Пять фильмов, в сюжете которых детей не интересуют гаджеты

Анна Ершова

Журналист, редактор.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Чем занять детей в школьные каникулы? Как оторвать их от гаджетов? Как объяснить вред фастфуда? Привычные вопросы родителей, которые никого сегодня не удивляют. Заглянуть в иные миры, где эти вопросы показались бы странными, где в приоритете совершенно другие ценности, поможет наша подборка. Пять фильмов о детях в разных странах и эпохах, которые можно посмотреть всей семьей.

Когда ищешь хорошее кино для совместного просмотра с детьми, чаще всего натыкаешься на сюжет о сироте, ищущем новых родителей, друзей и ориентиры в этом сложном мире. Мои дети уже относятся к этому с некоторым цинизмом: «О, ну конечно же, мать погибла в первые 10 минут фильма». Тем интереснее нам было посмотреть эту подборку кинофильмов, избежавших (ну, почти) потрепанной сюжетной линии. Как минимум в первых трех фильмах с мамами у детей всё хорошо, и что самое поразительное, эти фильмы сняты по достоверным событиям.

«Королева из Катве». США, 2016, режиссер Мира Наир. 16+

Когда эта девочка случайно заходит в шахматный кружок, организованный энтузиастом из благотворительной миссии, даже дети трущоб зажимают нос и советуют ей помыться. Жизнь ее семьи можно охарактеризовать коротким русским словом «дно». Кажется нереальным не то что добиться успеха, когда ты родился в нищей африканской деревне, а просто даже выжить и сохранить человеческое достоинство. «Быть из Африки — значит быть аутсайдером в мире. Быть из Уганды — значит быть аутсайдером в Африке. Быть из Катве — значит быть аутсайдером в Уганде. Быть девочкой — значит быть аутсайдером в Катве», — так говорит Фиона, семья которой еле выживает после смерти отца.

Мне до сих пор непонятно, как без какого-либо минимального образования, когда мозг занят продажей хоть чего-нибудь хоть кому-нибудь, чтобы съесть хоть что-нибудь, можно взять и разобраться в сложной интеллектуальной игре, в которую, например, я со своими двумя высшими толком играть так и не научилась. И как верить в этих нищих детей так, как верит Роберт Катенде, шахматный энтузиаст, благодаря которому Фиона даже оказывается на турнире в заснеженной России…

История кажется маловероятной, но в конце фильма выходят протитипы героев и кратко рассказывают, что произошло с ними дальше. Да-да, они настоящие!

Фильм маркирован 16+, но мы смотрели его с 11-летним ребенком.

«Клетка для кроликов». Австралия, 2002, режиссер Филипп Нойс. 12+

Этот фильм, тоже снятый по реальным событиям в Западной Австралии 1931 года, внушает оптимизма гораздо меньше. Больно знать, что где-то к людям относятся как к животным, селекционируя для разведения «более лучшего» потомства. Что где-то могут у матери отнять детей и увезти за тысячи километров, просто потому что кто-то решил, что так будет лучше для общества. Бесчеловечный закон того времени позволил забирать детей из племени аборигенов и отсылать их в специальные учреждения, где из них должны сделать слуг для белых господ.

Впрочем, фильм совершенно нельзя назвать «чернушным», и, несмотря на драматический сюжет, он с хэппи-эндом — причем не придуманным сценаристами, а опять-таки продиктованным самой жизнью. Картина снята по мотивам романа Дорис Пилкингтон Follow the Rabbit-Proof Fence (1996), это ее мать вместе с двумя другими девочками сбежала из резервации у реки Мур, после того как власти поместили их туда в 1931 году.

Весь фильм ценой невероятных усилий воли девочки пытаются добраться домой, перейдя почти половину континента по опасным пустыням вдоль самого длинного забора в мире. Этот забор построен для кроликов. Но наши сбежавшие «кролики» идут вдоль него более двух месяцев — к своим родителям. За ними по пятам следует погоня.

Какая должна быть отвага у этих детей, какая вера и надежда в свои силы, в любовь своей семьи! Полезно посмотреть некоторым современным детям, которые нередко возмущаются нарушением своих прав в уютных квартирах и грозятся уйти из дома.

«Лев». Великобритания, Австралия, США, Индия, 2016, режиссер Гарт Дэвис. 16+

Еще один фильм жанра «драма, биография», основанный на мемуарах Сару Брайерли под названием «Долгая дорога домой». Сару, мальчик из трущоб, потерялся в возрасте пяти лет. В фильме показывается история об удивительных поворотах его судьбы и поисках семьи.

Пересказывать сюжет тут бесполезно — кажется, что это слезливая мелодрама, но в фильме видишь нечто большее. Путь домой — это путь к себе. И пусть ты усыновлен и успешен, но тебе не хватает чего-то важного. Это так странно и так знакомо! Чем больше мы живем, тем больше на нас давят маски, которые по какой-то причине мы сами (или общество вокруг) на себя надеваем. И это тоска по самому себе подлинному, я уверена, — тоска по Богу. По тому образу, который Им заложен в тебе.

Мы идем к этому подлинному себе всю жизнь. Дай Бог нам многие лета, силу, упорство и веру в пути — как герою этого фильма.

«Звуки музыки». США, 1965, режиссер Роберт Уайз. 0+

Совсем другой жанр, но если вы еще не смотрели эту классику мирового кинематографа, отмеченную пятью «Оскарами», то наверстайте упущенное! Добрая музыкальная сказка о сложном времени: действие происходит перед Второй мировой войной. Мария, неудавшаяся послушница монастыря под Зальцбургом, отправляется матушкой настоятельницей в дом капитана фон Трапа, вдовца, в качестве гувернантки для его семерых детей. Мария весела и простодушна, любит петь и улыбаться, а капитан суров, строг и всё еще скорбит по своей супруге. Но, конечно же, всё заканчивается счастливой романтической историей.

Джули Эндрюс в роли Марии очаровательна, и весь фильм проникнут той одухотворенностью и наивностью, которая подкупает нас в старых картинах. Последние полчаса сюжета держат зрителя в напряжении: фашизм надвигается на Австрию, и семья собирается спасаться от него через живописнейшие Альпы.

Добрый старый мюзикл, что ни мелодия, то хит: «Мария», «До, ре, ми», «Эдельвейс», «Гуд-бай» — ими можно наслаждаться и вне фильма.

«Как прогулять школу с пользой». Франция, 2017, режиссер Николя Ванье. 6+

Да, и всё-таки фильм про мальчика из приюта, оставшегося без мамы. На мой взгляд, русское название совсем не подходит к картине, возможно, перевести оригинальное французское название можно как «Школа жизни». Как бы там ни было, школа жизни познается мальчиком Полем в совершеннейшей красоте.  

Режиссер-путешественник Николя Ванье снял необыкновенно красивый фильм. Таким съемкам дикой природы могла бы позавидовать National Geographic. Но это не сказочная картинка красивенького леса, здесь жизнь показана сложнее и жестче. Думаете, как нужно ответить на вопрос ребенка, что лежит в его тарелке? «Купила что-то в супермаркете» или «это твой утренний дружок Жано»? Здесь много таких взрослых моментов.

Мальчик Поль вырос в сиротском приюте: его мама умерла, а папа погиб в Первую мировую войну (действие происходит в 1927 году). Поля отправляют в семью доброй женщины Селестины, которая каким-то образом связана с его покойными родителями. Действие происходит в поместье мрачного графа, тайна которого раскрывается в конце киноленты. Здесь мальчик постепенно узнает, как жить в реальном мире, и разбирается, что лучше — говорить правду или, быть может, иногда врать, дружить с «хорошим» лесничим или с «плохим» браконьером.

Но все возможные треволнения фильма уравновешиваются счастливым добрым финалом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle