Психотерапия на пути в Эммаус

Анна Ершова

Редактор, журналист, автор книг, преподаватель. Редактор портала «Предание», преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Известный отрывок о Луке и Клеопе, шедших из Иерусалима в Эммаус (Лк 24:13–15), читается в Церкви во вторник Светлой седмицы. А вспоминается гораздо чаще: все мы знаем молитву «Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый» из православного молитвослова. Но для меня этот отрывок совсем не о путешествии. Как минимум не о путешествии территориальном.

Сегодня я бы хотела остановиться на словах Иисуса: «О чем это вы толкуете между собой в пути?» (Лк 24:17). Меня всегда трогает этот момент. Зачем Господь задает такой вопрос? Он, Всеведущий и Всемогущий, и так прекрасно знает, о чем толкуют, в чем сомневаются, чего боятся эти ученики — да и все любые другие люди. Почему Он спрашивает Луку и Клеопу и потом довольно долго, идя с ними рядом, выслушивает их подробный ответ? Да еще и задает наводящие вопросы: «О чем вы?» (Лк 24:19).

Несколько лет назад я училась на курсе помогающей психотерапии для церковных работников у Марины Филоник. Для «выпускной работы» нам надо было под запись «психотерапевтично» поговорить с добровольцем о его проблемах, затем эта запись разбиралась нашими педагогами. Довольно быстро я нашла добровольца, мы встретились, и я стала его выслушивать. Было волнительно, но разговор состоялся, и мне показалось, что очень удачно. Гордясь собой, я отправила запись своим преподавателям.

Надо сказать, что курс во многом строился на практике особенного слушания с формированием специальных наводящих вопросов. Вопросы изначально я задавала, но мой собеседник оказался открытым и довольно быстро сам рассказал о том, что его беспокоило. А дальше произошло то, что оказалось, по итогам моей супервизии, совершенно неправильным. Я быстро «все поняла» про клиента и объяснила ему, в чем его проблема. Вот это и оказалось моей основной ошибкой.

В чем же здесь ошибка, спросите вы? Для ответа на этот вопрос вспомним все ситуации, когда нам давали непрошенные советы. Или указывали на то, что мы сделали не так. Или критиковали за то, что мы еще не готовы были принять. Или «ставили диагноз» по нескольким нашим жалобам. Думаю, что реакция у большинства людей при этом предсказуемая — от вежливого отстранения до грубого «отсыла». Причем резко реагировать могут те люди, у которых проблемы с личными границами: им важно их защищать, отстаивая таким образом свою территорию неприкосновенной. Еще в таких ситуациях может включаться защитная реакция «глухоты» — это особенно часто бывает в общении с детьми и подростками. Внешне соглашаясь и даже утвердительно кивая, они каким-то невидимым образом изнутри плотно затыкают свои уши и потом искренне не помнят, что им это говорилось.

Короче говоря, психотерапевт, по большому счету, не должен ничего рассказывать клиенту. А должен так повести разговор, чтобы клиент сам про себя что-то понял. И именно в этом случае человек сможет взять что-то полезное для себя, открыть что-то новое для дальнейшей работы с собой. В психологии существует множество направлений и подходов, которые используют задавание наводящих вопросов для того, чтобы помочь клиенту саморефлексироваться и прийти к своим выводам.

Почему еще важно самому клиенту выговориться, а не слушать психолога? Вербализуя ранее не до конца понятное, особенно страхи, тревоги, боль, мы будто вскрываем нарывы. Да, это больно и некомфортно. Кто при небольшом нагноении на пальце сразу побежит к хирургу? Единицы. В основном будут мазать вокруг да около, прикладывать подорожник и алоэ — до тех пор, пока нарыв не пойдет дальше или сам не прорвется. Но вот у меня был печальный опыт пребывания в отделении гнойной хирургии, и я теперь отлично знаю, что бывает, если запустить гноящиеся под кожей источники инфекции. Их надо либо лечить сильными антибиотиками, либо вскрывать — в любом случае обращаясь к врачу. Так и с нашими старыми ранами: открывая их, обнажая всю их неприглядность, мы тем самым будто впускаем туда воздух и свет. Так начинается выздоровление.

Возвращаясь к случаю путешествия в Эммаус, процитирую блаженного Феофилакта. Господь желал, «чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит». В контексте моего размышления важны первые слова этой цитаты — обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство.

Рассказ о путешествии Иисуса с учениками в Эммаус можно рассматривать как важный момент осознавания учениками своих чувств и переживаний, что приводит их к духовному прозрению. Иисус будто использует подход, включающий задавание вопросов и активное слушание, что помогает ученикам самим прийти к пониманию. Это действительно похоже на некоторые техники, используемые в психологии.

Говорят, что сформулировать желание — 50% его выполнения. Думаю, что проговорить свою проблему — 50% ее решения. Ведь для этого ее нужно понять, то есть обнаружить.

Поэтому так важны телефоны доверия, часовые сеансы у психотерапевтов, группы поддержки, да и просто дружеское внимательное слушание. Да что там за примером далеко ходить! Когда я как главный редактор этого портала в чем-то сомневаюсь, я пишу в наш рабочий чат. Расписав все плюсы и минусы ситуации, даже еще не дождавшись мнения коллег, я уже внутренне склоняюсь к тому или иному решению. И ключевое тут — «расписав». То есть вербализовав, обратив проблему в слова. Ведь недаром же «в начале было Слово» (Ин 1:1).

Описанное в Евангелии от Луки происходит именно в путешествии, поэтому приходит в голову параллель еще и с «вагонными разговорами». Представим, что со словом участия к нам обращается вот такой (не)случайный попутчик. «Почему вы так печальны? Что в вашем сердце? Что мешает вам твердо уповать на Бога? Почему ваша вера часто колеблется?» Стучат колеса, позвякивает ложка в стакане с чаем, впереди целые сутки пути, и так и хочется пооткровенничать с человеком, которого, возможно, больше не увидишь.

Подытоживая свои размышления, отмечу несколько важных вещей.

Участие в человеческом опыте. Господь, воплотившись, полностью вовлекается в человеческую жизнь. Его вопросы к ученикам могут восприниматься как способ участия в их горечи и сомнениях. Он не просто сообщает им истину, а позволяет им открыть свои чувства и мысли, что помогает осознать важность происшедшего.

Наставление через открытие. Расспрашивая учеников, Иисус подводит их к собственному пониманию событий. Он использует их ответы, чтобы затем объяснить им Писания, показывая, как исполнились в Нем ветхозаветные пророчества.

Человек вернее приходит к осмыслению истины через собственный опыт.

Здесь хочется провести параллель с эвристическим методом обучения, когда через так называемые «сократические диалоги» учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученику найти ответы.

Метафора пути. Путь в Эммаус может символизировать путь жизни, в котором мы проходим через сомнения, печали и трудности, прежде чем прийти к истине. Встреча со Христом на этом пути показывает, что даже в самые трудные моменты Он рядом, готов выслушать и поддерживать нас.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle