Кажется, что мы очень редко получаем подарки на церковные праздники, за исключением Рождества и Пасхи. Поэтому всероссийская кинопремьера фильма Сергея Дебижева «Крест», приуроченная к празднику Крестовоздвижения, представляется действительно важным и радостным подарком не только для православного мира, но и гораздо более широкой аудитории.
Сергей Дебижев известен как режиссер, документалист, актер и художник. Благодаря предыдущей работе его команды — фильму «Святой архипелаг» (2022) — многие убедились, что документальное и духовное кино может быть успешным в массовом российском кинопрокате. Но, вопреки ожиданиям многих, «Крест» вовсе не продолжение «Святого архипелага», а самостоятельное произведение и попытка покорить новую высоту в российском кинематографе.
Об этом говорит не только масштаб — фильм вышел одновременно в 600 копиях, то есть увидеть его можно в таком же количестве кинотеатров страны. И это является серьезным достижением для документального кино, поскольку оно редко встречается с массовым зрителем. Премьеры проходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих крупных городах России, а массовый прокат фильма стартует 26 сентября.
Но, конечно, заявка на новую высоту заключается не только в количестве копий, а в профессиональном, художественном и смысловом содержании.
Премьера картины состоялась 22 сентября в Москве, в кинотеатре «Октябрь», — большой зал был полностью заполнен. Помимо мэтров культуры, искусства и кино в зале было немало молодых людей. Многие по традиции пришли с газировкой и попкорном. И здесь сработал неожиданный сюрприз, о котором мы скажем чуть ниже.
Фильм «Крест» приглашает зрителя в путешествие по местам сосредоточения глубокой духовной и религиозной жизни не только в нашей стране, но и за ее пределами. Создатели картины начинают путешествие в многоликой толпе современного мегаполиса, постепенно перемещаясь в иные удивительные места. Съемочная группа побывала в Иерусалиме на Страстной неделе и в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря, посетила православные храмы и монастыри Эфиопии, сделала уникальные съемки Священной горы Моисея (места дарования заповедей) и добралась до любимых многими верующими Соловков.
Впечатляет, что создателям удалось избежать как стандартных голливудских подходов, так и лекал православной кинодокументалистики. По признанию Дебижева, у фильма не было даже сценария, в типичном понимании этого слова. Отдельного восхищения заслуживает работа операторского коллектива под руководством оператора Алексея Немова, чей объектив раскрывает святые места в совершенно неожиданных ракурсах и в их действительной красоте. Ювелирной огранкой картины становится звучание фильма — музыкальная работа композитора Виктора Сологуба и звукорежиссера представляют собой настоящее искусство.
К совместной работе над музыкальной частью картины Сергей Дебижев пригласил схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) — единственного в своем роде православного иеромонаха, который воспевает духовные гимны (псалмы) и служит Божественную Литургию на языке Христа: арамейском языке, на котором, согласно Священному Преданию, говорил в земной жизни Господь. Духовные песнопения отца Серафима и хора монастыря Тринадцати ассирийских отцов (Грузия), а также распевы других известнейших церковных хоров (Сретенского монастыря и других) создают в фильме совершенно особую атмосферу, превращая фильм-путешествие в особенный и личный для каждого зрителя духовный опыт.
А особенным сюрпризом, о котором говорилось выше, стало живое выступление мужского хора «Логос» вместе со схиархимандритом Серафимом. Они исполнили песнопение на слова последней уединенной земной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Слова Евангелия, воспетые на арамейском языке: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39), тронули зал так, что люди сначала просто отставили попкорн в сторону, а затем, затаив дыхание, не возвращались к нему и после финальных титров, на деле подтверждая слова Господа: «не о хлебе едином будет жив человек» (Мф 4:4).
Фильм представляет своеобразный триптих смыслообразующих частей под названиями «Вера», «Надежда» и «Любовь», каждая из которых приоткрывает эти свойства человеческой души в общении с Богом. Путешествие наполнено своими действующими лицами, героями и проводниками. Одним из таких проводников становится монах и иконописец Никита (Гашев) из братии Псково-Печерского монастыря, который делится словами евангельской истины в очень простой и доступной форме, не предполагающей высокоумия, а напротив. «Бог предельно простое существо», — говорит он в фильме, — проблема в том, что мы, отпав от Него, стали слишком сложными».
Сложно удержаться от желания поделиться другими сюжетами и картинами, которые раскрывает перед зрителем фильм «Крест», хочется лишь пожелать зрителю поскорее отправиться в это путешествие, чтобы проделать этот путь души вместе с авторами кино.
Дадим слово автору фильма Сергею Дебижеву: «Мы находимся в той точке вечности, когда необходимо переосмысление и перезапуск огромного количества процессов, особенно в культуре. Человек, рождаясь, сталкивается с культурой — это и колыбельные, и мифы, сказки и живопись, мультфильмы и литература. Все это ведет человека всю жизнь до того момента, когда он оставляет мир. И это, наверное единственное, что оправдывает существование человека на земле, если не брать фундаментальную религию… Наконец началась великая битва сил света с силами тьмы, и нам невероятно повезло, что мы оказались ее свидетелями, а то и участниками», — заключает режиссер.
Возможно, здесь уместно будет вспомнить видение, произошедшее, согласно преданию, с императором Константином в 312 году от Рождества Христова, когда у Мульвиева моста он увидел на солнце знамение Креста с надписью Ἐν τούτῳ νίκα («Сим победиши»). Крест Господень действительно является Божественным орудием нашего спасения. Единственное условие, которое Господь ставит перед нами, — принять этот крест. И вполне возможно, что именно тогда нам действительно откроется созерцание той правды, о которой говорит митрополит Антоний Сурожский, чьей цитатой завершается картина «Крест»: «Единственным смыслом жизни на земле была любовь!»