Причащаться нужно чаще: святоотеческое доказательство

Роман Стариков

Студент Санкт-Петербургской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы продолжаем рубрику «Святые Отцы — доступно» и кратко пересказываем, о чем повествует книга под названием «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».

«Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», адресованная священникам и мирянам, — это малоизвестный труд двух известных греческих святых, авторов «Добротолюбия»преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского. Книга впервые издана в 1783 г. Представляет собой сильную переработку книги иеродиакона Неофита Кавсокаливита «Руководство анонима, доказывающее, что христиане должны чаще причащаться Божественных Таинств», изданной в 1777 г.

Исторический контекст

Книга написана в период духовного упадка в Греции, который связан с периодом турецкого ига, начавшегося с падением Константинополя в 1453 г.

В это время также велись активные споры о совершении заупокойных богослужений в воскресный день. Преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский были одними из главных лиц, кто выражал твердое несогласие совершать заупокойное богослужение в воскресный день, чтобы не умалить радость о Воскресшем Христе, победившем смерть. За их несогласие они были прозваны колливадами (Κολλυβάδες, от «ко́ливо» (греч. κόλυβα) — сладкие сваренные крупы с сухофруктами, по традиции приготовляется, освящается и употребляется в память об усопших. Поводом для зарождения движения стал перенос в 1754 году панихид с субботы на воскресенье, однако часть монахов этому воспротивилась, отказавшись варить «коливо» в воскресенье).

Замечательно, что в наше время эта книга в некоторых слоях церковного общества воспринимается модернистской, несмотря на то, что в прижизненные годы авторы книги воспринимались как традиционалисты.

Зачем читать книгу

Книга святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского является важным свидетельством подлинной традиции церковной жизни, которая заключается в частом участии в Таинстве Евхаристии. Такая позиция основана на святоотеческом Предании. Она может быть интересна для всех неравнодушных христиан, желающих реализовать идеал евхаристической практики в своей жизни.

Глава 1

Почему христианам необходимо часто причащаться

В основе учения о непрестанном причащении лежат четыре основных аргумента, которые авторы подробно раскрывают в книге:

  • Слова Самого Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53) — как заповедь, равную заповеди о Крещении; «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19) — как указание, на многократность исполнения заповеди; «Приимите, ядите: сие есть Тeло Мое…» (Мф 26:26–28) — как повелительный характер заповеди.
  • Отношение к причащению Апостолов: «Они постоянно пребывали, в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:42); Правила святых Апостолов повелевают отлучать от участия в Евхаристии тех священно и церковнослужителей, кто не причащается по уважительной причине (8 Ап), а также отлучать от Церкви тех мирян, кто слушает Священное Писание и не причащается (9 Ап); 2-е правило Антиохийского собора (341 г.) подтверждает правила святых Апостолов; 80-е правило Трулльского собора (691–692 гг.) учит отлучать лишать сана священнослужителей и отлучать от причащения мирян, кто, находясь в своем городе, не участвовал в Евхаристии три воскресенья подряд.
  • Смысл литургических песнопений, молитв и возгласов, а также само название Евхаристии «Собрание» и «Общение» — как указание на главную цель богослужения — общение со Христом и соединении в Нем со всеми верными.
  • Учение Святых Отцов, из которых мы приведем только некоторые цитаты.

В первой главе авторы книги приводят в подтверждение четырем главным аргументам цитаты Святых Отцов, некоторые из которых мы приведем ниже.

Святитель Иоанн Златоуст: «Господь нас призывает взойти на небеса (т. е. прийти причаститься), на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается?»

Святитель Симеон Солунский: «Божественная Литургия — это служба, цель которой — священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в причащение всем верным».

Праведный Николай Кавасила: «Посему, если души имеют готовность и расположенность к Таинству, а Господь, Который освятил и совершил [его], всегда желает освящать и хочет всякий раз преподавать Самого Себя, то что может воспрепятствовать приобщению? Очевидно, ничто».

Святитель Василий Великий: «Должно возрожденному Крещением питаться впоследствии причащением Божественных Таин. Ибо необходимо нам в дальнейшем питаться пищей жизни вечной, которую нам предал Сын Бога Живого».

Монах Иов Исповедник: «…каждый [порядочный христианин] имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день».

Глава 2

Зачем христианину часто причащаться

Христианин, с одной стороны, духовно возрастает от частого причащения, потому что постоянно находится в состоянии подготовки к Таинству. Он находится в молитве, памяти Божией, внимании к себе и хранении себя от злых помыслов и дел.

Святитель Григорий Богослов говорит, что достойно принимаемые Тело и Кровь Христовы делают нас «в трудах и скорбях более терпеливыми, в любви — более горячими, в знании — более утонченными, в послушании — более готовыми, к действиям благодати — более восприимчивыми».

С другой стороны, святитель Иоанн Златоуст говорит, что «Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта Кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Кровь Владыки, а ангелы собираются. Она — спасение наших душ».

Святитель Кирилл Александрийский говорит: «Приходящий в нас Христос усыпляет в наших членах неистовствующий закон плоти и оживляет благоговение к Богу, а страсти умерщвляет».

Следовательно, учит преподобный Ефрем Сирин, христианин должен более всего заботиться о том, чтобы быть достойным причащения, потому что противоположные последствия случаются с тем, кто причащается недостойно. Подготовка же оценивается чистой совестью.

Святой Феодор Студит обличает тех, кто причащается в воскресные дни, а если Божественная Литургия случится в другой день, не приступают по нерадению, хотя живущие в монастырях, достойно приготовившись, могли бы приступать к Чаше и каждый день.

Преподобный Никодим и святитель Макарий предлагают следующую формулу духовной жизни: Христос дал мир Свой ученикам. Мир этот дается не просто так, но от соблюдения заповедей. Заповедь же исполняется в совершенстве при наличии любви, любовь же невозможно иметь без причащения. Вывод — без причастия христианин трудится напрасно.

В книге проводится параллель между отношениями единокровных родителей к их детям и любовью Христа к Его последователям. Подобно тому, как естественным образом дети и родители имеют взаимную любовь друг к другу, так как составлены от одной крови и тела, так и причащающиеся Крови и Тела Христовых начинают естественным образом иметь любовь к своему Небесному Родителю, так и Он к ним.

Святое причащение способно сделать нашу скорбную жизнь в этом мире радостной. Человек, причащающийся с должной подготовкой каждый раз, когда соединяется со Христом, празднует Пасху и веселится духовно. Он может это делать не только один раз в год, а даже много раз в неделю.

Достойно причастившийся перед смертью, сразу возносится на небо, по этой причине мы должны быть всегда готовы к принятию Святых Таинств Христовых, так как не знаем, когда умрем.

Святой Анастасий Антиохийский считает, что ежедневные грехи не должны препятствовать причащению, так как с верою и любовью причащающемуся прощаются все грехи, за исключением смертных неисповеданных грехов.

Авторы книги называют заповедь Господа о причащении «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54) — главной заповедью.

Поэтому часто причащение они видят необходимостью и обязанностью каждого христианина, а также называют его «ангельским блаженством на земле».

Глава 3

Что будет, если не причащаться

Обратный полученной пользе вред бывает для тех, кто медлит причащаться: такие люди живут в нерадении и невнимании к своему внутреннему состоянию, теряют сердечное благоговение и страх Божий, постепенно становятся бесчувственны ко греху.

Христиан, которые бывают чисты и достойны причащения, но не подходят к Чаше, остаются без даров Святого Духа и исцеления страстей, так как вместо Бога надеются на свои силы и доброту.

Более того, что они нарушают заповеди Господа и Апостолов, но еще дают диаволу возможность легко искушать их. Святитель Кирилл Александрийский говорит об этом: «Удаляющие себя от Церкви и причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов».

Об этом молится и святитель Иоанн Златоуст: «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду».

Не спешащих к Святым Тайнам может настигнуть внезапная смерть и они рискуют быть задержанными на мытарствах и лишенными Царства Небесного.

Авторы книги замечают, что современные христиане ценят больше паломничество в Иерусалим или к святым мощам, чем то, чтобы стать сотелесниками Сыну Божию. Ради первого они тратят и время, и силы, и сбережения, в то время как ради второго и наиглавнейшего не хотят принести сокрушенную исповедь и достойно подготовиться.

Святые Никодим и Макарий предлагают не переставать уговаривать духовных лиц, запрещающих нам причащаться, пока они не разрешат нам часто приходить к Чаше.

Глава 4

Ответы на 13 возражений

Возражение 1: Причащаться часто можно только священникам.

Ответ: Разница между священником и мирянином лишь в том, что первый поставлен священнодействовать и преподавать Тело и Кровь всем верующим, а в момент причащения никакой разницы между ними нет, как было в Ветхом Завете, но каждый принимает одни и те же Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Возражение 2: Причащаться можно не чаще раза в сорок дней по примеру Великого поста.

Ответ: Христос через апостола Павла освободил на от наблюдения дней: «[Вы] наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас и проповедовал вам Евангелие» (Гал 4:10–11).

То есть подготовка оценивается не счетом дней, а чистой совестью, которая очищается тщательным покаянием, а не по причине сорокадневного поста или наступления самого праздника Пасхи.

Возражение 3: Если кто-то с большим страхом и благоговением причащается редко, то это хорошо.

Ответ: Этот страх не от Бога, так как происходит от преступления заповеди, а благоговение лицемерно и вредно, так как истинное благоговение связано с соблюдением заповедей Господа, соборных постановлений и апостольских правил. Это возражение лишает христианина отваги, которая так важна в духовной жизни.

Человек, считающий свои ежедневные прегрешения препятствием к причащению, говорит святитель Кирилл Александрийский, во всю жизнь не подойдет к спасительной Чаше и будет лишен исправления и вечной жизни.

Возражение 4: Преподобная Мария Египетская и другие пустынники причастились однажды и стали великими святыми.

Ответ: Церковь определяла правила не для пустынников, а для всех. Пустынники не причащались, потому что не имели возможности, а если бы имели возможность и не причащались, то были бы осуждаемы. Сам Христос их причащал, видя готовность и желание их душ при отсутствии Церкви и священника рядом.

Возражение 5: Христовы Тайны так велики, что причащающиеся должны вести исключительно святую ангельскую жизнь.

Ответ: Несомненно, но святыми называются: во-первых, те, кто получил освящение от Святого Духа в Крещении; во-вторых, те, кто освящается по мере исполнения заповедей Господа.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Беда не в том, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что, не имея чистого сердца, даже к Тому, Кто может сотворить его чистым, не приступаем». Из этого видно, что от причащающегося требуется не совершенство, но желание исправление жизни, так как без Хлеба Жизни не бывает ни прощения грехов, ни духовного роста.

Те, кто исполняет заповеди Бога, недалеки от ангельской жизни, так как те занимается только тем, что исполняют Его волю.

Возражение 6: В Книге Притч написано: «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (25:16).

Ответ: Соломон говорит это не о Божественных Тайнах, но об умном созерцании. Но если понимать в предложенном смысле, то другие слова Соломона опровергают его же самого: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей» (Притч 24:13).

Слова возражающих «сколько тебе потребно» указывают на меру, которую в Церкви определяют апостольские правила и соборные постановления, которые повелевают христианам часто причащаться.

Возражение 7: Еретики те, кто принимают Крещение вне предания Церкви, так и те, кто часто причащаются.

Ответ: Из этого возражения следует, что всех священников, причащающихся часто, Святых Отцов, Апостольские правила и священные Соборы нужно признать еретическими, чего быть не может. Те же святые разрешают и бесноватым причащаться в надежде исцеления, если только они не хулят Святые Дары.

Возражение 8: Неужели люди, часто причащающиеся, не испытывают действия обычных страстей? А если они подвержены страстям, то почему хотят часто причащаться?

Ответ: Те, кто причащаются часто, тщательнее хранят себя от греха, испытывая правильный страх перед причащением. Если у человека есть мелкие грехи, то он должен укорять себя, исповедовать их Богу и причащаться со страхом и верой в то, что Господь очистит их. Если у человека есть тяжелые грехи, то он не должен приступать к чаше прежде, чем не принесет должного покаяния.

Возражение 9: В прежние времена большинство христиан причащалось часто, поэтому и правила того времени были направлены против меньшинства, чтобы они не соблазняли народ. Сейчас же большинство христиан причащается редко, поэтому в пользу большинства должны быть устроены правила, чтобы в Церкви не было бесчиния.

Ответ: Соблазн — это когда кто-то препятствует человеку на пути к Богу и ведет его к диаволу. Святитель Великий Василий говорит: «Все противостоящее воле Господа есть соблазн». Когда же мы исполняем заповедь, а кто-то соблазняется — это не является соблазном.

Бесчиние — это когда что-то происходит не по своему чину, а чин в том, чтобы христиане, находящиеся на Божественной Литургии, причащались. Поэтому и теперь большинство должно последовать за меньшинством, творящим волю Божию.

Возражение 10: «Томос единения» содержит правило, вошедшее в греческий Часослов о том, что христиане должны причащаться только три раза в год.

Ответ: Это правило было принято вследствие отлучения Патриархом Николаем Мистиком от Церкви Льва Мудрого за четвертый брак. Вследствие чего разгорелись споры о количестве допустимых браков. Был собран собор в 992 г., на котором было принято постановление, заключающееся в том, что те люди, которые после тридцати лет имеют детей и вступают в третий брак, то отлучаются от участия в Евхаристии на 4 года, а после могут приступать только три раза в год. Это же правило по недоразумению или нерадению составителей вошло в греческий Часослов, как распространяющееся на всех христиан вообще, что является ошибкой.

Возражение 11: Практика причащения не догмат, чтобы его отстаивать.

Ответ: Это не догмат веры, но правило и традиция Церкви, а что еще важнее — заповедь Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Многие святые пролили кровь за правила Церкви, а теперь многие стремятся исказить правила и постановления, и хотящим причаститься, препятствуют. Но «Должно повиноваться больше Богу, чем людям»  (Деян 5:29).

Возражение 12: Во-первых, канонами и правилами распоряжаются архиереи; во-вторых, мы не должны испытывать архиереев и духовников, а в простоте повиноваться; в-третьих, апостол Павел учит: «повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь»  (Евр 13:17).

Ответ: Во-первых, архиерей имеет над собой руководителя — Святое Евангелие, и главу имеет — Христа, который говорит о Себе: «Что Я говорю, то говорю, как сказал Мне Отец» (Ин 12:50).

Во-вторых, святитель Василий Великий говорит: «Тем из слушающих, кто обучен в Писаниях, следует испытывать то, что говорят учителя. И то, что согласно с Писаниями, следует принимать, а то, что им чуждо, — отвергать», и еще: «Не подобает просто так и без испытания увлекаться теми, которые лишь притворяются, что говорят истину. Должно на основании свидетельств Писания познавать каждого».

В-третьих, в том же месте Апостол Павел пишет: «взирая на кончину их (то есть добродетельную жизнь), подражайте вере их» (Евр 13:7), то есть повиноваться нужно тем, кто сам исполняет слово Божие и правильно учит вере.

Возражение 13: Причащаться три раза в год достаточно, чтобы исполнить заповедь Божию и быть оправданным на Страшном суде.

Ответ: Да, это хорошо и полезно, но чаще причащаться гораздо полезнее. Зачастую люди не причащаются из-за нерадения и лени.

Следовательно, заповедь исполняется плохо или вообще не исполняется, так как повеления Господа или кого из святых мы не имеем, чтобы причащаться трижды в год, а возглас «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите» мы слышим в храмах каждый день.

Эпилог

Самое главное — это соблюдать заповеди Божии, а если кто противоречит или учит не так, как заповедал Господь, то принимать не следует. Священное Писание — единственный критерий истинности всякого дела и слова. А заповедь Божия в том, чтобы причащаться.

Дьявол делает все, чтобы удалить нас от Святого Причащения, посредством неведения или неправильного толкования Священного Писания.

Крестившись, человек оживает для новой вечной жизни, но не питаясь Хлебом Жизни, он снова умирает от недостатка благодати.

Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной вечери кто-нибудь из апостолов сказал: «Я сегодня не причащаюсь», интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного омовения ног: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин 13:8). Непременно, Он и на Тайной вечери сказал бы непричащающемуся: «Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною».

Подобно, как никто из людей не преслушался бы повелений земного царя, даже если бы его отговаривали самые лучшие друзья, так и христианин должен, несмотря ни на чьи слова, ни на обычаи, исполнять повеления Царя Небесного — Христа.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle