Пять фильмов в рождественские каникулы

Ольга Лебединская

Кинопродюсер, сценарист, организатор производства.

Рождество — особый праздник: Господь воплотился в человека! Это так непостижимо и загадочно. Радостной тайной окутаны праздничные дни. Возможны любые чудеса и в жизни, и в фильмах, снятых на эту тему. И неважно, сколько нам лет, человеческая душа ждет чуда в любом возрасте.

Фильмы, которые я хочу предложить для семейного просмотра в рождественские каникулы, разные — веселые и с грустинкой, истории из реальной жизни и фантастические. Да, они немного сентиментальные. Но кто сказал, что это плохо? А еще их объединяет доброе чувство надежды и веры в чудо.

С чашкой горячего какао, ванильного шоколада, чая с кардамоном, бокалом глинтвейна с корицей после морозной прогулки — самое то посмотреть хорошее кино. Особенно в теплой домашней компании.

«Ноэль»

США, Канада, 2004, режиссер Чазз Пальминтери, 12+

«Иногда нужно с кем-нибудь поделиться, и станет ясно, что нужно делать».

Одинокие сердца в Нью-Йорке. Маленькие истории про обычных, не очень счастливых людей. Их судьбы переплетаются в причудливый узор в волшебную рождественскую ночь. Немного юмора, немного мистики, звездный состав и много доброты и человечности. Беспроигрышный рецепт хорошего новогоднего кино.

Но этот фильм глубже традиционной рождественской истории. Это философская драма о том, что все наши беды и несчастья — не повод унывать и разочаровываться в жизни. Именно жизнь и есть настоящее чудо. И люди, которые оказываются рядом не просто так, — тоже чудо. Ведь именно их руками Господь помогает нам и дает утешение.

В фильме снимался Пол Уокер, звезда «Форсажей», трагически погибший в 2013 году.

Пенелопа Крус привнесла в него нотку солнечного испанского темперамента, а Сьюзен Сарандон и Робин Уильямс — настоящую искренность и правду жизни.

Фильму почти двадцать лет, в свое время он незаслуженно прошел как-то незаметно. И сейчас есть повод открыть его для себя заново.

«Потерянное Рождество»

Великобритания, 2011, режиссер Джон Хэй, 12+

«Она потеряла браслет — ты украл браслет, ты украл браслет — ты потерял собаку… Это закономерность».

Главный герой фильма — мальчик по имени Гус. Он потерял родителей из-за своей ошибки, детского эгоистичного желания, чтобы все было, как он хочет, и прямо сейчас. Можно ли его винить? Нет. Он всего лишь маленький мальчик. Но его поступок запустил целую цепь трагических событий, коснувшихся не только его семьи, но и других людей.

Да, сработал «эффект бабочки». «Незначительное влияние на систему привело к ее непоправимым изменениям» — так сказал бы учитель физики, объясняя ученикам суть этого загадочного «эффекта».

Накануне Рождества в городе появляется странный человек — урбанистический Санта-Клаус манчестерских промышленных окраин. Он совсем не похож на привычный образ доброго старика в красном колпаке с бородой. У него нет мешка с подарками. Он их не дарит, а просто возвращает потерянное. А ведь «каждый что-нибудь да потерял». А может, это вовсе и не Санта? Кто же тогда? Бродяга, заблудившийся во времени и пространстве?

Неклассическая рождественская история, в которой читаются и традиционные диккенсовские мотивы: мальчик-сирота, идущий по скользкой дорожке, обитатели городского дна, воры и бездомные, скупщики краденого.

Гусу повезло. Он получает второй шанс, совершив всего один добрый поступок, которого от него никто не ждет. Сможет ли он принять правильное решение на этот раз, все исправить и найти потерянное когда-то Рождество? Как сработает «эффект бабочки» на этот раз?

«Интуиция»

США, Канада, 2001, режиссер Питер Челсом, 12+

«Может, отсутствие каких-либо знаков — тоже знак».

Рождество в Нью-Йорке, предпраздничная суматоха. Встречаются двое. Они сразу понравились друг другу. Их отношения могли бы развиваться спокойно и счастливо. Но нет, герои решают проверить, суждено ли им быть вместе, положившись на случай. Они записывают свои телефоны: он — на банкноте, а она — на книге. Банкнота тут же разменивается, а книга оказывается у букиниста.

Первый раз я смотрела этот фильм, когда он только что вышел. Ощущения тогда и сейчас — совершенно разные. Двадцать лет назад это было просто кино, которое приятно посмотреть и забыть. А сейчас я увидела фильм-предостережение о том, что жизнь — это не черновик. Надо жить сейчас и беречь тех, кто рядом.

Отчего у Сары и Джонатана такая уверенность в скорой встрече? Они верят в судьбу и в свою интуицию. Так что же такое интуиция? Всегда ли она является голосом Бога?

И что такое игра, когда на кону жизни людей? Невинное развлечение или прелесть?

Вот такие непростые вопросы ставит, казалось бы, легкая романтическая комедия из 2000-х.

Смогут ли встретиться герои вновь? Желание встречи превратилось в одержимость ею. И это уже затрагивает не только их самих, но и людей, которые рядом.

И все равно героям сопереживаешь, и хочется, чтобы все закончилось хорошо, даже спустя годы…

«Саманта: Каникулы американской девочки»

США, Канада, 2004, режиссер Надя Тэсс, 0+

«Когда мы будем заботиться о детях, мы будем гордиться и нашими фабриками, и нашим прогрессом».

Саманта — девочка с обостренным чувством справедливости. Живя в приюте, она хочет помочь бедным подругам. И всем детям, которые не имеют детства и вынуждены работать на американских фабриках за кусок хлеба.

Эта история произошла в начале XX века в США. Главная героиня Саманта живет с бабушкой в загородном поместье. Она — настоящий сорванец в юбке. Девочка знакомится с новой соседкой, служанкой Нелли, которая переехала сюда из Нью-Йорка с отцом и двумя младшими сестрами.

Вскоре Саманту забирает в Нью-Йорк ее любимый дядя. Туда же возвращаются и ее новые подружки, у которых умирает отец. Сестер отправляют в приют.

Вот с этого-то момента и начинаются настоящие приключения.

Чем-то главная героиня напомнила мне Саманту Смит — девочку из штата Мэн, написавшую письмо Юрию Андропову в годы холодной войны. Ее тоже волновали недетские проблемы — мир во всем мире. А вот на Грету Тунберг она не похожа. Потому что слова и поступки ее идут от сердца, а не продиктованы амбициями находящихся рядом взрослых.

Когда все выходит из-под контроля, у Саманты хватает мужества рассказать правду и попросить помощи. На такое и не каждый взрослый способен.

«Я поступила плохо, и мне нужна помощь», — говорит девочка. Так просто и так честно. Иногда надо признать, что не можешь справиться сам, и положиться на волю Божию.

История, которая началась летом, заканчивается в Рождество. Будет и нарядная елка, и много подарков, и счастливые детские улыбки. А еще будут добрые и любящие люди рядом. И это самое главное. Счастливого Рождества, девчонки! Вам так много еще всего предстоит испытать в бурном двадцатом веке.

«Рождественская история»

Финляндия, 2007, режиссер Юха Вуолиоки, 0+

«Я был эгоистом, я приносил подарки только тем, кто мне помогал».

Эта история произошла очень давно, за полярным кругом, в Лапландии. Мальчик Николас жил со своими родителями и маленькой сестренкой Адой. И случилось так, что папа, мама и Ада погибли. Деревенский сход решил, что мальчика будет брать к себе на год каждая семья по очереди. В благодарность на Рождество Николас вырезал игрушки из дерева для ребят, в семьях которых он жил.

Теперь я точно знаю, кто приносит подарки детям каждое Рождество. Финский Дед Мороз, которого зовут Николас.

Шли годы, менялись семьи, уходило Рождество. А на седьмой, очень тяжелый и неурожайный год никто не смог его взять, кроме «чокнутого» злого Исайякии — плотника, живущего на уединенном хуторе.

Делать нечего. Пришлось Николасу поехать с ним. Вот тут-то и раскрывается благодать Господа для того, кто принимает Его волю. Находится утешение даже там, где, казалось, ждать нечего.

Сирота обретает дом, из которого не надо уходить, любимое дело и названого отца, а старый плотник Исайякия — сына, которому можно передать свое ремесло.

Для меня это фильм о любви, которая есть во всех. Даже если ее поначалу и не видно.

Сказочная красота Заполярья, лубочные картинки финского деревенского быта, упитанная приятность румяных детей, роскошные бороды и усы героев фильма придают особое рождественское настроение картине. Фильм — прекрасный подарок себе и детям уютным зимним вечером. «Подарки должны быть у всех!» — согласимся со словами Николаса, который уже вырос, но не изменил своим привычкам делать детей счастливыми в эту волшебную ночь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle