричащая в своей тихой отрешенности история про «монаха в миру», с одной оговоркой: «мир» в данном случае — заброшенная итальянская деревенька в горах, единственным жителем которой и является главный герой, старец по имени Грациано.
Он держит небольшое хозяйство, рисует плакаты на картонках от использованных коробок, и картонки оживают, воспаряя элегантными афоризмами; он распевает арии в недействующей горной церквушке, пишет десятки неотправленных писем и непрочитанных стихов. Темы стихов переливчаты и блуждающи, как воспоминания.
Например, Рождество в своей лирике Грациано грациозно перемешивает с весной и цветами, потому что разве прекрасное не может находиться бок о бок, если оно прекрасно? И, самое главное, герой этой живописной истории влюблен. Он не помнит лица своей возлюбленной, он не знает ее имени, он не подозревает, где находится его любимая, их пути давно разошлись, но любовь осталась. Разве может любовь умереть?
Об этой любви кричит все: от изображения юной Девы Марии в овальной золоченой раме на стене дома Грациано до весенних цветов и осенних закатов, украшающих мир героя, одинокий, большой, часто снежный, как с картин Брейгеля. В противовес общепринятому настойчивому мнению о том, что надо жить настоящим, Грациано живет прошлым. Но парадокс заключается в том, что переживания ушедшего настоящего уже являются самым что ни на есть настоящим — пример тому все существующее на земле творчество, воплощающее в себе процесс переживания минувшего и, одновременно, послание в вечность.
Затворническая жизнь Грациано — это творчество маленького человека в огромном, необъяснимо живом и кричащем своей молчаливостью мире. Почему герой выбирает такую жизнь? Ответов нет. В некоторых произведениях загадка может сказать больше, чем открытый диалог. История Грациано — одно из таких произведений.
Слоны-призраки / Ghosts Elephants
Режиссер — Вернер Херцог. США, 2025
«…ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7)
И снова документальное кино удивляет гранями, которыми оно может предстать перед зрителем. Добро пожаловать в сказку: тут и известный всем с детства Редьярд Киплинг с его мифической Африкой, и «Серебряное копытце» Бажова (только вместо семейства полорогих в фильме — слоновые), и «Последний единорог» Питера Бигла. Но удивительнее всего осознавать, что Херцог, в отличие от вышеупомянутых персон, рассказывает историю, произошедшую на самом деле.
В центре повествования — лесистые высокогорья Анголы и ученый-следопыт по имени Стив, отправившийся на поиски таинственного и неуловимого вида слонов-гигантов, которых, возможно, уже и не осталось на земле. В процессе своего приключения герой задается вопросом: не лучше ли, если сказка так и останется сказкой и слоны не будут найдены? Это очень простое по своей сути произведение, представляющее собой увлекательную, меланхоличную и, если угодно, научно-фантастическую роуд-стори с открытым финалом, косвенно затрагивающую одну из важных для всех нас тем — тему веры, само понятие которой обесценивается от безусловной доказуемости ее объекта.
На этой земле
Режиссер — Рената Джало. Россия, 2024
«…а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр 11:13)
Без ангелов на фестивале тоже не обошлось, пускай и земных, русских Икаров, пытающихся мастерить себе крылья из подручных средств: перышек, веточек, досочек. В афишах фильм значился как «документальный» — что стало одной из дополнительных, манящих к просмотру загадок. Ошибка составителей? Мокьюментари? Игра в художественную реконструкцию?
В центре повествования — три переплетенные между собой истории. Первая — про двух крепостных сестер-близняшек: здоровую, кровь с молоком, и ее тень — вторую. Как полагается в истории про близнецов, провидение их разъединяет. Параллельная сюжетная линия расскажет о господах в напудренных париках, молодом и старом, безумно скучающих, ничему не удивляющихся, от всего уставших. Меж ними — местный сумасшедший, тот самый русский Икар, земной ангел, мечтающий улететь из этого хтонического барочного мира.
Но достаточно ли ангелу просто иметь крылья, не используя их при этом по назначению? Хороший вопрос, на который зрителю предоставляется возможность ответить самостоятельно.
Новое начало / Les Recommencements / New Beginnings
Режиссеры — Вивиан Перельмютер, Изабель Инголд. Бельгия. 2025
«Пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт 4:16)
На первый взгляд, в этой размеренной, неигровой картине ничего не происходит. Закаты сменяют рассветы, день — ночь, реки впадают в моря, лососи возвращаются в реки, а главный герой этой картины путешествует по Америке в поисках своего прошлого.
Центральный персонаж — пожилой индеец по имени Эл Мун, коренной житель страны, ветеран войны во Вьетнаме, переживающий запоздалое посттравматическое расстройство, вызванное военными годами собственной юности. Но это лишь первый пласт истории. Второй — медитативный, релаксационный, природный, с одним из важнейших христианских символов во главе — рыбами, а точнее — лососями. Война и экология причудливо переплетаются друг с другом, подобно руслу рек. Прошлое имеет свои последствия.
Отравленным рекам сложно восстановить свою экосистему, так же как и миру, в виде хотя бы одной человеческой жизни, очиститься от последствий греха, о котором рассказывает третий пласт картины — случайное, детское, невинное …братоубийство.
Мог бы начать жизнь с чистого листа Каин, если бы убил Авеля ненамеренно? Создатели фильма ставят перед зрителем этот непростой вопрос. Этим вопросом задается и главный герой картины, когда-то оказавшийся на войне, чтобы искупить грех детства собственной смертью. Но Бог сохранил ему жизнь. Этим вопросом задаемся все мы, глядя на происходящее на земле зло, неконтролируемое, попускаемое… Вынужденное?
Сестра Режина / Sister Regina
Режиссер — Владимир Штерянов. Болгария, 2025
«Я зашел в церковь всего на чуть-чуть и почувствовал себя в плену замешательства» (Альфонс Ратисбон, известный католический священник и миссионер, бывший иудей)
Межконфессиональные истории — это всегда интересно. Приплюсуйте к этому Вторую мировую войну, героиню-долгожительницу (104 года!), приключения, включающие в себя кораблекрушения, потерю и обретение родственников, и, конечно же, внезапный уход в монастырь. Затем перемешайте все это — успешный набор для остросюжетного романа готов! Только вот в данном случае перед зрителем не литературные фантазии, а самая что ни на есть правда.
Чудесную историю веры рассказывает нам сестра Режина — монахиня монастыря «Сестер Сиона» в Иерусалиме, места необычного и святого.
«Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон (каменный помост), а по-еврейски Гаввафа» (Ин 19:13)
В IV веке святая равноапостольная царица Елена возвела здесь церковь, но теперь на этом месте расположился вышеупомянутый женский католический монастырь. В нем бережно хранятся помост и те самые камни, на которых стоял Иисус. Здесь и живет сестра Режина, и оттуда рассказывает нам свою историю.
Фильм сделан очень просто, в стиле телеканала «Культура». Пожилая героиня, совершенно не выглядящая на свой почтенный вековой возраст, с удивительной смесью эмоциональности, ироничности и отрешенности, рассказывает нам о прожитой жизни. Эти рассказы перемежаются с кадрами хроник, письмами, газетными вырезками и архивными фотографиями. Несколько дополнительных корреспондентов в качестве исторических экспертов, удивительно огромная для христианской монахини, безоговорочно принимающая и обожающая ее иудейская семья, неотступное чувство чуда в сочетании с простотой человеческой жизни — создают какой-то совершенно удивительный монументальный эффект радости бытия.
В жизни сестры Режины было всякое: война, геноцид, смерть близких, потеря дома, но самое главное, пожалуй, случающееся в жизни каждого человека, — любовь. Любовь юной еврейской девушки — ко Христу.
Оригинал здесь: проект «Феокино» Феодоровского собора С.-Петербурга.







